Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №21/2009

Учебные занятия

Е. Б. Сазанова,
МОШИ Кадетская школа-интернат, г. Воткинск, Удмуртская Респ.

Начнём Новый год с «5»!

С Новым годом поздравляю
И удачи вам желаю!
Всем сегодня победить
И пятёрки получить!

Эту игру я провожу на последнем уроке в уходящем году в 9-х классах. Девятиклассникам предстоит сдавать выпускной экзамен за курс основной средней школы. Повторить изученный материал в игровой форме – цель этого урока. Дети приходят в празднично убранный класс, где установлена ёлка, звучат фонограммы новогодних песен. Перед Новым годом случаются разные чудеса. Приятный сюрприз – первую «5» в наступающем году – может получить каждый участник игры. Все ученики имеют такую возможность, а дальше уж как повезёт...

Звучит песня «Новый год к нам мчится...» И с вопроса «О каком физическом явлении говорится в этой песне?» начинается игра. Она проводится в 5 туров, в каждом туре принимают участие 6 человек (сидящие за первыми партами, за вторыми и т.д., – у нас в классе парты стоят в три ряда). Очерёдность игры в турах определяется по жребию. Играющему нужно выполнить доставшееся ему задание. Если ответ полный, ставится «5», если ответ неполный, участник получает новогодний жетон. В случае затруднений при выполнении задания участником тура в игру вступают зрители. Зритель, ответивший наиболее полно, награждается жетоном. Два таких жетона – это «5».

1-й тур. Физические приборы

На кафедре стоят 6 физических приборов: демонстрационный амперметр, демонстрационный вольт­метр, демонстрационный динамометр, мензурка, барометр, электроскоп. Очерёдность ответов и прибор, о котором надо рассказывать, определяются по жребию.

План ответа: название прибора; назначение; измеряемая физическая величина, её единицы.

2-й тур. Физическая формула

На доске заранее написаны формулы: Q = I2Rt; FА = gρжVт; Q = cm(t2 – t1); Eк = 2/2; Eп = mgh; A = UIt.

Задание: для каких расчётов используется данная формула, запишите расчётные формулы для входящих в неё двух физических величин и назовите их.

3-й тур. Физическое явление

На кафедре установлены приборы для демонстрации физических явлений и законов (или на стенде развешены таблицы с их изображением).

Задание: какое физическое явление, закон демонстрируется, дайте определение явления или формулировку закона.

рис.1
рис.2

Деформация – это изменение формы и размеров тела

Конвекция – это передача энергии струями жидкости или газа

рис.3
рис.4

Диффузия – это взаимное проникновение соприкасающихся веществ вследствие беспорядочного движения молекул

Излучение – это перенос энергии с помощью тепловых лучей

рис.5
рис.6

Теплопроводность – это перенос энергии молекулами как бы по цепочке – от одной к другой

Закон Паскаля: давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково во всех направлениях

 

4-й тур. Единицы физических величин

Дети получают карточки и выполняют работу у доски.

Задание: выразите числовые значения физических величин в СИ и в стандартном виде.

 

Ответы

1

50 МПа = 

2

135 см = 

3

0,065 км = 

4

0,3 мл = 

5

0,05 гПа = 

6

750 дм = 

1

50 · 106 Па = 5 · 107 Па

2

135 · 10-2 м = 1,35 м

3

0,065 · 103 м = 6,5 · 102 м

4

0,3 · 10-3 л = 3 · 10-7 м3

5

0,05 · 102 Па = 5 Па

6

750 · 10-1 м = 7,5 · 101 м

 

5-й тур. Задачи на эрудицию и смекалку

Карточки с заданиями разложены на столе. Участники после розыгрыша вопросов получают 1 мин на размышление и отвечают устно.

1. Имеются три бруска льда одинаковой массы, взятые при разных температурах, равных соответственно 0 °С, –4 °С, –25 °C. У какого бруска самый большой объём? (Ответ. Лёд, как и всякое твёрдое тело, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Следовательно, плотность льда при более низкой температуре больше. Поэтому самый большой объём у бруска с t = 0 °С.)

2. В плотно закрытой бутылке, заполненной водой, имеется пузырёк воздуха. Когда этот пузырёк больше: в тёплую или прохладную погоду? (Ответ. В прохладную, т.к. в этом случае объём воды уменьшается, – вода сжимается, и воздух занимает весь предоставленный ему объём.)

3. Действует ли закон Паскаля на искусственном спутнике Земли? (Ответ. Да. Жидкости и газы передают производимое на них давление по всем направлениям без изменения. Вес жидкости или газа при передаче давления роли не играет.)

4. Стакан с мыльной пеной поставили в чашку и поместили под колокол воздушного насоса. Что произойдёт, если воздух оттуда откачать? (Ответ. При откачивании воздуха из-под колокола внутреннее давление воздуха в пузырях становится больше внешнего давления, поэтому пузыри раздуваются.)

5. Сильная струя воздуха, которая идёт на вас от настольного вентилятора, создаёт прохладу. Можно ли этой струёй сохранить мороженое в твёрдом виде? (Ответ. Нельзя, т.к. вентилятор нагнетает на мороженое воздух, температура которого всё равно больше температуры таяния мороженого.)

6. В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубках макарон? (Ответ. Нет. Чтобы вода в макаронинах кипела, ей необходимо сообщать тепло от более нагретого тела. Вода в кастрюле не может быть нагрета выше температуры кипения. Поэтому температура воды внутри макаронин может лишь сравняться с температурой воды в кастрюле.)

Зрителям во время подготовки играющих к ответам можно задать блиц-вопросы и физические ребусы. За верный ответ – новогодний жетон.

1. Какое слово лишнее?

асач; адунекс; тупь; тауимн.

б) аилс; самас; еинрекоус; тьпу.

Ответы

а) час, секунда, минута (лишнее – путь).

б) сила, масса, ускорение (лишнее – путь).

 

2. Вставьте в скобки слово – единицу физической величины, – чтобы оно было продолжением первого слова и началом второго: динамо (...) О.

Ответ: метр, динамометро.

 

3. Прочитайте слова:

рис.7

Ответы: сила тока; вольтметр; Ньютон; закон Ома.

рис.8
рис.9

Читать с буквы «П» по часовой стрелке: перемещение

Читать с буквы «И» по часовой стрелке: инерция

 

4. Что нужно поставить вместо вопросительного знака?

m

F

υ

a

кг

Н

м/с

?

Ответ: единицу ускорения – м/с2.

Заканчивается урок подведением итогов и новогодним пожеланием:

Пусть ученье увлекает,
Школа знаний прибавляет,
И удача тоже ждёт
В этот добрый Новый год!

 

СазановаЕлена Борисовна Сазанова – учитель физики 1-й категории. Окончила Вот­кинский филиал Ижевского механического института в 1983 г. по специальности «Инженер-механик». Общий педагогический стаж 22 года, из них учителем физики – 17 лет. С 2004 г. работает в Кадетской школе-интернате, где учатся только мальчики, мечтающие о военной карьере. Её ученики – постоянные участники городских и школьных научно-практических конференций, неоднократные призёры и победители. Задача, над которой Елена Борисовна сейчас работает, – внедрение информационных технологий в учебный процесс. Увлекается разведением крупноплодной земляники. Замужем, сын Дмитрий служит в Вооружённых силах России.