Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №18/2009

Абитуриенту

проф. В. А. Макаров,
физфак МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва;
И. П. Николаев,
физфак МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва;
М. С. Полякова,
физфак МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва;
С. С. Чесноков,
< sergeychesnokov@mail.ru >, физфак МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва;
проф. В. И. Шмальгаузен,
физфак МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва

МГУ-2009: Покори Воробьёвы Горы

МГУ

Окончание. См. № 12, 17/09

Задачи по физике. Заочный тур

4 (Окончание) Следовательно, после второго шага потенциал точки 1 станет формула1 а разность потенциалов на конденсаторе примет значение формула2 Рассуждая аналогично, находим разность потенциалов на конденсаторе после третьего шага: формула3 после четвёртого шага формула4 и т.д. Вводя обозначения формула5 запишем полученный результат в виде:

формула6

Для отношений начального напряжения на конденсаторе к напряжениям в процессе его разрядки имеем:

формула7

и т.д. Видно, что начиная с k3, все нечётные значения коэффициентов k содержат произведение γ1γ2 в целой степени. Поэтому, хотя величина k1 нам неизвестна, т.к. неизвестен начальный потенциал точки 1, полученные соотношения позволяют найти γ1γ2 по двум нечётным значениям ki. После этого можно определить любое нечётное k. По условию, формула8

Отсюда находим ответ: формула9

 

рис.15 На рисунке изображена схема станции метрополитена с примыкающим к ней криволинейным участком пути, расположенным в тоннеле. Пассажир стоит на краю платформы, в самом её начале, лицом навстречу движению поездов. В некоторый момент времени он замечает на кафельной облицовке стены станции отблески света фар приближающегося поезда. Через какое вре­мя после этого головной вагон поезда остановится около пассажира? В тоннеле поезд движется равномерно со скоростью υ0 = 72 км/ч, а при въезде на станцию тормозит с постоянным ускорением. Радиус закругления пути, измеренный по внешней стене тоннеля, R = 50 м, ширина тоннеля d = 5 м, длина платформы l = 160 м.

Для упрощения расчётов можно считать, что фары поезда расположены на одном уровне с глазами наблюдателя, а расстояние от правой фары до стенки тоннеля мало. Отражением света от стен тоннеля и боковых поверхностей рельсов можно пренебречь.

Решение

рис.2 В первую очередь пассажир увидит свет, испущенный правой фарой поезда. Ход луча для этого случая изображён на рисунке. Из рисунка видно, что формула10 Исключая из этих соотношений x и a, приходим к равенству формула11 Используя формулу формула12 получаем квадратное уравнение относительно sinβ:

формула13

Условию задачи удовлетворяет положительный корень:

формула17

Отсюда β = 0,062 рад. Из рисунка также видно, что формула14 Следовательно, α + β = 0,513 рад.

формула15

Путь, пройденный поездом при его движении в тоннеле с постоянной скоростью υ0 = 20 м/с, формула16 затраченное на это время τ1 = l/υ0 ≈ 1,2 с. Время, в течение которого поезд тормозит на станции, τ2 = 2L/υ0 = 16c. Следовательно, поезд остановится через τ = τ1 + τ2 = 17,2 с.