Задачи, тесты
А. А.
Найдин,
< naidin_anatoli@mail.ru >, МОУ гимназия № 44, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
А если ученик предложил своё решение задачи ЕГЭ?
Многое твёрдо должно быть установлено прежде,
Нежели сможешь постичь ты правильно сущность предмета:
Надо к нему подходить и окольной, и длинной дорогой.
Лукреций Кар
Убеждён, что ЕГЭ – это «термометр»! С его помощью уже можно сравнить «температуры» различных школ, составить их открытый рейтинг. ЕГЭ освободил учителя от подготовки экзаменационных материалов и изматывающей процедуры их утверждения на методическом объединении, от долгого и далеко не всегда объективного экзамена в традиционной форме. Критерии оценки теперь понятны и не зависят от мнения экзаменатора. Учитель и ученики получают объективную оценку своего труда. По результатам 2009 г. можно с уверенностью сказать, что ЕГЭ по физике состоялся, однако хотелось бы кое-что и отметить. Так, в одном из вариантов предлагалась задача в части С (условие воспроизведено учеником по памяти):
На гладком столе лежит доска массой М, на которой покоится брусок массой m. Бруску щелчком сообщили скорость υ0 вдоль доски, и он скользил по ней в течение времени τ. Коэффициент трения между бруском и доской μ. Определите массу бруска.
Можно предложить несколько решений.
• Решение 1
В ИСО – системе отсчёта, связанной с неподвижным наблюдателем, – для замкнутой системы брусок–доска выполняется закон сохранения импульса:
Ускорение бруска находим из основного уравнения динамики: ma1 = Fтр и a1 = μg.
Движение бруска равнозамедленное, поэтому
• Решение 2
Для наблюдателя в ИСО (рис. а) – ускорение доски находится так:
Ma2 = μmg ⇒ a2 = μmg/M.
Для наблюдателя на доске, в НИСО (рис. б), ускорение бруска находится так:
ma = Fин + Fтр1 ⇒ ma = ma2 + μmg ⇒ a = m/M μg + μg.
Конечная скорость бруска равна нулю, поэтому
• Решение 3
Для наблюдателя в ИСО на основании закона сохранения энергии можно записать:
После простых преобразований получим Для равноускоренного движения при нулевой конечной скорости
Я был свидетелем того, как ученик правильно решил задачу вторым способом и получил за него всего 1 балл вместо 3 баллов! И апелляционная комиссия не рискнула правильно оценить решение! Понимаю, что многое зависит от компетентности областной предметной комиссии. Может быть, в рекомендациях по проверке работ необходимо хотя бы перечислять остальные способы решения задачи?
Комментарий от председателя ФПК ЕГЭ по физике
Для работы региональных предметных комиссий в регионы рассылаются критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом. По физике для каждого задания (в качестве справки и для контроля правильности требуемого числового ответа или ответа в общем виде) приводится один из возможных способов решения. Как правило, это наиболее часто встречающийся способ решения, и не всегда самый короткий и оптимальный.
Предлагаемый разработчиками КИМов способ решения не является определяющим для построения шкалы оценивания работ учащихся. Не является он и образцом решения, оцениваемого в 3 балла. Эксперту предлагается система оценивания, которая может применяться при рассмотрении любого, альтернативного авторскому решения в экзаменационной работе.
Система оценивания строится исходя из описания полного правильного решения. В разделе критериев оценки на 3 балла указываются те законы и формулы, которые использованы в образце возможного решения. Если же эксперт встречает альтернативный способ решения, то он сам должен выделить этот перечень необходимых законов. Таким образом, оценивание задания от 0 до 3 баллов зависит исключительно от правильности и полноты представленного решения, а не от того, каким способом задача была решена. К сожалению, из заметки трудно судить о том, что же было записано в бланке ответа тестируемого, поэтому в данном конкретном случае не берёмся сделать окончательное заключение о правильности оценивания задачи региональной предметной комиссией.
Несомненно, что правильное решение должно быть оценено максимальным баллом. Ситуация, когда за верное решение эксперт ставит 0–1 баллов, говорит о его недостаточной компетентности. К сожалению, такие случаи иногда встречаются. Федеральной предметной комиссии подчас приходится встречаться с такими ситуациями при перепроверке работ.
Возможность здесь единственная – как можно более строго относиться к отбору экспертов для участия в региональных предметных комиссиях.
Не оставляйте случаи некачественной проверки «на потом». Всегда можно обратиться к нам по «горячей линии» или по электронной почте kim@fipi.org.
С уважением, М.Ю. Демидова