Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №18/2009

Портфолио

Н. Васильев,
(ученик 9-го класса), МОУ СОШ № 5 с УИХиБ, г. Старая Русса, Новгородская обл.;
Л. И. Дубровская,
< 89212009772@mail.ru >, учитель физики, МОУ СОШ с УИХиБ № 5, г. Старая Русса, Новгородская обл.;
С. Кириллова,
(ученица 9-го класса), МОУ СОШ № 5 с УИХиБ, г. Старая Русса, Новгородская обл.;
С. Лопаткина,
(ученица 9-го класса), МОУ СОШ № 5 с УИХиБ, г. Старая Русса, Новгородская обл.

Метеостанция

Предлагаем выдержки из образцово, на наш взгляд, спланированной, организованной и оформленной ученической исследовательской работы. Полностью этот проект (вместе с презентацией), а также ещё два проекта учеников Ларисы Ивановны Дубровской размещены как электронные приложения к № 18 на сайте газеты. – Ред.

Содержание

  1. Введение
    • Цель работы ...................................................................................................... 4
    • Задачи ................................................................................................................ 6
    • Актуальность ..................................................................................................... 7
  1. Опросы учащихся школы ........................................................................................... 8
  2. Историческая справка ................................................................................................ 11
  3. Климатические и погодные условия ........................................................................ 13
  4. Шкала барографа визуальной оценки скорости ветра ............................................ 15
  5. Ход исследований ..................................................................................................... 16
  6. Результаты исследований ......................................................................................... 17
  7. Гидрологический мониторинг реки ......................................................................... 19
  8. Метеорологическая станция ..................................................................................... 21
  9. Метеорологическая площадка ................................................................................... 21
  10. Приборы метеостанции нашего города ................................................................... 22
    • Приборы для измерения осадков:
      • Чашечный ртутный барограф ................................................................ 22
      • Метеорологический барограф ............................................................... 23
    • Приборы для измерения уровня осадков:
      • Снегомерная рейка ................................................................................. 23
      • Осадкомер Третьякова ............................................................................ 24
      • Измеритель высоты облачности ИВО .................................................. 25
    • Приборы для измерения температуры и влажности воздуха:
      • Психрометр и гигрометр ......................................................................... 26
      • Термограф и гигрограф ............................................................................ 28
      • Термометры для измерения температуры поверхности почвы .......... 28
    • Приборы для измерения силы и направления ветра:
      • Анерумбометр М-63 ............................................................................... 30
      • Флюгер Вильда ........................................................................................ 31
      • Приборы для измерения солнечной радиации:
      • Гелиограф ................................................................................................. 32
      • Актинометрическая стрелка ................................................................... 33
  1. Собственные наблюдения ......................................................................................... 35

Список литературы .............................................................................................................. 36


Цель работы: изучение работы метеостанции г. Старая Русса и её роли в прогнозировании погоды.

Задачи работы:

1. Посетить метеостанцию.

2. Узнать:

– чем занимается «Служба погоды»;

– для чего нужен прогноз погоды;

– какие сведения собирает метеослужба;

– какие приборы необходимы для проведения наблюдений;

– каково назначение и устройство этих приборов

– как передаются оперативные данные;

– насколько точны краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды;

– какие знания и умения из курса физики необходимы работнику метеослужбы;

– как измеряют количество выпавших осадков.

3. Записать, за какими метеорологическими параметрами ведутся наблюдения на метеостанции.

4. Выяснить, какие приборы расположены на метеоплощадке.

5. Рассмотреть, как устроена психрометрическая будка, выяснить, каково её назначение и какие приборы в ней находятся.

6. Ознакомиться с назначение с устройством самописцев: барографа, термографа, гигрографа.

7. Выяснить способы определения направления и силы ветра.

8. Выяснить назначение и особенности устройства глубинных и почвенных термометров.

9. Пронаблюдать за состоянием синоптических карт.

Актуальность темы. Метеостанцию не встретишь в центре города, зачастую она расположена где-то на окраине, и потому, мы редко задумываемся даже о том, есть она в нашем городе, или нет. Но, тем не менее метеостанция незаменима в нашей повседневной жизни. Именно поэтому нас заинтересовала эта работа.

Список литературы

  1. Третьякова С.В. Школьная метеостанция. – Физика-ПС, 2001, № 28.
  2. Сёмке А.И. Межрегиональная экологическая экспедиция. – Физика-ПС, 2004, № 5.
  3. Смирнова Г.С. Экологическая развивающая экскурсия. – Физика в школе, 2003, № 4.
  4. Стернзат М.С., Сапожников А.А. Метеорологические приборы наблюдения и их обработка. – Л: Гидрометиздат, 1959.
  5. Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. Тема «Влажность воздуха»: Учебник для ОУ. – М.: Мнемозина, 2008.

 

Шкала Бофорта для визуальной оценки скорости ветра [2]

Баллы

Словесное определение

Средняя скорость

Действие ветра

м/с

км/ч

0

Штиль

0–0,2

< 1

Дым поднимается вертикально. Зеркальное море, листья неподвижны

1

Тихий

0,3–1,5

1–5

Дым отклоняется от вертикали, на море лёгкая рябь, высота волны до 0,1 м

2

Лёгкий

1,6–3,3

6–11

Ветер чувствуется лицом, листья шелестят, на море  волны до 0,3 м

3

Слабый

3,4–5,4

12–19

Листья и тонкие ветви колышутся, лёгкое волнение на воде, волны до 0,6 м

4

Умеренный

5,5–7,9

20–28

Ветер поднимает пыль, на море видны белые барашки, качаются тонкие ветви деревьев

5

Свежий

8,0–10,7

29–38

Качаются ветви и тонкие стволы деревьев, повсюду видны белые барашки на море

6

Сильный

10,8–13,8

39–49

Качаются толстые сучья, тонкие деревья гнутся, гудят телефонные провода, белые пенистые гребни занимают значительные площади на море

7

Крепкий

13,9–17,1

50–61

Качаются стволы деревьев, трудно идти против ветра, гребни волн срываются ветром

8

Очень крепкий

17,2–20,7

62–74

Ломаются тонкие сучья и ветви. Сильное волнение на море

9

Шторм

20,8–24,4

62–88

Значительные разрушения строений, ветер срывает шифер и черепицу с крыш, очень сильное волнение на море

10

Сильный шторм

24,5–28,4

89–102

Значительное разрушение строений, ветер валит деревья, поверхность моря белая от пены

11

Жестокий шторм

28,5–32,6

103–117

Сопровождается разрушениями на больших пространствах. На море исключительно высокие волны

12

Ураган

32,7 и более

118 и более

Не поддаётся описанию

 

Историческая справка к 130-летию гидрологической станции Г-1 в г. Старая Русса

Гидрологическая станция первого разряда (Г-1) в Старой Руссе – одно из старейших сетевых подразделений Гидрометслужбы на северо-западе страны. Первые гидрологические наблюдения в городе были организованы в 1877 г. управлением Московской Виндаво-Рижской ж.д. Министерства путей сообщения (МПС) России. 1 июля 1877 г. начаты регулярные измерения уровня воды в реке Полисть в центре города, где был оборудован уровневый пост. Наблюдения были прерваны Великой Отечественной войной в августе 1941 г., возобновлены в марте 1944 г. и продолжаются по настоящее время без перерыва.

Метеорологические наблюдения в Старой Руссе начались в сентябре 1902 г. и продолжались до конца года по программе метеостанции 2-го разряда. Станция находилась на юго-восточной окраине г. Старая Русса, на огороде наблюдателя, вблизи железнодорожного вокзала, на открытом месте. В период 1903–1923 гг. станция не работала (гражданская война, послевоенная разруха). В 1924 г. наблюдения возобновились по программе метеостанции 3-го разряда. Дождемер был установлен на участке, принадлежавшем электростанции железной дороги.

В октябре 1928 г. была вновь организована метеостанция 2-го разряда, к юго-востоку от метеостанции 3-го разряда, которая в декабре 1928 г. была закрыта. Метеорологическая площадка была оборудована на северо-западной окраине Старой Руссы. В 150–200 м к юго-востоку от площадки проходило полотно железной дороги, за которым начинались городские постройки. На этом месте станция работала вплоть до оккупации немецко-фашистскими войсками в августе 1941 г. После освобождения города станция была восстановлена и 5 марта 1944 г. начала наблюдения временно в п. Парфино. Практически одновременно было начато оборудование метеоплощадки на северо-восточной окраине д. Дубовицы, в 3 км к северо-западу от Старой Руссы. С 17 июля 1944 г. на этой площадке стали проводиться регулярные наблюдения, и станция была перенесена в Дубовицы.

13 марта 1951 г. метеоплощадка была вновь перенесена на 125 м к северо-востоку, в поле, на расстояние 200–300 м от восточной окраины деревни, в местечко Сумрова Роща. К моменту строительства от рощи остались лишь отдельные высокие деревья. Небольшая речка Тулебля огибает территорию станции на расстоянии 80–90 м от метеоплощадки.

20 марта 1947 г. станции присвоен 15-й тип – гидрологическая станция 2-го разряда, – а с 1 января 1955 г. она реорганизована в гидрологическую станцию 1-го разряда (Г-1) Старая Русса. Работая 50 лет в этом статусе, гидрологическая станция Старая Русса проводит широкий комплекс гидрологических и специальных наблюдений (метеорология, гидрология, водобалансовые наблюдения, агрометеорология, контроль загрязнения природной среды).

 

ДубровскаяЛариса Ивановна Дубровская – учитель физики высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, педагогический стаж 35 лет. Все годы работала учителем физики в школе, сначала в Азербайджане (по месту службы мужа), а с 1981 г. – в г. Старая Русса, в школе № 5. Родилась и выросла в Баку, после окончания школы сразу поступила в Азербайджанский ГПИ им. В.И.Ленина, который окончила в 1973 г. По распределению попала в горное село Алты-Агач. Очень трудно было после столицы и благоустроенной квартиры привыкать к сельской жизни. Там же познакомилась со своим будущим мужем Владимиром Дубровским. Затем они попали в г. Пушкин, на границе с Ираном. Вырастили двух сыновей, которые пошли по стопам отца. Старший Андрей окончил Высшее командное училище в г. Петергофе Ленинградской области, младший Алексей – Военно-космический университет им. А.Ф.Можайского. Оба уже подарили родителям пятерых внуков. Совсем недавно родились двойняшки Владимир и Дмитрий. Очень хочется верить, что у них будет счастливая судьба. Учителем Лариса Ивановна буквально родилась: сколько себя помнит, «учила» – сначала младшую сестру (она тоже стала учителем), потом малышей в школе, в классе занималась с отстающими, в институте помогала подругам. Играла в волейбол за сборные школы и института. Увлекшись психологией, много лет занималась на кафедре психологии РЦРО учителей Великого Новгорода. в 2002–2003 гг. ездила в Нижний Новгород на конференции «Психологические проблемы формирования образного мышления школьников» с докладами «Организация преподавания физики в гуманитарных классах с учётом индивидуальных особенностей мышления учащихся», «Организация внеклассной работы по физике с учётом подструктур образного мышления». В 2005 г. в Великом Новгороде на конференции выступала с докладом «Создание условий психологического микроклимата на уроках физики». Работать старается творчески – на уроках использует проблемные ситуации, активные формы обучения: конференции, семинары, чтение научной литературы, игры. Много лет занимается опытно-экспериментальной внеклассной работой по физике. На базе физического кружка ведёт проектно-исследовательскую работа с одарёнными учащимися. При абсолютной разнице стартовых начал учеников работа эта прививает всем интерес к физике, повышает уровень знаний. Об успехах учеников свидетельствуют их печатные работы в журналах «Физика в школе», «Физкультура в школе», «Физика-ПС»: «Творческие сочинения по физике», «Электробезопасность» (урок в 8-м и 10-м классах)», «С помощью юных физиков», «Физика в весёлых картинках», «Влияние цивилизации на природу и человека», «Электрическая природа нервного импульса», «Влияние магнитных бурь на человека», «Влияние шума на здоровье человека». К любому ученику, приятному и не очень, прилежному или шалопаю подходит с верой: может, станет лучше. Уверена, что нельзя делить учеников на «законченных» и «перспективных», «трудных» и «обычных», можно легко прозевать человека, личность, а значит, не разглядеть чьей-то судьбы. Существенная проблема в работе – недостаточное количество часов, выделенных на преподавание физики, особенно в естественно-научных классах (2 ч/ нед.). Лариса Ивановна благодарна С.А.Тихомировой за учебники, которые дают возможность работать именно в таких условиях.



Работа была представлена в 2009 г. на городской НПК исследовательских ученических проектов, авторы были удостоены звания лауреатов.

От редакции. Неясно, в чём заключались исследования. Мы бы назвали этот проект просто ученическим.