Образовательные ресурсы
А. А.
Подосинникова,
МФТИ, г. Москва
О работах слушателей курса 16-004 2008/2009 уч.г.: А.А.Князев. Олимпиадный материал в повседневной работе учителя физики
В первую очередь спешу как куратор курса поблагодарить всех слушателей и пожелать им всевозможных творческих успехов. Хочется особенно отметить авторов самых лучших решений представленных контрольных работ.
Абсолютно безупречные решения первой контрольной работы прислали Гайтулин Е.В. (с. Седельниково, Седельниковский р-н, Омская обл.), Кармазин С.В. (г. Фрязино, Московская обл.) и Полунин Н.И. (п. Колюбакино, Рузский р-н, Московская обл.). Прекрасные работы представили Фишер Т.А. (г. Лесосибирск, Красноярский кр.) и Пилипенко В.Г. (г. Белгород). Очень хорошо справились с задачами Клинк Н.Ю. (г. Чебоксары, Чувашская Респ.), Лукоянова Е.В. (г. Заволжье, Нижегородская обл.), а также Садчикова Т.В. (г. Ершов, Саратовская обл.) и Алексеева Н.И. (г. Жуковский, Московская обл.). Вторую контрольную работу лучше всего выполнили Клинк Н.Ю. и Пересыпкина В.В. (г. Новокузнецк, Кемеровская обл.). Достойные работы представили Колесникова О.И. (г. Мытищи, Московская обл.), Волынчик М.П. (г. Электросталь, Московская обл.), Воробьёва А.Ю. (г. Кызыл, Респ. Тыва), а также Игольникова Л.А. (г. Баймак, Респ. Башкортостан), Садчикова Т.В. и Алексеева Н.И.
Прежде чем перейти к разбору наиболее частых ошибок, которые допускались при решении задач, хочу сделать небольшое замечание по оформлению письменных работ. На мой взгляд, чтобы чётко и лаконично сформулировать свою мысль, её необходимо предварительно тщательно продумать, а это, в свою очередь, способствует пониманию. Кроме того, не стоит забывать про столь полезный инструмент, как метод размерностей. Несовпадение размерности является верным признаком неправильного решения.
Контрольная работа № 1. За счёт своей «нестандартности» особенно сложными оказались задачи 1 и 3. Для решения задачи 1 очень многие пытались воспользоваться кинематическими формулами для нахождения ускорения, а после определить силу с помощью второго закона Ньютона. В этом случае при правильном решении начальных данных оказывается недостаточно.
Задача 3, бесспорно, вызвала наибольшие затруднения. Было немало различных попыток «свести» эллипс к параболе, что, естественно, является грубейшей ошибкой, т.к. они относятся к различным каноническим типам кривых 2-го порядка. Лишь немногие «докопались» до разгадки этого, на первый взгляд, парадокса. Дело в том, что движение камня по параболе выводится на тот случай, когда поверхность Земли считается плоской. Рассматривая же взаимодействие между планетами, пренебречь шарообразной формой Земли уже нельзя. Здесь имеет место центральное взаимодействие, что и приводит к появлению эллипса. Движение по параболе происходит на масштабах, сильно меньших большой полуоси эллипса. На этом участке эллипс и парабола практически совпадают.
Контрольная работа № 2. Как ни печально, но тот факт, что в общем случае закон сохранения импульса (в замкнутой системе, естественно) подразумевает векторную запись, частенько забывают. В связи с этим было сделано несколько ошибочных решений задачи 7.
Напоследок хочется сказать, что, как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное – учиться на своих ошибках и не повторять их снова. Давайте так и будем поступать!
От редакции. Добавим, что из-за организационной неразберихи в 2008/2009 уч. г. слушателям были разосланы задачи 2007/2008 уч. г., решения которых уже публиковались в газетах № 10 и 15/2008 г. Так что есть смысл внимательно читать наши номера!