Учебные занятия
А. В.
Чеховский,
< vitalich@mail.ru >, МОУ СОШ № 16, г. Пушкино, Московская обл.
Интегрированные уроки ФИЗИКА+ИНФОРМАТИКА в форме деловых игр
• Игра «Электронная почта»
Цели занятия: ознакомление с базовыми понятиями разделов курса информатики (или другого предмета – физики, химии, географии); развитие навыков самостоятельной работы с незнакомым учебным материалом – текстовой информацией любого содержания; закрепление навыков работы с клавиатурой компьютера; освоение приёмов работы в текстовом редакторе Word, совершенствование навыков навигации в файловой системе ОС Windows; освоение и совершенствование навыков работы в локальной компьютерной сети; выработка навыков чётких, безошибочных действий по инструкции (алгоритму); тренинг взаимопомощи, взаимоконтроля, взаимооценки, самооценки.
Перечень целей урока уже говорит о высокой степени интегрированности занятия: внутренней – по разделам и темам курса информатики – и внешней – между другими школьными предметами, когда источником текстовой информации является соответствующий учебник (физики, химии и др.).
Содержание игры. Разделение класса на команды по два человека (команды-соперники работают за машинами, расположенными напротив). Изучение теоретического материала. Подготовка вопросов по изучаемой теме. Пересылка (обмен) файлов с вопросами по локальной (классной) сети между машинами-оппонентами. Подготовка ответов на вопросы соперников. Обмен файлами с ответами на вопросы. Взаимооценка.
Вспомогательные материалы: источник информации (любой учебник); плакат со схемой игры, алгоритмом действий и образцом оформления файла-письма с информацией; инструкция к деловой игре (на каждом рабочем месте).
План занятия:
- Вводная часть: объявление темы, раздела курса, цели урока.
- Объявление учебных задач: теоретических (самостоятельно ознакомиться с новыми понятиями по данной теме курса информатики, физики, химии) и практических (освоить работу в локальной компьютерной сети).
- Объяснение сути игры по плакату: изучение материала → обмен вопросами/ответами по изучаемой проблеме → взаимооценка.
- Распределение материала и рабочих мест.
- Запись под диктовку на доске и в тетрадях основных команд для работы в локальной сети и на рабочем месте ученика (РМУ).
- Обсуждение с использованием инструкции, плаката подробного алгоритма действий в игре и требований к оформлению информации на экране при создании файлов с вопросами-ответами.
- Самостоятельная работа на местах: чтение материала; подготовка 3–5 вопросов; обмен файлами (запись на диск, вызов с диска); подготовка 3–5 ответов; обмен файлами; взаимооценка.
- Проверка и оценка результатов учителем.
- Распечатка файлов учителем (если есть время).
Инструкция
– Играют двое на противоположных машинах. Суть игры: посылка партнёру (адресату) письма с вопросами по обсуждаемой проблеме; получение от партнёра письма с ответами; оценка правильности ответов; ответы на вопросы партнёра.
– Напишите заглавие письма: ВОПРОСЫ, ИМЯ ФАЙЛА, свою фамилию. Имя – это два числа, разделённые точкой, где первое число – номер машины адресата, а второе – номер машины отправителя. Например, 12.1 означает: 12 – машина адресата (кому послано),
1 – машина отправителя (кто послал).
– В текстовом редакторе Word сформулируйте и наберите на экране пять вопросов по обсуждаемому материалу, каждый вопрос должен иметь свой номер.
– Сохраните созданный файл под именем, например, «Вопросы к № 12 от № 1», на жёстком диске своего ПК в папке D/класс/Ф.И.О./Вопросы.
– Пошлите своё письмо (информацию) в «Центр» на ПК учителя в папку D/Электронная почта/Вопросы методом копирования через «Сетевое окружение» (имя файла то же, что и у письма).
– Вызовите из «Центра» (найдите на ПК учителя в папке D/Электронная почта/Вопросы) адресованное вам письмо с вопросами партнёра и скопируйте его в папку D/класс/Ф.И.О./Ответы на своём ПК. Здесь в имени файла первое число – номер вашей машины (кому послано), а второе – номер машины оппонента (кто послал), в нашем примере – 1.12.
– Выведите полученную информацию (текст письма) на экран дисплея (откройте документ).
– Ответьте на предложенные вопросы, озаглавив вторую часть письма: ОТВЕТЫ, Имя Файла, фамилия. Здесь в Имени первое число – номер машины адресата (кому посылаются ответы), второе число – номер вашей машины (кто посылает), в нашем примере – 12.1.
– Сохраните файл на своём ПК в папке Ответы и пошлите в «Центр» письмо с ответами (на ПК учителя в папку D/Электронная почта/Ответы). Имя файла то же, что у ответов, – в нашем примере 12.1.
– Вызовите из «Центра» из папки Ответы письмо с ответами оппонента (адресата) на ваши вопросы – в нашем примере имя файла 1.12.
– Выведите полученную информацию (текст письма с ответами) на экран дисплея.
– Проанализируйте ответы адресата (партнёра) на ваши вопросы и оцените их по пятибалльной системе, учитывая содержание ответов и форму их представления (правильность оформления письма в соответствии с инструкцией). Внесите отметку в письмо, сохраните файл и пошлите письмо с вашей отметкой адресату для ознакомления.
– Покажите результаты игры преподавателю.
Схема игры (потоки информации)
Алгоритм. 1. Подготовить Инф (5 вопросов). → 2. Проверить Инф. → 3. Послать Инф в «Центр». → 4. Очистить экран. → 5. Вызвать Инф из «Центра». → 6. Вывести Инф на экран. → 7. Обработать Инф (5 ответов). → 8. Повторить пп. 2–6. → 9. Обработать Инф (оценка ответов). → 10. Послать в «Центр» (12.1 с оценкой). → 11. Вызвать из «Центра» (1.12 с оценкой). → 12. Информация (письмо-файл).
В процессе работы учитель консультирует, помогает правильно сформулировать вопросы, найти необходимую информацию в тексте. Необходимо чаще адресовать учащихся к инструкции, требуя действий строго по пунктам. Полезно также обращать внимание на наличие грамматических ошибок в вопросах и ответах, не указывая их местоположения (используя текст первоисточника, ошибки легко обнаружить и исправить). На первом занятии можно ограничиться тремя вопросами-ответами, на последующих довести объём файлов до пяти вопросов-ответов. Наиболее трудным для учащихся оказалось правильно кодировать (шифровать) имена файлов через номера машин, особенно на первых (ознакомительных) занятиях.
Оценка за работу выставляется сразу по двум или даже трём предметам (информатика, русский язык, интегрируемый предмет), если источником информации служит учебник не по информатике, а по другому школьному предмету. Если удавалось распечатать созданные файлы, то оценки выставляли сами учителя-предметники по переданным им распечаткам. В противном случае предметники оценивали работу прямо с экрана (на переменах) или доверяли поставить оценку учителю информатики.
Привожу пример распечатки.
Физика (Пёрышкин А.В. 8-й класс, § 16, 17)
Вопросы. 4.11. Старыгина Настя
- Какое явление называют испарением?
- Почему испарение жидкости происходит при любой температуре?
- От чего зависит скорость испарения жидкости?
- Какой пар называется насыщенным?
- Какой пар называется ненасыщенным?
Ответы. 11.4. Алексеева, Соколова
- Испарением называют парообразование, которое происходит с поверхности жидкости.
- Потому что при любой температуре молекулы движутся с разными скоростями и более «быстрые» могут преодолеть притяжение соседей и покинуть жидкость
- Скорость испарения зависит от рода жидкости, от температуры жидкости, от площади её поверхности, от ветра над ней.
- Насыщенным паром называется пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
- Ненасыщенным называется пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью (т.е. продолжается испарение).
4.11. Ваша оценка «Отлично».
• Игра «Издательство»
Цели занятия: совершенствование навыков переработки текстовой информации – составление рефератов (аннотаций) научных статей по физике и химии; отработка навыков работы с файлами (создание, сохранение, поиск, распечатка); выработка навыков коллективного творческого дела в микрогруппе (распределение обязанностей, взаимопомощь, взаимоконтроль); расширение общего научного кругозора учащихся.
Содержание занятия. Разделение класса на бригады (микрогруппы) по три человека, распределение должностей в бригаде: журналист, наборщик, печатник, оформитель (возможно совмещение). Проработка (беглое чтение, осмысление) статей из научно-популярного издания, например, журналов «Наука и жизнь», «Знание – сила», «Химия и жизнь» всеми членами бригады. Составление кратких рефератов-аннотаций («журналисты»). Оформление рефератов в виде файлов на РМУ и запись файлов на диск («наборщик»). Монтаж и оформление «Информационного выпуска» по данной проблеме («оформитель»).
Вспомогательные материалы: источники информации (научно-популярные журналы); бумага писчая (формат А4) и плакатная (формат А1); ножницы, клей, фломастеры.
План занятия
- Вводная часть: объявление темы, раздела курса, цели урока.
- Объявление учебных задач: теоретической (расширить знания в области естественных наук) и практической (освоить работу с принтером, выпустить информационный плакат).
- Объяснение сути игры (основных этапов и ролей), записи на доске: текст – все; реферат – «журналисты»; файл – «наборщик»; распечатка – «печатник»; монтаж – «оформитель (-и)».
- Формирование бригад и распределение ролей.
- Записи под диктовку на доске и в тетрадях алгоритма действий при распечатке файлов.
- Самостоятельная работа бригад на местах.
- Проверка и оценка результатов.
В этой деловой игре три оценки (по информатике, русскому языку и предмету) выставлялись каждому члену бригады с учётом мнения бригадира о его качественном и количественном вкладе в общее дело. Подготовленные на занятиях информационные выпуски (плакаты) вывешивались в коридорах школы.
• Анализ опыта
Деловая игра как форма организации урока позволяет: снизить стресс, довольно обычный на уроках; задействовать всех учащихся; дать возможность проявить инициативу, выбрать деятельность по силам; достичь успеха.
Работа в парах и микрогруппах позволяет: выработать навыки межличностного общения; найти совместное решение; глубже изучить материал; научиться преодолевать конфликтные ситуации; развить способность оценивать деятельность свою и товарищей.
Работа с текстами из учебников и научно-популярных изданий на занятиях позволяет: развить умение анализировать, структурировать, осмысливать текст любого конкретного содержания; выработать навык грамотно формулировать собственные мысли, излагать их сжато; устранить «разорванность» между отдельными предметами школьного курса; осознать, что приёмы работы с текстовой информацией могут быть реально использованы в любом предмете, а не являются прерогативой информатики; осознать, что грамотность (знание правил орфографии и пунктуации) и стилистика необходимы не только на уроках русского языка и литературы, а при любой деятельности, связанной с информацией.
Информационные выпуски на основе научно-популярных источников способствуют: расширению кругозора учащихся; развитию интереса к самостоятельной добыче знаний; повышению социальной значимости собственной деятельности.
Мнение учащихся. Интегрированные уроки и деловые игры получили достаточно высокие оценки учащихся с точки зрения полезности (возможность применения в учёбе по данному и другим предметам), новизны (узнал ли что-то новое для себя), активности (собственное участие в работе на занятии), настроения на уроке. Значительно ниже оценки с точки зрения интереса и продолжения (желания участвовать в дальнейшем в занятиях такого типа). Так, учащиеся вполне понимают полезность работы с текстами (конспект, план параграфа, реферат), однако она им не интересна, т.к. сродни обычной учебной работе (разница лишь в средствах – ручка и тетрадь или клавиатура и экран дисплея), и им не хотелось бы заниматься ею впредь. Подчеркнём, что учащиеся прекрасно понимают полезность, новизну, информативность предлагаемых учебных занятий, но им не интересно работать в этих условиях. В то же время они прекрасно понимают бесполезность компьютерных игр, но им интересно и хочется этим заниматься.
В заключение отметим ещё одну особенность в состоянии и в учебной деятельности учащихся, присущую, на наш взгляд, лишь кабинету информатики с его компьютерами. Здесь гораздо труднее проводить обычные учебные действия (объяснения учителя, записи на доске и в тетрадях, устные опросы, письменные работы), т.к. львиная доля внимания учащихся направлена именно на компьютеры. Всё, что им хочется, – это как можно быстрее попасть за компьютер и начать что-нибудь делать руками (лучше всего, конечно, играть). Именно поэтому нередко значительная часть учащихся, выслушав предварительные объяснения учителя и указания по предстоящей работе (с обязательным повторением вслух одним-двумя учениками), оказавшись за компьютером, начинают с вопроса «А что делать?». И при затруднениях предпочитают пользоваться не собственными записями в тетради или информацией на доске, а непосредственной помощью соседей справа (слева) или учителя.
Статья подготовлена при поддержке компании «Study and Travel». Если Вы решили получить образование за границей, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Study and Travel». Перейдя по ссылке: «http://study-and-travel.net/о-польше/образование-в-польше», вы сможете, не отходя от экрана монитора, подать заявку на обучение, а также прочитать отзывы тех клиентов, которые уже поступили в вузы. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Study-And-Travel.Net.
Литература
- Чеховский А.В. Организация учебно-воспитательного процесса с применением коллективного способа обучения (КСО) по методу Ривина–Дьяченко: Дипломная работа. – М.: ИПК и ПРНО МО, 1993.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
Андрей Витальевич Чеховский – учитель физики и информатики, к.т.н., трудовой стаж 37 лет, педагогический стаж 18 лет; ветеран труда. До школы 18 лет занималcя научно-педагогической работой в Московском институте химического машиностроения. Имеет авторское свидетельство на устройство по исследованию коррозии металлов.