Эксперимент
А. В.
Хейло,
МОУ СОШ № 7, с. Старомарьевка, Грачёвский р-н, Ставропольский кр.
Лабораторные работы по оптике
Я провожу лабораторные работы по оптике с новым прибором, выпускаемым ООО «Компания ЭДУСТРОНГ». Удобно, что в комплект поставки входят набор дифракционных решёток и полупроводниковый лазер. Технические характеристики, комплектность, устройство и внешний вид представлены в руководстве по эксплуатации на сайте http://www.edustrong.ru/func.php. Привожу методические рекомендации (в сокращении. – Ред.) к этим лабораторным работам.
Обозначения: где a1 и a2 – расстояния от максимума нулевого порядка до максимумов m-го порядка соответственно слева и справа от нулевого; • b – расстояние от линейки-экрана до дифракционной решётки; • m – порядок дифракционного максимума; • N – число штрихов на 1 мм; • λ – длина волны света; • ε – относительная погрешность определения физической величины.
Теория. (Текст стандартный, здесь опущен. – Ред.)
I. Измерение длины световой волны
Цель работы: измерить длину световой волны с помощью дифракционной решётки.
Оборудование: прибор для измерения длины волны с набором дифракционных решёток (50 штрихов на 1 мм, 75 штрихов на 1 мм, 300 штрихов на 1 мм), описание.
Ход работы
1. Закрепите лазер на торце оптической скамьи <...>.
2. Установите рамку с дифракционной решёткой (N = 50 штрихов на 1 мм) в держатель. Перемещая держатель вдоль скамьи, добейтесь, чтобы максимум m = 1 совпал с целым делением шкалы экрана. Определите расстояния a1 и a2 для m = 1 и m = 2. Вычислите аср для каждого порядка.
3. Определите расстояние b.
4. Снимите такие же данные для других решёток и занесите в табл. 1.
m |
N, штрих/мм |
b, м |
a, м |
аср, м |
λ, м |
λср, м |
Δλ = |λ – λср|, м |
Δλср, м |
ε, % |
|
слева |
справа |
|||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. По формуле рассчитайте длину световой волны, подставляя числовые данные в СИ.
6. Определите среднее значение λ.
7. Рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерений.
8. Запишите результат в виде: λ = λср ± Δλср = (6,69 ± 0,04) · 10–7 м.
9. Сравните полученную длину волны с табличной и определите цвет излучения.
Цвет |
Красный |
Оранж. |
Жёлтый |
Зелёный |
Синий |
λ, нм |
620–760 |
590–620 |
560–590 |
500–560 |
480–490 |
II. Определение периода дифракционной решётки
Цель работы: определить период дифракционной решётки.
Оборудование: прибор для измерения длины световой волны с набором дифракционных решёток с закрытыми обозначениями количества штрихов на миллиметр (длина волны излучения лазера 670 нм).
Ход работы
1. Закрепите лазер на торце оптической скамьи <...>.
2. Установите дифракционную решётку в держателе на скамью, выбрав определённое расстояние b.
3. Включите лазер, снимите данные для m = 1, m = 2, m = 3 и занесите в табл. 2.
Таблица 2
m |
b, м |
а, м |
аср, м |
d, м |
λdср, м |
Δd = |d – dср|, м |
Δdср, м |
ε, % |
N, штрих/мм |
|
слева |
справа |
|||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Повторите опыт, изменив расстояние b от решётки до экрана.
5. По формуле рассчитайте период решётки.
6. Рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерений.
7. Рассчитайте количество штрихов на миллиметр N.
8. Запишите результат в виде: d = dср ± Δdср = (2,02 ± 0,01) · 10–5 м.
III. Определение линейной величины оптическим методом
Цель работы: определить расстояние от дифракционной решётки до экрана.
Оборудование: прибор для измерения длины световой волны с набором дифракционных решёток с закрытой шкалой на скамье прибора, линейка (длина волны излучения лазера 670 нм).
1. Закрепите лазер на торце оптической скамьи <...>.
2. Установите дифракционную решётку в держателе на скамью на произвольном расстоянии b.
3. Включите лазер, снимите данные для m = 1, m = 2, m = 3 и занесите в табл. 3.
Таблица 3
m |
N, штрих/мм |
a, м |
аср, м |
a, м |
bср, м |
Δb = |b – bср|, м |
Δbср, м |
ε, % |
|
слева |
справа |
||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Повторите опыт с другой дифракционной решёткой.
5. По формуле рассчитайте для каждого опыта расстояние b и найдите bср.
6. Рассчитайте абсолютную и относительную погрешности измерений.
7. Линейкой измерьте расстояние от решётки до экрана и сравните с вычисленным bср. Сделайте вывод.
8. Запишите результат в виде: b = bср ± Δbср = (27,0 ± 0,4) · 10–2 м.
Литература
- Демкович В.П. Измерения в курсе физики средней школы. – М.: Просвещение, 1970.
- Касьянов В.А., Коровин В.А. Физика. Тетрадь для лабораторных работ-11. – М.: Дрофа, 2003.
- Касьянов В.А. Физика-11. – М.: Дрофа, 2003.
ОТ РЕДАКЦИИ. Поздравляем Александра Владимировича Хейло с недавним юбилеем! желаем ему крепкого здоровья, неиссякающего интереса к жизни, любви близких, уважения коллег и учеников и, конечно, удачи и успехов!