Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №17/2009

Методические страницы

Т. Ю. Новожилова,
< tanyaiko@mail.ru >, ГОУ ЦО № 1458 ЮВОУО, г. Москва

Мир глазами физика: работа с видеозадачами

рис.1
рис.3 рис.4 рис.5

Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как повысить уровень усвоения учебного материала, т.е. улучшить понимание, запоминание и умение применять полученные знания. Уже давно было установлено, что около 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% – через слух и оставшиеся 5% – через осязание, обоняние и вкус. Однако когда речь идёт не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запоминает материал, когда видит, слышит и «трогает», т.е. сам что-то воспроизводит (пишет, рисует и т.п.), применяет на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.

«Детская природа ясно требует наглядности» (К.Д.Ушинский), и это требование легко можно удовлетворить средствами компьютерных технологий, в частности, применением на уроках интерактивной доски.

На своих уроках при рассмотрении любого физического явления я показываю ученикам, где непосредственно встречается изучаемое явление в жизни, спорте, технике, природе, быту, знакомлю с достижениями наших спортсменов, рассказываю о российских учёных, изобретателях, космонавтах, о российской истории, обсуждаю правила безопасного поведения в различных ситуациях с точки зрения физики.

Для меня главное – показать детям, что физика – это не только научные книги и сложные приборы, не только формулы и скучные задачи, не только огромные лаборатории, где проводятся грандиозные исследования. Физика – это и фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки, это опыты по завариванию чая и засолке огурцов, это ответы на многие «Почему?» из детства, это просто мир, который находится у нас за окном. Ведь физик видит то, что видят все: те же предметы и явления. Он, так же как и все, восхищается красотой и величием мира. Но, кроме этого, физик замечает ещё и закономерности событий и явлений. Ведь истинному физику свойственен дар понимания природы явлений.

Я хотела бы познакомить читателей с фрагментами уроков в 7-м классе, на которых я использую видео- и фотозадачи. Это не традиционные задачи, составленные по результатам проведённых лабораторных опытов, а задачи, увиденные мной и моими учениками в самых «нефизических», на первый взгляд, ситуациях: в мультфильмах, видеофильмах или просто «пойманные» объективом фотоаппарата.

Итак, знакомые и любимые всеми мультфильмы. Сюжет длится всего несколько секунд, но в нём масса интересных задач. При просмотре ролика не забываем включить доску в интер­активный режим. Функции интерактивной доски позволяют не только остановить в нужный момент сюжет, но и сразу обозначить, выделить задачу на остановившемся кадре с помощью функций Маркер и Перо1 (слайды 1, 2). Аналогично и в следующем примере: останавливаем ролик в двух местах, обращаем внимание на разное натяжение тетивы лука, обозначаем силы, возникающие при деформации, формулируем вопросы к сюжету (слайды 3, 4).

Инерция часто встречается в нашей жизни. И правила дорожного движения написаны с учётом этого явления. Именно правилам поведения на дорогах с точки зрения физики и посвящены следующие сюжеты. Вот тест на безопасность маршрутного такси, движущегося со скоростью 65 км/ч (слайды 5–7). Съёмка замедленная, поэтому очень хорошо видно движение не только машины, но и пассажиров. Используем возможности интерактивной доски, и, в нужный момент останавливая ролик, делаем отметки на экране. Очень хорошо видно, что движение автомобиля резко прекратилось, а пассажиры продолжают двигаться.

Яркие примеры явления инерции получаем при просмотре всеми любимого фильма «Такси» (слайды 8–9). После просмотра ролика обсуждаем: почему при столкновении машины получают разные повреждения? что приводит к такой ситуации на дорогах?

В качестве иллюстративного материала я использую на уроках и различные фотографии, на которых запечатлён интересный сюжет. И тогда задача из задачника о всаднике, быстро скачущем на лошади, становится очень наглядной (слайд 10). (Отметим, что в результате этого падения никто не пострадал: ни всадник, ни лошадь, ни другие участники скачек.)

Следующий видеосюжет (слайды 11, 12) «подсмотрен» моими учащимися на улице и посвящён правилам поведения пешеходов на дороге. Останавливаем сюжет в определённом месте, обсуждаем сложившуюся ситуацию (скорость пешехода, ширину дороги, вероятность появления транспортного средства, его скорость, качество дороги и величину тормозного пути), строим прогнозы дальнейшего развития ситуации.

рис.2

Фотография (слайд 13), предложенная учеником 7-го класса, была преобразована в фоновый рисунок интерактивной доски и очень наглядно представлена: указаны все расстояния, скорости участников движения, – задача просто «ожила». Для записей на доске включаем функцию Маркер, выбираем понравившийся цвет и пишем.

рис.6

Мои ученики очень активно включаются в поиск интересных видео и фотосюжетов, которые можно потом использовать в качестве занимательных задач. Одно важное замечание: чтобы фотография или картинка могла служить фоном интерактивной доски, её размер должен быть не меньше 800 × 600 мм.

Очень простой видеосюжет, демонстрирующий понятие «траектория» (слайд 14). В главной роли – моя ученица. Достаточно пройти по луже – и твоя траектория становится видимой. Чтобы сделать эту траекторию ещё более видимой, обозначаем следы забавными штампами. Для этого включаем функцию Штамп, выбираем понравившееся изображение, и ни один твой шаг не останется незамеченным!

рис.7

Видеосюжет о дайверах (слайд 15). Во время просмотра учащиеся получают информацию о правилах погружения и поднятия на поверхность, о возможных опасностях, о глубине погружения и просто о красотах Красного моря. Затем они сами составляют вопросы и задачи по данной теме. Чтобы интереснее было решать задачу, оставляем на экране понравившийся кадр, обозначаем на нём нужные величины, и… решаем!

рис.8Для расширения кругозора своих учеников я подбираю к урокам такие задачи, в которых содержатся дополнительные интересные материалы об окружающем мире (слайд 16). Тогда процесс решения задач становится более динамичным и увлекательным.

Фрагменты урока «Способы увеличения и уменьшения давления»

Задание «Хит-парад». Учащиеся по вариантам решают задачи, условия которых приведены в индивидуальных картах (слайд 17). Выбираем на доске функцию Маркер, выбираем цвет маркера, записываем ответы к задачам. По результатам составляем хит-парад, т.е. расставляем значения в порядке убывания давлений (слайд 18) и, используя функцию DRAG&DROP (тащи-и-отпускай), передвигаем картинку на нужное место на экране.

Задание «Учёт давления в быту». Учащиеся должны найти предметы, в которых применяются способы уменьшения и увеличения давления для всех членов семьи. Используя Галерею с заранее помещёнными туда рисунками к данной теме, находят предмет, который, по их мнению, наиболее подходит каждому члену семьи, объясняют свой выбор и размещают картинку в нужном месте на экране. На доске выбираем функцию Выделенный элемент, наводим курсор на нужную картинку и передвигаем её на нужное место на экране (слайд 19).

Задание «Давление в живой природе». Учащиеся должны найти режущие и колющие приспособления, встречающиеся в живой природе. Опять используем Галерею, находим картинки, объясняем свой выбор и размещаем картинку в нужном месте на экране. Выбираем на доске функцию Маркер, выбираем цвет маркера, выделяем нужный фрагмент, делаем надписи (слайд 20).

Задание «Выбираем транспорт для прохождения по болотистой местности». Заранее подбираем фон – болотистую местность. Затем в Галерее находим нужную картинку, переносим её на интерактивную доску, на доске выбираем функцию Выделенный элемент, наводим курсор на нужную картинку, передвигаем её на нужное место на экране.

 

НовожиловаТатьяна Юрьевна Новожилова окончила МПГУ в 1994 г., педагогический стаж 9 лет. Работала в московской ГОУ СОШ № 1958, с 2000 г. – в ЦО № 1458. Участник всероссийского конкурса в рамках ПНПО «Лучшие учителя России-2009» и Международного конкурса естественно-научных проектов-2007 (с цифровой лабораторией «Архимед»). Педагогическое кредо: лучшей дорогой в жизни должна стать дорога в школу. Педагогические ценности: творчество, оптимизм, справедливость, доброта, доверие, порядочность. С 2006 г. активный участник ГЭП «Школа информатизации», одно из направлений инновационной педагогической деятельности – внедрение ИКТ в процесс обучения физике. Имеет грамоты НМЦ ЮВОУО и почётную грамоту МИОО за творчество в работе и внедрение инноваций в практику работу учителей физики. Воспитывает сына Никиту (11 лет). Хобби: путешествия, рукоделие, чтение художественной литературы.