Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №15/2009

Учебные занятия

Л. И. Жадан,
школа-гимназия № 45, г. Владикавказ, РСО–Алания

Первоначальные сведения о строении вещества

Уважаемая редакция! Хочу поблагодарить вас за очень нужный и интересный материал. Рискну предложить и свой обобщающий урок по маленькому (но значимому!) разделу, этот материал может позволить кому-то не тратить время на разработку. Предлагаю готовую игру, которая поможет и время сэкономить, и поддержать интерес к предмету. Буду очень рада, если удастся помочь коллегам.

Цель урока: закрепить знания по теме путём повторения материала в игровой форме; продолжить развивать интерес учащихся к физике.

Подготовка и оформление. На доске: «Мы, играя, проверяем, что по данной теме знаем». В уроке участвуют: барон Мюнхгаузен (мальчик в треуголке; на груди бейджик с броской надписью: «Я барон Мюнхгаузен»), корреспондент газеты (девочка с микрофоном; на груди бейджик «Корреспондент»), госпожа Вопроскина (девочка; на груди большой вопросительный знак).

Ход урока

Учитель. Мы закончили с вами интересную тему. Не заглядываяв внутрь вещества, мы говорили о его строении. Не видя молекул, убеждались в существовании таковых, подтверждая это нашими опытами. Но недавно мне пришлось стать свидетелем интервью, которое давал барон Мюнхгаузен корреспонденту одной газеты. Там же присутствовала госпожа Вопроскина, которая с некоторым недоверием относилась к словам барона. Вы ведь знаете, что барон Мюнхгаузен – великий путешественник, невероятно находчивый человек, интересный рассказчик. но самой главной чертой его характера является абсолютная честность. Эта встреча заинтересовала меня, и я решила предложить её вашему вниманию. (Входят девочки, предлагая войти за собой и барону.)

Корреспондент. Входите, господин барон!

Г-жа Вопроскина. Прошу вас, господин барон.

Корреспондент. Присаживайтесь, господин барон (барон садится, слегка развалясь). Уважаемый барон, мы все знаем, что вы самый правдивый человек. Помните ли вы сказку о голом короле? Там хитрые ткачи расхваливали материю, которую ткали. Но почему-то не все видели её. А когда король оделся в платье из этой материи, то все смеялись над ним, а один ребёнок вообще сказал: «Король-то голый!» Что же это за материя?

Барон. О, великолепно помню! В это время как раз я был в гостях у него, и мы вместе любовались этой материей.

Г-жа Вопроскина(обращаясь к классу). А что значит «материя» с точки зрения физики? (Ученик отвечает. Учитель, как и в дальнейшем ходе урока, дополняет и уточняет ответ.)

Г-жа Вопроскина. Да, верно «материя» для физика обозначает всё, что на самом деле реально, что существует в природе независимо от нашего сознания, поэтому и голые ноги короля, и сам он, и даже его корона – всё это для физика материя.

Барон (мечтательно). Да-а, путешествия по сказкам – это моё любимое занятие. Например, сказка про Андрея-стрельца, когда он пошёл туда-не-знаю-куда, чтобы принести то-не-знаю-что. И вот там-то мы встретили нечто! Оно не имело ни формы, ни объёма.

Г-жа Вопроскина (радостно). Так я знаю, что это такое, это же... (закрывает рот руками и обращается к классу). А вы знаете, что не имеет ни формы, ни объёма? (Учащиеся дают полные ответы, и далее – так же). А что имеет форму и объём? а что имеет форму, но не имеет объёма (проверка внимания учащихся)? Что не имеет формы, но имеет объём?

Барон. А недавно я побывал в школе № 45 и видел, как Казик ловил девчонок, окуная их в лужу с грязной водой, и старательно измерял глубину погружения каждой девочки, а Алан стоял рядом и наблюдал, как девочки барахтаются в воде, взывая к совести Казбека (по Григорию Остеру).

Корреспондент. Ну, это вы, простите, немного...

Барон (возмущённо). Лгу? Да как вы смеете! Я самый правдивый рассказчик на свете!

Г-жа Вопроскина. Ну извините, извините. Конечно, это хулиганство чистой воды, и им надо бы за это надавать по шее, но с точки зрения физики ребята проводили эксперимент. Причём Казик ставил опыты, а Алан наблюдал. А для чего физики проводят наблюдение? (Обращается к классу.) Что такое эксперимент? Чем он отличается от опыта?

Барон. А ещё, господа, я видел, как семиклассник Тамик поймал первоклассника и безжалостно сравнивал его длину с эталонной величиной, принятой за единицу. Что это, по-вашему, он делал? (По Г.Остеру.)

Корреспондент. Согласна. Это возмутительные действия, но я уверена, что это не наш ученик. Наши мальчики никогда бы не позволили себе обидеть младшего.

Г-жа Вопроскина (к классу). Как вы думаете, что делал Тамик? Он действительно измерял рост первоклассника, не слушая его мольбы о помощи. В каких единицах он выражал результат? Как называется прибор, которым измеряют размер чего-нибудь или кого-нибудь? Как определить цену деления прибора? Чему равна цена деления вашей линейки?

Корреспондент. Давайте не будем больше о школе. Я, например, слышала, что во время своих путешествий вы побывали даже на Луне.

Барон. О да! Это было так увлекательно.

Корреспондент. Но ведь полёт на Луну – это так сложно!

Барон. Ну что вы, благодаря моей сообразительности я нашёл выход: просто поймал ядро, вылетевшее из пушки, сел на него и полетел.

Корреспондент. Простите, но как вы на нём поместились? Ядро же маленькое.

Барон. Так ведь ядро нагрелось от моей руки, молекулы расширились, ядро увеличилось в объёме, и вот на нём, как в кресле, я долетел до Луны.

Г-жа Вопроскина (обращаясь к классу). Как вы думаете, прав ли барон?

Корреспондент. А на Луне у вас тоже были приключения?

Барон. Разумеется, и с самого начала. Только я прилунился, вижу – утка. Вы, вероятно, помните, как однажды одним выстрелом я убил несколько уток сразу, но, видимо, одна всё-таки спаслась. За время путешествия я проголодался, решил её поймать и сварить, но утка, испугавшись, бросилась в воду, и пока я её вытаскивал, успела вся вымокнуть.

Г-жа Вопроскина (обращаясь к классу). Это правда?

Барон. Но чтобы её сварить, нужна была какая-нибудь посудина. При моей находчивости это не препятствие, ведь у меня было ядро, на котором я прилетел. Разломив ядро, я получил два сосуда...

Г-жа Вопроскина (обращаясь к классу). По-моему, барон опять немного ошибся. Возможно ли это?

Барон. Получились два сосуда-котелка, в одном из которых и можно было сварить утку. Я взял бутылку, опустил её вверх дном в воду, когда бутылка наполнилась, я вылил воду в котелок.

Г-жа Вопроскина (обращаясь к классу). Ну и барон! По-моему, он опять допустил физическую ошибку. Какую?

Барон. Ну а пообедав, я вернулся домой, на Землю.

Корреспондент. Опять на ядре?

Барон. Нет, однообразие меня утомляет. И мой изобретательный ум подсказал, как надо сделать: пока утка варилась, я выбрал из пера самые большие молекулы, связал их одним концом шнурка от ботинка, за другой конец взялся руками – и они понесли меня к Земле.

Корреспондент. Вы гений, барон!

Г-жа Вопроскина (обращаясь к классу). Что-то в словах барона вызывает у меня сомнение... Как вы думаете, что? (Возможны ответы учащихся с использованием жизненного опыта и знаний: о силе тяжести, о безвоздушном пространстве, об атмосфере Земли и т.д.)

Корреспондент. Мы очень благодарны вам, господин барон, за то, что при вашей занятости вы нашли время посетить нас. И мы очень надеемся на дальнейшие встречи.

(Учитель подводит итог: благодарит участников, оценивает учащихся класса.)

 

Литература

  1. Пёрышкин А.В. Физика-7. – М.: Дрофа, 2001.
  2. Остер Г. Физика с приколами. – М.: Астрель, 2003.