Образовательные ресурсы
Е. В.
Александрова,
ФГОУ ВПО ОрёлГАУ;
И. И.
Зубова,
< iizubova@rambler.ru >;
Е. П.
Суханькова,
< elena517@mail.ru >, МОУ СОШ № 12, ГАК, г. Орёл;
И. А.
Хуснутдинов,
ФГОУ ВПО ОрёлГАУ
Интегрированный кружок школьников и студентов
Всё больше учебно-наглядных пособий демонстрационного и лабораторного назначения нового поколения, имеющих прямое отношение к информационным педагогическим технологиям, входят в практику школ и вузов, тем более что измерительные приборы для физического практикума очень дороги. Один из выходов из сложившейся ситуации состоит в объединении возможностей школы и вуза. Подобный опыт есть в Орле – между Орловским государственным аграрным университетом и орловской МОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза И.Н.Машкарина заключён договор о совместной деятельности. В рамках этого договора создан интегрированный кружок учащихся и студентов, состоящий из научного общества учащихся (НОУ) «Альтаир» (руководитель учитель Е.П.Суханькова) и научно-исследовательского студенческого кружка «Связь курсов „Физика” и „БЖД” с сельскохозяйственным производством и ландшафтным строительством», сокращённо «Физика и БЖД» (руководители – доценты кафедры физики к.п.н. И.И.Зубова и к.т.н. И.А.Хуснутдинов).
Для школьников работа интегрированного кружка имеет мотивационный аспект, направленный на выбор профессии, а для студентов является базой для углублённого освоения курсов физики и БЖД и способствует приобретению профессиональных знаний и умений.
Записаться в кружок можно в течение всего учебного года, но основной состав формируется в начале сентября. Студенты-кружковцы, заботясь о будущем пополнении, проводят целый ряд «физических» мероприятий со старшеклассниками подшефных школ. Учитывая проблемы с организацией рабочих мест и обеспечением членов кружка практическими заданиями, мы остановились на оптимальном числе членов кружка в 10–15 человек.
Раз в месяц проводится общее собрание кружка, хотя в условиях вуза его достаточно сложно организовать. На первом избирается староста, обсуждается план работы на год, распределяются темы рефератов и сообщений. На последующих заслушиваются доклады кружковцев по избранным темам.
Чтобы каждый кружковец мог проявить свою индивидуальность, организуются группы по 2–3 человека для проведения совместных экспериментов и научных исследований. Обычно группа собирается для практической работы один раз в неделю, а то и в две. В период с октября по февраль студенты и школьники обучаются работе с компьютерными датчиками комплекта «Естествоиспытатель», а затем проводят научные исследования в совхозных теплицах. О своих результатах кружковцы докладывают на научно-практических и научных студенческих конференциях.
План совместной работы в рамках договора о сотрудничестве между ФГОУ ВПО ОрёлГАУ и МОУ СОШ № 12 приведён в табл. 1.
Таблица 1. План работы интегрированного научно-исследовательского кружка школьников и студентов
№ |
Тема мероприятия |
Дата |
Место проведения |
1 |
Проведение совместных экспериментальных исследований с использованием компьютерных датчиков комплекта «Естествоиспытатель» |
Сент.–март |
МОУ СОШ № 12, |
2 |
Поездка в Центр подготовки космонавтов «Звёздный городок» (в рамках НОУ по физике «Альтаир») |
Ноябрь, 2008 |
г. Москва |
3 |
Научно-практическая конференция «Роль знаний в жизни человека» (в рамках НОУ по физике «Альтаир») |
Декабрь, 2008 |
МОУ СОШ № 12 |
4 |
Исследование микроклимата в рамках совместного проекта «Экология учебных заведений» |
Январь, 2009 |
МОУ СОШ № 12 |
5 |
Производственный эксперимент по замеру освещения теплиц с помощью световых приборов |
Февраль, 2009 |
Теплицы совхоза «Коммунальник» |
6 |
Конференция в рамках НОУ «Альтаир» на тему «Физика и здоровье человека» |
Февраль, 2009 |
МОУ СОШ № 12 |
7 |
День кафедры: «Использование физики в будущей профессии» |
Февраль, 2009 |
МОУ СОШ № 12, |
8 |
Декада науки, техники и производства, посвящённая 65-летию со дня рождения Ю.А.Гагарина |
Март, 2009 |
Теплицы совхоза «Коммунальник» |
9 |
Производственный эксперимент по замеру шума и климатических параметров |
Февраль–март, 2009 |
МОУ СОШ № 12 |
10 |
Научная конференция «День охраны труда» |
Апрель–май, 2009 |
ФГОУ ВПО ОрёлГАУ |
11 |
Участие в научно-практической конференции |
Апрель, 2009 |
г. Воронеж |
12 |
Участие студентов и школьников в научной студенческой конференции |
Апрель, 2009 |
ФГОУ ВПО ОрёлГАУ |
13 |
Заседание НОУ «Альтаир» на тему «Физические приборы в жизни человека» |
Апрель, 2009 |
МОУ СОШ № 12 |
Цифровой универсальный комплект «Естествоиспытатель» включает в себя компьютерные измерительные блоки, программное обеспечение и ряд электронных датчиков. Измерительный блок является основным прибором, к которому подсоединяются датчики и персональный компьютер. Блок предназначен для передачи информации с датчика на процессор для последующей обработки данных. Датчики (магнитного поля, относительной влажности, температуры, ускорения и т.д.) представляют собой компактные измерительные устройства с универсальными выходными параметрами.
Для работы с этими приборами необходимо знать не только физику (в частности, преобразование физических величин), но и соответствующие нормативные документы по охране труда, что позволяет качественно оценить результаты измерений. Такой интегрированный подход позволяет на базе двух дисциплин привлекать к научно-исследовательской работе студентов различных специальностей, что позволяет обосновывать образовательный статус научных кружков и показывать практическую направленность их деятельности (например, обучение пользованию современными приборами).
Так, в теплицах совхоза «Коммунальник» с помощью современных измерительных приборов «МЭС» и «Октава», снабжённых аналогичными датчиками, исследовались микроклимат, освещённость и шум, характеризующие состояние системы «Человек–производственная среда». В проведении эксперимента участвовали и студенты инженерных специальностей ОрёлГАУ и школьники. Для обработки результатов использовалось программное обеспечение фирмы Microsoft и фирмы «Октава». Соответствующие таблицы и конкретные результаты эксперимента были представлены в виде рисунков и диаграмм.
В 2008 г. в рамках концепции многоуровневого образования в области БЖД было создано межвузовское научное студенческое общество по проблеме «Мониторинг состояния здоровья учащихся школ и студентов вузов» на базе ОрёлГАУ и ОГУ. Его члены провели исследование параметров микроклимата классов школы № 12.
Параметры микроклимата оказывают существенное влияние на терморегуляцию организма человека, в частности, могут привести к переохлаждению или перегреву тела. Согласно ГОСТу 12.1.005-88 «ОСБТ. Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования» микроклимат производственных помещений – это климат внутренней среды этих помещений, определяемый сочетанием действующих на организм человека факторов: температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей.
Действующими нормативными документами, регламентирующими метеорологические условия производственной среды, являются ГОСТ 12.1.005-88 и СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». Оптимальные значения показателей микроклимата на рабочих местах в производственных помещениях с учётом категорий работ по уровню энергозатрат и тяжести выполняемой работы и сезонов года (по СанПиН 2.2.4.548-96) показаны в табл. 2.
Таблица 2. Оптимальные значения показателей микроклимата в производственных помещениях
Период года |
Категория работ по уровню энергозатрат, Вт |
Температура воздуха,°С |
Температура |
Относительная |
Скорость движения воздуха, м/с |
Холодный |
Iа (до 139) |
22–24 |
21–25 |
60–40 |
0,1 |
Iб (140–174) |
21–23 |
20–24 |
60–40 |
0,1 |
|
IIа (175–232) |
19–21 |
18–22 |
60–40 |
0,2 |
|
IIб (233–290) |
17–19 |
16–20 |
60–40 |
0,2 |
|
III (более 290) |
16–18 |
15–19 |
60-40 |
0,3 |
|
Тёплый |
Iа (до 139) |
23–25 |
22–26 |
60–40 |
0,1 |
Iб (140–174) |
22–24 |
21–25 |
60–40 |
0,1 |
|
IIа (175–232) |
20–22 |
19–23 |
60–40 |
0,2 |
|
IIб (233–290) |
19–21 |
18–22 |
60–40 |
0,2 |
|
III (более 290) |
18–20 |
17–21 |
60–40 |
0,3 |
Температуру воздушной среды измеряли с помощью температурых датчиков: с покрытием из нержавеющей стали (KDS-1001), платинового (KDS-1031) и широкодиапазонного (термопара KDS-1002); относительную влажность – с помощью датчика KDS-1008. Датчики работают в комплекте с компьютерным измерительным блоком (KDМ-1001 или KDM-1002) и персональным компьютером, данные выводятся на экран (на фото слева направо: датчик относительной влажности, два датчика температуры и компьютерный измерительный блок).
Скорость движения воздуха и температуру измеряли с помощью прибора МЭС-200. Для проведения измерений разъёмы датчиков подключали к компьютерному измерительному блоку и давали команду «Начать эксперимент». Далее компьютер в реальном режиме времени фиксировал исследуемые параметры. Измерив параметры микроклимата и сравнив их с нормативными значениями, школьники оценивали микроклимат в ряде классов и делали соответствующие выводы. На момент проведения эксперимента относительная влажность воздуха (53%), средняя скорость воздуха (0,3 м/с) и температура воздуха (23 °С) соответствовали норме. Освещённость в ряде помещений была недостаточной (200 лк), а в некоторых, наоборот, превышала норму (550 лк).