Учебные занятия
Т. В.
Шобик,
МОУ гимназия № 1 им. акад. В.В.Сороки, г. В.Новгород
Взаимодействие тел
Цель урока: проверка и углубление знаний учащихся по теме, развитие познавательного интереса к изучению физики, воспитание умения работать коллективно.
Предварительная подготовка. Класс разделён на три группы. В каждой группе есть знатоки, экспериментаторы, эрудиты, смекалистые. Избрано жюри из наиболее сильных учеников класса или из старшеклассников.
Ход урока
1-й этап. Учитель ставит цель: применить знания для решения задач, выполнения практических заданий по измерению сил, объяснения физических явлений. Каждая группа выбирает красочно оформленный билет с заданием на обороте. Задания тоже оформлены на прозрачных кодоплёнках для демонстрации классу при заслушивании ответов. Первыми отвечают знатоки из каждой команды. Затем по порядку: эрудиты, экспериментаторы, смекалистые.
Необходимые для ответа чертежи и записи учащиеся выполняют на кодоплёнке и демонстрируют классу. Жюри оценивает итог выступления группы по 5-балльной системе. Группы выставляют оценку каждому своему члену, но она не должна превышать оценку, выставленную группе в целом. Результат учитель заносит в наглядную таблицу.
2-й этап. Все учащиеся самостоятельно решают задачи (например, подобранные из задачников). Условия задач выводятся на экран при помощи медиапроектора или кодоскопа.
3-й этап. Каждый ученик получает оценку, которая является средней по сумме оценок за работу в группе и за индивидуальное решение задач. Учитель подводит окончательный итог группового первенства, учитывая индивидуальные оценки за решение задач.
Задания для знатоков
Группа 1. Какая сила называется силой тяжести? • На машину действует сила тяжести 3000 Н. Изобразите эту силу графически. • По какой формуле рассчитывается сила тяжести? • Как направлена сила тяжести? Что называется весом?
Группа 2. Какая сила называется силой трения? • Причины возникновения силы трения. • Виды трения. Способы увеличения и уменьшения силы трения. • Как возникает вес? Формула расчёта веса.
Группа 3. Причины возникновения силы упругости. •Направление силы упругости и зависимость силы упругости от величины деформации тела. • На гирю, стоящую на столе, действует сила упругости 2 Н. • Изобразите силу упругости графически. На нить действует вес гири 3 Н. Изобразите вес гири графически.
Задания для экспериментаторов
Группа 1. С помощью предложенного оборудования определите массу бруска.
Группа 2. Измерьте вес бруска и силу тяги при равномерном движении бруска по поверхности стола. Какая сила больше и во сколько раз?
Группа 3. Вычислите, какое значение силы покажет динамометр, если к нему подвесить предложенную гирю. Убедитесь на опыте в правильности ответа.
Задания для эрудитов
Группа 1. Члены экипажа «Аполлон-12», побывавшие на Луне, говорили, что по Луне легко ходить, но они часто теряли равновесие и при самом небольшом наклоне могли упасть. Почему? • Какая сила вызывает оползни и камнепады в горах? • Почему металлические ступеньки (подножки поезда, лестницы) имеют рельефные выступы?
Группа 2. Вам дано приспособление для резки стекла ампулы с лекарством. Объясните его действие. • Почему в гору везти санки тяжелее, чем с горы? • Лёгкие или тяжёлые металлы применяют для постройки электровозов? Почему?
Группа 3. Разъясните физический смысл выражения «всё идёт, как по маслу». • Одинаковая ли сила тяжести действует на человека на экваторе и на полюсе? Почему? • Под действием какой силы прогибаются рельсы при движении по ним железнодорожного состава?
Задания для смекалистых
По предложенным рисункам составьте физический вопрос и передайте для ответа группе соперников.