Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №17/2009

Конкурс "Я иду на урок"

Н. В. Горовая,
< nvgorowaja@rambler.ru >, ГОУ гимназия № 1519 СЗОУО, г. Москва

Фотоэффект: урок объяснения нового материала с использованием интерактивной доски. 11-й кл

рис.1

Я иду на урокИнтерактивная доска – это удобный современный инструмент для эффективного проведения учебных занятий на всех его этапах. Она не только совмещает в себе преимущества большого экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяет вносить пометки и изменения во время обсуждения поверх проецируемого на доску изображения, управлять компьютерными приложениями, не отходя от доски и не прерывая урока, сохранять материал в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, распечатки и рассылки (например, пропустившим урок учащимся). При изучении новой темы чертежи, рисунки, схемы опытов я готовлю заранее на доске и проецирую во время урока. При объяснении нового материала их легко комментировать, дополнять надписями, выводами. Процесс решения задач также проходит быстрее, т.к. условия и этапы решения я тоже готовлю заранее, а значит, могу обсудить больше задач. К тому же сохранённая информация позволяет учащимся не раз обратиться к материалу урока в удобное для них время.Физические диктанты превращаются в занимательную игру, где нужные формулы можно «отыскивать» на доске под различными закрывающими их фигурами. Программа интерактивного голосования «VERDICT» позволяет отслеживать динамику усвоения учебного материала каждым учеником за достаточно продолжительный промежуток времени, а каждому ученику даёт возможность непосредственно после тестирования получить информацию о своих результатах.

рис.2 рис.3

Работа с интерактивной доской для учащихся интереснее, чем с печатным текстом, материал усваивается быстрее за счёт наглядности и интерактивности: анимации, видеофрагменты, презентации повышают интерес к предмету, улучшают понимание и запоминание материала.

Мы работаем с интерактивной доской Interwriteтм Board (версия 7.0 для Windows), она проще в применении, чем StarBoard, пути выполнения задач короче, «симпатичней» pdf-файлы. Необходимые программы: Soft Interwritе, K-Lite Codec Pack, Aidsoid Viewer, Swf.max (флэш-плееры), AnyVideoConverter.

В курсе физики 11-го класса присутствуют темы, требующие не только повышенного внимания при восприятии, но и незаурядного воображения. Например, тема «Фотоэффект» требует представлять ненаблюдаемые воочию квантово-механические процессы, а использование компьютера делает это достаточно наглядно и доступно для понимания.*

Когда-то мы объясняли фотоэффект, показывая учебный фильм «Фотоэффект» (Видеоэнциклопедия для на родного образования, киностудия «Кварт», Леннаучфильм, 1984). При этом постоянно надо было прерывать демонстрацию фильма, рисовать на доске схемы, обращаться к рисункам в учебнике. Теперь процесс поглощения света веществом и вырывания электронов из вещества с точки зрения квантовой теории можно быстро и наглядно донести до учащихся с помощью компьютерных анимаций и моделей.

рис.4

ОТ РЕДАКЦИИ. Обращаем внимание читателей на неверное обозначение полярности источника. Эта ошибка часто встречается на дисках и на сайтах.

Урок начинается с видеофрагмента (я получила его на курсах в МИОО, но похожий есть в «Открытой физике», Физикон, ч. 2, 2005): разрядка отрицательно заряженной цинковой пластины, присоединённой к электроскопу, под действием ультрафиолетового излучения (слайд 2). Затем с использованием флэш-анимации демонстрируется опыт А.С.Столетова (слайд 3). Схема установки для исследования фотоэффекта нарисована на интерактивной доске заранее (слайд 5), но закрыта пока непрозрачным экраном. Она открывается после определения задачи: выяснить, что же такое фотоэффект как физическое явление, – на доске появляется схема установки.

Демонстрирую флэш-анимацию «Зависимость тока насыщения от интенсивности светового потока» (слайд 6), а на интерактивной доске появляется схема сразу трёх опытов, что даёт возможность учащимся наглядно сопоставить условия проведения опыта с его результатами (рисунок создаю на интерактивной доске непосредственно на уроке или, для экономии времени, заранее, при подготовке к уроку).

Далее ставлю задачу: исследовать зависимость скорости фотоэлектронов от интенсивности светового потока (слайд 9) и от частоты падающего света (слайд 10). Анимация позволяет учащимся сделать вывод из опытов, а рисунок на доске, сделанный учителем после просмотра учащимися анимации, – закрепить свои выводы. Место в правом нижнем углу слайда заполняется текстом вывода: существует красная граница фотоэфекта. Существование красной границы фотоэффекта также демонстрируется с помощью модельного эксперимента (слайд 12). На интерактивной доске сохраняется картина этого эксперимента.

Осталось объяснить полученные результаты с помощью квантовой теории света. И вместо того, чтобы, как раньше, подробно устно объяснять ход процесса, можно показать модель взаимодействия кванта света с веществом с использованием анимации (слайд 15). Процесс вырывания электронов с поверхности вещества становится наглядным и даже весёлым, что наверняка поможет учащимся быстрее понять уравнение А.Эйнштейна, которое теоретически объясняет явление фотоэффекта с точки зрения квантовой природы света. А отдельные картинки этой анимации можно оставить на доске. В конце урока на доске полностью записаны теоретические обоснования всех закономерностей фотоэффекта и сделаны обобщения по данному явлению (слайды 15, а–в).

Возможен другой вариант: сначала объяснить первый закон фотоэффекта с помощью модели опыта (слайд 14), а затем продолжить объяснение процессов, происходящих при поглощении света веществом, с точки зрения квантовой механики, используя анимацию слайда 15. Показ компьютерной демонстрации завершается иллюстрацией выводов на интерактивной доске (слайд 16).

Для закрепления материала можно порешать задачи. Текст задач заранее размещён на доске (приводим для примера два слайда 18), данные – анимационные, решение появляется на экране постепенно. Но можно, обсудив с учащимися ситуацию, предложенную в задаче, наметить с ними ход решения, а затем, предложив им решить задачу самостоятельно, «раскрыть» решение, которое спрятано на доске под словом «Ответ» и закрыто цветным многоугольником.

Материал, рассмотренный в статье, рассчитан на два урока. Текст, картинки, схемы и выводы (без анимации и моделей) могут быть использованы для обобщения материала при повторении курса физики. Кроме того, при нынешней тенденции к сокращению учебных часов по предмету (базовый курс) приходится давать всё больше обзорных уроков, и данный материал, хранящийся в виде компьютерных файлов, можно использовать как для изучения темы при сокращённом количестве часов, так и для обобщения при подготовке к итоговой аттестации.

Интерактивные технологии в учебном процессе – это мечта каждого учителя.

рис.5

 

ГороваяНадежда Васильевна Горовая – учитель физики высшей квалификационной категории, почётный работник общего образования РФ, окончила МПГИ им. В.И.Ленина в 1977 г., педагогический стаж 32 года. Работала в школе № 340 Краснопресненского района г. Москвы и последние 25 лет – в гимназии №1519. Провела мастер-классы «Модульные технологии: позитивный опыт, затруднения, коррекция деятельности» в рамках презентаций школ-победителей национального проекта, и мастер-класс «Применение интерактивных технологий в образовании» в рамках окружного месячника «Урок в системе личностно-ориентированного обучения», участник Недели образования на ВВЦ с представлением модульной программы по механике, автор публикаций в газете «Физика» («Первое сентября», технологии преподавания), участник ГЭП «Совершенствование форм организации образовательного процесса в обучении по индивидуальным учебным планам». Педагогическое кредо: обучение – это содружество учителя и ученика. Основная проблема – хронический цейтнот, т.к. приходится выполнять ещё обязанности заместителя директора по УВР. Надежда Васильевна награждена Почётной грамотой Министерства образования РСФСР и ЦК профсоюза работников образования и науки РСФСР, медалью «В память 850-летия Москвы», является ветераном труда, лауреатом всероссийского конкурса «Трудовая слава России». Ежегодно её выпускники становятся призёрами окружных и городских олимпиад по физике, побеждают на окружных НПК «Лидер». В семье двое детей и уже двое внуков. Надежда Васильевна любит вязать и осваивать новые технологии в профессии.

Статья подготовлена при поддержке центра подготовки к ЕГЭ «Рекурсия». Если вы решили сдать единый государственный экзамен на высший балл, то оптимальным решением станет обратиться в центр подготовки к ЕГЭ "Рекурсия". На сайте, расположенном по адресу www.rekursia.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию о возможностях программы обучения. В центре подготовки «Рекурсия» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.



* Полностью презентация к уроку и все сопутствующие файлы флэш-анимаций, видеофрагмент и модели физических экспериментов выложены в рубрике «Дополнительные материалы» к № 17/2009. – Ред.