Учебные занятия
Е. Б.
Сазанова,
МОШИ Кадетская школа-интернат, г. Воткинск, Удмуртская Респ.
Начнём Новый год с «5»!
С Новым годом поздравляю
И удачи вам желаю!
Всем сегодня победить
И пятёрки получить!
Эту игру я провожу на последнем уроке в уходящем году в 9-х классах. Девятиклассникам предстоит сдавать выпускной экзамен за курс основной средней школы. Повторить изученный материал в игровой форме – цель этого урока. Дети приходят в празднично убранный класс, где установлена ёлка, звучат фонограммы новогодних песен. Перед Новым годом случаются разные чудеса. Приятный сюрприз – первую «5» в наступающем году – может получить каждый участник игры. Все ученики имеют такую возможность, а дальше уж как повезёт...
Звучит песня «Новый год к нам мчится...» И с вопроса «О каком физическом явлении говорится в этой песне?» начинается игра. Она проводится в 5 туров, в каждом туре принимают участие 6 человек (сидящие за первыми партами, за вторыми и т.д., – у нас в классе парты стоят в три ряда). Очерёдность игры в турах определяется по жребию. Играющему нужно выполнить доставшееся ему задание. Если ответ полный, ставится «5», если ответ неполный, участник получает новогодний жетон. В случае затруднений при выполнении задания участником тура в игру вступают зрители. Зритель, ответивший наиболее полно, награждается жетоном. Два таких жетона – это «5».
1-й тур. Физические приборы
На кафедре стоят 6 физических приборов: демонстрационный амперметр, демонстрационный вольтметр, демонстрационный динамометр, мензурка, барометр, электроскоп. Очерёдность ответов и прибор, о котором надо рассказывать, определяются по жребию.
План ответа: название прибора; назначение; измеряемая физическая величина, её единицы.
2-й тур. Физическая формула
На доске заранее написаны формулы: Q = I2Rt; FА = gρжVт; Q = cm(t2 – t1); Eк = mυ2/2; Eп = mgh; A = UIt.
Задание: для каких расчётов используется данная формула, запишите расчётные формулы для входящих в неё двух физических величин и назовите их.
3-й тур. Физическое явление
На кафедре установлены приборы для демонстрации физических явлений и законов (или на стенде развешены таблицы с их изображением).
Задание: какое физическое явление, закон демонстрируется, дайте определение явления или формулировку закона.
Деформация – это изменение формы и размеров тела |
Конвекция – это передача энергии струями жидкости или газа |
Диффузия – это взаимное проникновение соприкасающихся веществ вследствие беспорядочного движения молекул |
Излучение – это перенос энергии с помощью тепловых лучей |
Теплопроводность – это перенос энергии молекулами как бы по цепочке – от одной к другой |
Закон Паскаля: давление, производимое на жидкость или газ, передаётся в любую точку одинаково во всех направлениях |
4-й тур. Единицы физических величин
Дети получают карточки и выполняют работу у доски.
Задание: выразите числовые значения физических величин в СИ и в стандартном виде.
Ответы |
|||||||||||||||||||||||||
|
|
5-й тур. Задачи на эрудицию и смекалку
Карточки с заданиями разложены на столе. Участники после розыгрыша вопросов получают 1 мин на размышление и отвечают устно.
1. Имеются три бруска льда одинаковой массы, взятые при разных температурах, равных соответственно 0 °С, –4 °С, –25 °C. У какого бруска самый большой объём? (Ответ. Лёд, как и всякое твёрдое тело, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Следовательно, плотность льда при более низкой температуре больше. Поэтому самый большой объём у бруска с t = 0 °С.)
2. В плотно закрытой бутылке, заполненной водой, имеется пузырёк воздуха. Когда этот пузырёк больше: в тёплую или прохладную погоду? (Ответ. В прохладную, т.к. в этом случае объём воды уменьшается, – вода сжимается, и воздух занимает весь предоставленный ему объём.)
3. Действует ли закон Паскаля на искусственном спутнике Земли? (Ответ. Да. Жидкости и газы передают производимое на них давление по всем направлениям без изменения. Вес жидкости или газа при передаче давления роли не играет.)
4. Стакан с мыльной пеной поставили в чашку и поместили под колокол воздушного насоса. Что произойдёт, если воздух оттуда откачать? (Ответ. При откачивании воздуха из-под колокола внутреннее давление воздуха в пузырях становится больше внешнего давления, поэтому пузыри раздуваются.)
5. Сильная струя воздуха, которая идёт на вас от настольного вентилятора, создаёт прохладу. Можно ли этой струёй сохранить мороженое в твёрдом виде? (Ответ. Нельзя, т.к. вентилятор нагнетает на мороженое воздух, температура которого всё равно больше температуры таяния мороженого.)
6. В кастрюле бурно кипит вода, и в ней варятся макароны. Кипит ли вода в трубках макарон? (Ответ. Нет. Чтобы вода в макаронинах кипела, ей необходимо сообщать тепло от более нагретого тела. Вода в кастрюле не может быть нагрета выше температуры кипения. Поэтому температура воды внутри макаронин может лишь сравняться с температурой воды в кастрюле.)
Зрителям во время подготовки играющих к ответам можно задать блиц-вопросы и физические ребусы. За верный ответ – новогодний жетон.
1. Какое слово лишнее?
а) сач; адунекс; тупь; тауимн.
б) аилс; самас; еинрекоус; тьпу.
Ответы
а) час, секунда, минута (лишнее – путь).
б) сила, масса, ускорение (лишнее – путь).
2. Вставьте в скобки слово – единицу физической величины, – чтобы оно было продолжением первого слова и началом второго: динамо (...) О.
Ответ: метр, динамометро.
3. Прочитайте слова:
Ответы: сила тока; вольтметр; Ньютон; закон Ома.
|
|
Читать с буквы «П» по часовой стрелке: перемещение |
Читать с буквы «И» по часовой стрелке: инерция |
4. Что нужно поставить вместо вопросительного знака?
m |
F |
υ |
a |
кг |
Н |
м/с |
? |
Ответ: единицу ускорения – м/с2.
Заканчивается урок подведением итогов и новогодним пожеланием:
Пусть ученье увлекает,
Школа знаний прибавляет,
И удача тоже ждёт
В этот добрый Новый год!
Елена Борисовна Сазанова – учитель физики 1-й категории. Окончила Воткинский филиал Ижевского механического института в 1983 г. по специальности «Инженер-механик». Общий педагогический стаж 22 года, из них учителем физики – 17 лет. С 2004 г. работает в Кадетской школе-интернате, где учатся только мальчики, мечтающие о военной карьере. Её ученики – постоянные участники городских и школьных научно-практических конференций, неоднократные призёры и победители. Задача, над которой Елена Борисовна сейчас работает, – внедрение информационных технологий в учебный процесс. Увлекается разведением крупноплодной земляники. Замужем, сын Дмитрий служит в Вооружённых силах России.