Методические страницы
Л. В.
Тищенко,
< tai2019@yandex.ru >, МОУ лицей № 5, г. Зарайск, Московская обл.
Активные учебные пособия для интерактивной доски
Применение информационных технологий значительно облегчает педагогическую деятельность, в частности, даёт возможность организовать процесс познания на базе деятельностного подхода как средства становления и развития позиции субъекта учения – школьника. При работе с интерактивной доской на уроке я выработала такие дидактические принципы: • активность, требующая от учителя организации процесса обучения, способствующего развитию инициативности и самостоятельности учащихся, прочному и глубокому усвоению знаний; развитию мышления, прежде всего теоретического • субъектность, обеспечивающая включение каждого ученика в образовательный процесс как субъекта учебной деятельности, т.е. активного участника этого процесса, ответственного за результаты, преломляющего информацию через себя и свой опыт, умеющего самостоятельно добывать знания, оценивать себя, осмысленно учиться • динамичность, т.е. интенсивная смена видов деятельности, возможность повторения и закрепления изучаемого материала на разных уровнях сложности, в нестандартных и проблемных ситуациях. Соответственно активные пособия для интерактивной доски должны предоставлять возможность использования её для проверки ответов учеников.
С этой целью мы создали учебные компьютерные пособия для решения графических и рисуночных задач по физике в 9–11-м классах: «Силы природы», «Термодинамика», «Постоянный электрический ток», «Геометрическая оптика».
Пособие «Силы природы» содержит более 50 различных динамичных ситуаций – рисунков, в которых учащемуся предлагается указать силы, действующие на тело (тела).
Силы в динамике
Пособие «Термодинамика» включает 60 графиков (в осях координат р, V; р, Т; V, Т), на которых представлены изопроцессы и процессы, происходящие с идеальным газом. Учащемуся предлагается построить графики этих же процессов в других осях координат.
Термодинамика
На экране слева в левой вертикальной колонке показан «список» имеющихся задач по «Термодинамике» (видны 7 из 60). щёлкнув мышью по любой, например, по 4-й, можно открыть её. Сначала открывается только левый рисунок и два пустых поля с осями координат. Нарисовав в них требуемые графики, ученик нажимает на панели управления доски ярлык Следующая страница, и в верхнем прямоугольнике появляется правильный чертёж поверх чертежа ученика. Аналогично проверяется второй чертёж.
Пособие «Постоянный электрический ток» охватывает ряд задач на расчёт сопротивлений электрических цепей методом эквивалентных схем и задач на расчёт параметров цепей при помощи правил Кирхгофа.
Постоянный электрический ток
На рис. а показана задача «Найдите силы токов...», предъявляемая ученику на правой половине интерактивной доски, – левая половина с решением закрыта непрозрачным экраном (под ним записано правильное решение, рис. б). Ученик записывает своё решение на правой части доски, открывает экран и сверяет своё решение с правильным. На рис. в показана левая сторона сторона доски (под экраном) в задаче «Найти общее сопротивление цепи»
Пособие «Геометрическая оптика» содержит задачи на построение изображений объектов в оптических телах с использованием «замечательных» лучей.
Геометрическая оптика
На рис. г показан окончательный вид интерактивной доски с задачей по геометрической оптике. Сначала ученик выбирает из списка задачу, которая появляется в левом поле и, сделав щелчок, открывает два пустых поля справа, на которых выполняет построения. Если он не знает, как решать, то нажимает на панели управления доски ярлык Следующая страница, и на верхнем правом поле появляется подсказка – две линзы. После этого ученик может выполнять построение. При втором обращении к этому же ярлыку на верхнем правом поле появляется правильный чертёж-ответ. Аналогично проверяется ответ для случая с призмой. На рис. д показан второй способ проверки умения решать задачи: ученик работает электронным пером на левом поле, при затруднении он щёлкает по ярлыку Следующая страница, – на поле справа появляются лучи для построения точки В′. При следующем обращении к ярлыку появляется чертёж-ответ, поясняющий построение точки А′.
Активные пособия представляют собой презентации, созданные учителем и старшими школьниками лицея в программе Microsoft Office PowerPoint. Рисунки, фотографии сканируются или строятся в программах MicrosoftWord, PowerPoint, StarBoard и др. Макет каждого слайда содержит рисунки-вопросы, рисунки-подсказки и рисунки-ответы, появление которых настраивается в следующей очерёдности: первым по щелчку мыши появляется рисунок-задание, вторым показывается рисунок-подсказка, третьим по щелчку мыши открывается ответ. Следует отметить, что на рисунке-ответе можно предусмотреть несколько вариантов решений. При работе на интерактивной доске функцию мыши выполняет электронное перо.
В режиме обучения или контроля активные пособия перед уроком выводим в Список страниц доски, откуда учитель (или ученик) выбирает определённое графическое задание (первый щелчок мыши). Если учащийся не знает решения, он может обратиться за подсказкой к панели управления доски (второй щелчок мыши), затем привести своё полное решение. Щёлкнув мышью в третий раз, открываем правильный ответ.
При выполнении задания электронным пером верные ответы случайным образом не появляются, за ответом необходимо обращаться к панели управления доски. После завершения работы с пособием предложенные решения и внесённые изменения можно не сохранять либо сохранять под другим именем.
Активные пособия можно применять по частям при объяснении и закреплении материала. При отсутствии интерактивной доски их можно использовать в режиме презентации.
Организация обучения и контроля знаний учащихся с использованием пособий для интерактивной доски позволяет включить учеников в образовательный процесс как активных его участников, субъектов учения. Школьники с интересом выполняют разнообразные задания, активизирующие мышление, анализируют ответы, которые могут увидеть сразу.
Кроме того, старшеклассники сами создают новые слайды с задачами, расширяя банк активных пособий для интерактивной доски кабинета физики лицея. Интересно отметить, что старшеклассники предложили и реализовали аналогичные пособия для уроков геометрии и русского языка.
Нужно ли в наше время создавать свои собственные пособия? Считаю, что нужно. Учитель, проработавший в школе более двадцати лет, имеет свой собственный банк задач различной степени сложности. Многие из этих задач могут стать компьютерными пособиями. А как писал Вольтер, видеть и делать новое – очень большое удовольствие.
Статья подготовлена при поддержке клуба «OUM.RU». Если вы решили начать интересоваться йогой, понять все ее аспекты и начать заниматься, то оптимальным решением станет обратиться в клуб «OUM.RU». Начав читать материалы на сайте www.oum.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, понять какие положительные качества можно приобрести, занимаясь йогой. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.oum.ru.
Людмила Викторовна Тищенко с отличием окончила Коломенский ГПИ по специальности «Учитель физики и математики» в 1986 г., сейчас – учитель физики высшей квалификационной категории, победитель всероссийского конкурса в рамках ПНПО «Лучшие учителя России-2006», педагогический стаж 23 года. Основным достижением считает устойчивый интерес своих учеников к физике. Постоянно ведёт факультативы, многие её ученики обучаются в ЗФТШ при МФТИ, стабильно поступают на бюджетные отделения МФТИ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ, МЭИ, МИСИ. Факультативные группы становятся основой для формирования физматклассов, в которых она преподаёт. Педагогическое кредо: научить школьников разумной самостоятельности, постепенно уменьшая помощь. Награждена грамотой Минобразования РФ. Семья дружная: муж – инженер-проектировщик линий связи, дочь – студентка МГТУ им. Н.Э.Баумана. Увлекается фотографией. Создаёт свой банк фотографий красивых природных явлений, животных, цветов. Любит слушать классическую музыку, особенно фортепианную. Любимый композитор – С.Рахманинов.