Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №17/2009

Методические страницы

А. Н. Долгушин,
< dolgushin23fizika@yandex.ru >, МОУ СОШ № 23 с УИОП, г. Воскресенск, Московская обл.

Интерактивные модели

рис.1 рис.2

Использование компьютера на уроках стало привычным не только для учителя, но и для учащихся. Причём для первых это прекрасная возможность заинтересовать «недругов» физики, перейти к более эффективным формам обучения, а для вторых – возможность получить качественное образование. Многие учителя, только начинающие применять компьютер на уроках, испытывают определённые сложности – как профессиональные (грамотное использование программных продуктов, элементарное умение работать с компьютером), так и психологические («Это очень сложно для меня, вдруг не получится»). Но требования сегодняшнего дня заставляют нас шагать в ногу с технологическим прогрессом, не отставая от подрастающего поколения. Наиболее эффективным способом овладения простыми компьютерными навыками работы в программах MicrosoftPowerPoint, MicrosoftExcel, MicrosoftWord является самостоятельная, последовательная работа, метод «проб и ошибок».

Ещё одна сложность – как показать протекание сложных физических процессов, как продемонстрировать работу сложных физических установок? В этом случае компьютер выполняет роль помощника, позволяющего продемонстрировать то, что никогда не осуществить в школьной лаборатории.

Перечислим наиболее эффектные «интерактивные модели» и приведём аргументы в их пользу:

«Кипение воды». Механизм физического процесса на основе положений молекулярно-кинетической теории строения вещества. С применением эффектов анимации в программе PowerPoint можно добиться замедленной демонстрации кипения жидкости, более детально рассмотреть физический процесс.

«Трубка Ньютона». Далеко не у всех в физической лаборатории сохранился этот физический прибор, да ещё и исправно работающий насос Комовского.

«Реактивное движение». Использовать модель «воздушной ракеты» не каждый рискнёт в классной комнате. Как ни крути – техника безопасности! Да, возможен вариант «воздушный шарик на корпусе от авторучки, продетом через проволоку». Но как быть на последующих уроках, когда идёт закрепление пройденного материала?

«Движение молекулы газа». Если бы были волшебные очки, которые позволили бы заглянуть внутрь жидкости, газа или твёрдого тела и увидеть, каково движение структурных единиц вещества!..

«Принцип радиолокации». Механизм радиолокации проиллюстрирован во всех школьных учебниках, но это статичная схема. Эффекты анимации позволяют наглядно продемонстрировать физические основы.

«Давление света на основе электромагнитной природы». И здесь эффекты анимации позволяют детально объяснить механизм возникновения давления света.

«Движение α-частиц в опытах Резерфорда по их рассеянию на атомах тяжёлых элементов». Полученные траектории имеются во многих пособиях, а как продемонстрировать само движение α-частиц?

«Планетарная модель строения атома». Компьютерное моделирование физических моделей позволяет более чётко представить объект научного познания.

Все перечисленные интерактивные модели с эффектами анимации помещены как электронные приложения к № 17. Чтобы они стали интерактивными, перепишите их на свой жёсткий диск и нажмите клавишу F5.

 

Технология создания интерактивных моделей

Покажем, как создать интерактивную модель «Планетарная модель строения атома».

1. Щёлкаем левой кнопкой мыши (ЛКМ) последовательно по кнопкам: Пуск – Программы – MicrosoftOffice – Microsoft­Office­Power­Point-2003 – Создание презентации – Разметка слайда – Макеты содержимого – Пустой слайд.

2. На нижней панели совмещаем курсор с фигурой Овал, щёлкаем ЛКМ, переносим курсор на основное поле пустого слайда (он примет форму +). Нажимая ЛКМ и одновременно клавишу Shift, изображаем окружность (ядро атома).

3. Помещаем курсор в поле окружности. Нажав ЛКМ, выделяем эту фигуру, на нижней панели курсор совмещаем со значком Цвет заливки, нажимаем ЛКМ, выбираем Другие цвета заливки (щелчком ЛКМ) – Обычные, щелчком ЛКМ из предложенных вариантов выбираем красный – OK .

4. Строим орбиту электрона: на нижней панели совмещаем курсор с фигурой Овал, щёлкаем ЛКМ, перемещаем курсор на основное поле слайда левее от ядра и рисуем сильно вытянутый эллипс. Перемещаем курсор на него, нажимаем правую кнопку мыши (ПКМ), в выпадающем меню с помощью ЛКМ выбираем Формат автофигуры – Цвета и линии – Заливка, устанавливаем прозрачность 100% – OK. Получаем ядро и орбиту, по которой будет двигаться электрон вокруг ядра в интерактивной модели.

5. Изобразим электрон: на нижней панели выбираем фигуру Овал, щёлкаем ЛКМ, перемещаем курсор на орбиту, нажимая ЛКМ, изображаем малую окружность (электрон), на нижней панели Цвет заливки, ЛКМ – Другие цвета – Обычные, ЛКМ выбираем синий – OK.

6. Настройка анимации. Курсор совмещаем с электроном, ЛКМ – Разметка слайдов – Настройка анимации – Добавить эффект – Пути перемещения – Другие пути перемещения – Добавление пути перемещения – Общие – Овал – OK. На экране появится пунктирный овал, по которому будет двигаться электрон. Растягиваем овал до границ орбиты электрона.

7. Чтобы изменить параметры эффекта движения электрона по орбите, ставим курсор в правое поле на строку Настройка анимации – строка 1 – значок мышки-фигура-Овал 3 – Параметры эффектов – раздел Эффект – Настройка – Путь, отменяем Плавное начало и Плавное окончание (уберите флажки) – раздел Время – Повторение – 5 (число оборотов электрона вокруг ядра) – Начало – С предыдущим–OK. На экране будут показаны 5 оборотов электрона вокруг ядра.

Статья подготовлена при поддержке сервиса «Voxmate». Если вы решили просто и быстро овладеть английским языком, то оптимальным решением станет посетить сервис «Voxmate». На сайте, расположенном по адресу www.voxmate.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить более точную информацию о возможностях сервиса по изучению английского языка «Voxmate». В «Voxmate» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

Аналогично выполняются другие орбиты. В заключение следует отметить, что для данной интерактивной модели начало всех эффектов анимации желательно выбрать С предыдущим, тогда при запуске после нажатия клавиши F5 все электроны начнут движение вокруг ядра одновременно. Для эстетики и сравнительного анализа модели атома со строением Солнечной системы слайд можно дополнить фотографией Э.Резерфорда и схемой Солнечной системы. Окончательный вид слайда показан ниже.

рис.3

 

ДолгушинАлександр Николаевич Долгушин – учитель физики высшей квалификационной категории, окончил Коломенский ГПИ в 2000 г. Призёр муниципального конкурса педагогического мастерства в номинации «Успешный дебют-2001», победитель в номинации «Педагогический поиск-2008» и «Учитель года- 2009». Победитель всероссийского конкурса учителей физики и математики, проводимого фондом Дмитрия Зимина «Династия» в номинации «Молодой учитель» 2008 и 2009 гг. Лауреат именной премии губернатора Московской области, победитель конкурса «Лучшие учителя России-2009» в рамках ПНПО «Образование». Выпускники поступают в технические вузы (МЭИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАТИ–РГТУ им. К.Э.Циолковского; трое учатся на физико-математических факультетах в педагогических вузах г. Москвы).