Методические страницы
С. Я.
Ковалёва,
< svekova@mail.ru >, зам. гл. редактора, учитель физики, ПАПО МО, г. Москва
Краски современного урока
Слово технология происходит от двух греческих слов: τέχνη – искусство, мастерство, ремесло, умение – и λóγος – cлово. Строгое представление о педагогических технологиях, по М.В.Кларину, это «воспроизводимые способы организации учебного процесса, позволяющие достичь диагностично заданных целей обучения» [1]. Разговор о технологиях невозможно вести без упоминания начал. Очевидно, что ещё Ян Амос Каменский (Jan Amos Comenius, 1592–1670) пытался создать новый для своего времени механизм обучения, ввёл урочную систему и сформулировал важнейшую идею – получение планируемого позитивного результата с помощью специальной системы воздействия на объект обучения. Среди существующих сегодня эффективных образовательных технологий назовём технологию коллективного способа обучения (по А.Г.Ривину–В.К.Дьяченко), технологию индивидуализированного обучения математике (по Р.Г.Хазанкину), адаптивную систему обучения (по А.С.Границкой), комбинированную систему организации процесса обучения химии (по Н.П.Гузику), технологию естественного обучения, в основе которой лежат идеи коллективного способа обучения [2]. последняя получила своё название по способу организации учебной деятельности, основанном на общении как естественном средстве обучения. Дидактическое назначение технологии – изучение новой темы, закрепление знаний по большому разделу курса, а также их повторение и обобщение. Наиболее прогрессивные системы обучения из перечисленных – адаптивная и коллективная – базируются на теории поэтапного формирования умственных действий, созданной на основе трудов П.Я.Гальперина, А.А.Леонтьева, Л.С.Выготского и др.
Насколько знание педагогических технологий помогает учителям отвечать на извечные профессиональные вопросы: какие задачи должны быть решены в процессе обучения? какова последовательность действий для их решения? каков будет результат? кто лучше всего реализует ту или иную технологию обучения? Ответ не очевиден.
Технология обучения – это достаточно жёсткий процесс, обусловленный многими составляющими: профессиональной деятельностью учителя, целями и задачами процесса обучения, особенностями учебного заведения, социальными условиями среды и т.д. Достаточно изменить какое-то из условий – и технологический процесс будет нарушен. Например, если применить технологию, разработанную для преподавания физики в общеобразовательном классе, в гуманитарном, т.е. изменить цели и задачи, результат будет непредсказуем. Очень часто жёсткое повторение сценария урока невозможно, поэтому реалии нашей жизни чаще всего ставят перед педагогами задачу не применить технологию или методику в строгом соответствии с авторскими задумками, а оперативно адаптировать её к новым условиям. Анкетирования и опросы учителей Московской области показали, что более 60% из них стремятся применять элементы различных педагогических технологий. И в основном это учителя, чей педагогический стаж более 20 лет! Оказалось, что чем больше опыт, тем выше умение адаптировать методику обучения для конкретной ситуации. Учителям с небольшим педагогическим стажем легче осваивать частные методы и приёмы обучения. Опытные же педагоги легко реализуют любой компонент технологии: цель – средства – правила и последовательность их использования – результат.
В предсталенном спецвыпуске мы приводим примеры наиболее интересных педагогических инноваций. К сожалению, вошло далеко не всё, на что хотелось бы обратить внимание. Так, многие учителя разрабатывают собственные варианты модульного представления знаний. Это и понятно – создание модулей позволяет сформировать структуру требуемых знаний, а любая систематизация облегчает как процесс изучения, так и обучения. В выделенных блоках информации и структурных единицах знаний можно учесть все требования, которые должен выполнить учитель. Примером такой работы являются модули, созданные Л.М.Добровольской (МОУ СОШ № 490, г. Москва), – она предлагает каждый модуль знаний представлять на одной стороне листа – в виде логической схемы с указанием общих целей изучения темы, а на обратной стороне листа расписывать знания и умения, которые приобретаются учащимися при изучения этого модуля. В качестве примера приводим модуль 3. в полном объёме работа представлена в электронных приложениях.
Как показал многолетний опыт, основа педагогической технологии – деятельностный подход. Одно из его направлений, развитое C.В.Анофриковой (МПГУ, г. Москва), широко представлено серией её статей (в соавторстве с педагогами, последователями этой авторской школы) [3] и статьями её учеников [4–9]. Другой вариант деятельностного подхода – технологию творческого развития – развивает школа А.З.Рахимова (система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова) [10]. Элементы технологий этих школ творчески освоены Т.Ю.Кузьмичёвой (гимн. № 38, г. Дзержинск, Нижегородская обл.) [11, 12].
И конечно, в формировании современного образовательного пространства особую роль играют компьютеры – это мониторинг знаний, диагностика уровня достижений учащихся, оригинальные иллюстративные материалы к урокам, конструкторы уроков и базы данных. Такие работы мы тоже предлагаем в этом номере. Читайте, думайте, применяйте. Надеемся на продуктивный диалог.
Модульное тематическое планировние (по Л.М.Добровольской)
(Обратная сторона листа) Должны знать:
Должны уметь: 1. Решать задачи на определение:
2. Объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов: рычага, наклонной плоскости; 3. Экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости. |
Литература
- Кларин М. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. — М.: Знание, 1989.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Уч. пособие. – М.: Народное образование, 1998.
- Школа С.В.Анофриковой. – Физика-ПС: 1998 (№ 31–34, 37, 39, 41), 1999 (№ 2, 13, 15), 2000 (№ 45), 2001 (№ 17, 18), 2002 (№ 21), 2003 (№ 11, 15, 19, 31, 47), 2006 (№ 24), 2008 (№ 23).
- Кутузова Т.Г. Изменение агрегатного состояния вещества.– Физика-ПС, 2003, № 3.
- Вайсеро Л.П. Молекулярная физика. – Физика-ПС, 2003, № 31.
- Попова О.Н. Физические величины. Измерение физических величин. – festival.1september.ru/2005_2006/index.php?member=302512
- Прохорчик М.Н. Задания для усвоения знаний. – Физика-ПС, 2006, № 24.
- Лисюкова Т.Н. Посвящение в физики. – Физика-ПС, 2007, № 15.
- Лисюкова Т.Н. Электризация тел при соприкосновении. – Физика-ПС, 2008, № 23.
- Каптелова Н.В. Уроки творческого развития. – Физика-ПС, 2008, № 17, 19, 21.
- Кузьмичёва Т.Ю. Строим дом. Урок-деловая игра. – Физика-ПС, 2005, № 18.
- Кузьмичёва Т.Ю. На строительной площадке. Урок-экскурсия, 7-й кл. – Физика-ПС, 2007, № 11.
Измерять, определять или выражать физические величины?
– Читаем в Большой советской энциклопедии: «единица физической величины – физическая величина фиксированного размера, которой условно присвоено числовое значение, равное 1, и которая применяется для количественного выражения (здесь и ниже все выделения сделаны редакцией) однородных физических величин».
– Читаем требования к уровню подготовки выпускников в Государственном образовательном стандарте:
<...> • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха <...>;
• выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчётов <...>.
Так что, уважаемые наши авторы, давайте в соответствии с регламентирующими документами физические величины измерять, если их числовое значение можно найти непосредственно с помощью физических приборов (например, длину, массу, время), определять, если эти значения приходится вычислять через непосредственно измеряемые величины (например, плотность, объём), и выражать через их единицы (например, СИ). Употреблять термин «единица измерения физической величины» некорректно, т.к., увы, не всё можно измерить, кое-что надо и вычислить.