Методические страницы
Л. Э.
Генденштейн,
< genden@eist.ru >, ИСМО РАО, г. Москва;
проф. В. А.
Орлов,
ИСМО РАО, г. Москва
Можно ли к сдаче тестов готовиться по самим тестам?
Способ проверки результатов обучения кардинально влияет на сам процесс обучения, ведь учат и учатся так, чтобы успешно выдержать проверку. Например, во времена устных экзаменов по физике учеников заставляли заучивать формулировки так, чтобы «от зубов отскакивали», – одно это уже гарантировало положительную оценку. На что же надо обращать внимание при обучении сейчас, когда главной формой проверки результатов обучения стал ЕГЭ? Ответ на этот вопрос очень важен и для учеников, и для учителей.
Мы не берёмся дать исчерпывающий ответ в короткой статье. И более того, уверены, что ни мы, ни кто-то другой не владеет таким «волшебным» знанием уже хотя бы потому, что истина проверяется только практикой, а её ещё недостаточно. Хотя ЕГЭ по физике и вошёл в «штатный» режим, но он ещё слишком «молод». Тем не менее кое-какие закономерности уже просматриваются. На них мы и хотим обратить внимание читателей.
1. Чем отличаются учебные задания от контролирующих? В обычной школьной практике нет чёткого деления заданий на учебные и контролирующие. Когда учитель разбирает на доске примеры решения задач или предлагает ученикам выполнить какие-то первые задания по теме, то эти задачи, по сути, не отличаются от тех, которые потом будут предложены ученикам на самостоятельной или контрольной. Но это далеко не лучший вариант. И вот почему.
Учебные задания должны составляться в расчёте на то, что ученик делает их впервые. Поэтому надо тщательно выбирать специальные «модельные» ситуации, в которых «выпячивается» то, с чем ученик впервые встречается. Это может быть новое понятие, новая формула, новый вид взаимосвязи физических величин или явлений. Например, такой задачей может быть нахождение коэффициента трения по заданным силе трения и силе нормального давления.
На выполнение учебных заданий должно отводиться достаточное время. Желательно избегать «принудительного» оценивания выполнения таких заданий, потому что без ошибок обучение невозможно. Стилем таких заданий является доброжелательная поддержка учителя, – это и есть «зона ближайшего развития», по Выготскому, где обучение наиболее эффективно.
Постепенно учебные задания усложняются, в них появляются «подвохи», требующие не только фактического знания, но и понимания. И здесь тоже важна поддержка учителем, осознанное фиксирование внимания на необычном, непривычном новом приёме или подходе. Например, тут можно разобрать задачу, главной «изюминкой» которой является понимание того, чем отличается трение скольжения от трения покоя.
Контролирующие же задания имеют совсем другую цель: они должны проверить, выполнял ли ученик подобные задания ранее и понимает ли он основные закономерности. С этой целью контролирующие задания представляют собой осознанное «наступание на мозоли» – прощупывание «болевых» точек данной темы.
Например, для правильного ответа на поставленный вопрос надо выяснить, какой вид трения имеет место: трение скольжения или трение покоя? Обучать с помощью контролирующих заданий нельзя, эти задания могут показаться ученику «злыми», что может вызвать у него стойкое неприятие к предмету. Кстати, одной из причин неприятия физики у многих учеников как раз и является то, что контролирующие задания не отделяются от учебных.
Задания ЕГЭ составлены опытными методистами именно как контролирующие, т.е. не в расчёте на то, что ученик будет выполнять их впервые на самом экзамене, а с целью проверить, выполнял ли он подобные задания ранее. Потому-то и отводится так мало времени на выполнение большого числа заданий, ведь это «проверка готовности», а не «подготовка»!
2. «Секреты» подготовки к ЕГЭ. Означает ли сказанное выше, что для подготовки к ЕГЭ надо использовать только учебные задания? Нет! Это означает, что обучение любой темы должно пройти четыре этапа:
а) первый учебный, на котором надо забыть о контроле и всё внимание уделить обучению;
б) первый контрольный (например, самостоятельные работы), в которых даётся достаточно большое число простых заданий, где проверяются фактические знания (без «подвохов»);
в) второй учебный, на котором обращается внимание на типичные «подвохи». Но не с целью создать впечатление, что школьная физика – это намеренная «ловля» на ошибках, а с целью подвести к пониманию основных закономерностей в более сложных и непривычных ситуациях. Только при этом и возникает настоящее понимание, которое без удивления невозможно (или по крайней мере неэффективно). Дело в том, что понимание – не начальный, а завершающий этап обучения. Особенно хорошо это видно на примере маленьких детей, которые успешно учатся говорить, интуитивно схватывая грамматические закономерности, не уча перед этим никакой грамматики;
г) второй контрольный, на котором даётся достаточно большое число заданий, в которых проверяется понимание, уже достигнутое ранее при решении задач с «подвохами».
Можно заметить, что описанные выше четыре этапа в некоторой мере соответствуют четырём уровням сложности заданий. Эту тему, как и некоторые другие вопросы, связанные с подготовкой к ГИА и ЕГЭ, мы планируем развить в следующих публикациях.
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Electrabike.Ru». Если Вы решили приобрести качественный и надежный велосипед или запчасти к нему, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «Electrabike.Ru». На сайте, расположенном по адресу www.Electrabike.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать дешевые зеркала для велосипедов по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Electrabike.Ru.