Материал к уроку
В. Н.
Белюстов,
< belustov@yandex.ru >, БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.
Логическая задача
Пятеро друзей увлечены физикой. Причём у каждого школьника есть свой любимый раздел и кумир – учёный, сделавший в своё время интересное открытие или изобретение в одной из областей физической науки. Определите разделы физики, наиболее привлекательные для ребят, фамилии кумиров и их изобретения или открытия.
Известно, что:
– Имя ученика и фамилия его любимого учёного не начинаются с одной и той же буквы. Например, у Андрея кумир – не Ампер, у Феди – не Френель.
– Профессор Гезехус, занимавшийся вопросами молекулярной физики, сконструировал гигрометр.
– Володя, увлекающийся оптикой, немало прочитал о жизни и научных исследованиях французского физика Огюстена Френеля.
– Школьник, интересующийся ядерной физикой, живёт по соседству с одноклассником, для которого кумиром является Андре Мари Ампер.
– Романа не очень волнуют вопросы электродинамики, Андрей не знаком с работами русского учёного Гезехуса, а бипризму изготовил не Вольта.
– Юноша, который на «ты» с электричеством, очень хорошо знает устройство и принцип работы конденсатора. Резерфорд этот прибор не изобретал.
– Для изготовления коммутатора нужно знать электродинамику, а радиоактивные α- и β-лучи изучает ядерная физика.
– Для Феди итальянский учёный Алессандро Вольта не является кумиром, и он не интересуется молекулярной физикой.
– Гриша плохо представляет себе принцип работы коммутатора, а Андрей не увлечён электричеством и работами А.Вольта.
Свои сображения фиксируйте в табл. 1 знаками «+» и «–», а окончательные выводы – в табл. 2.
Таблица 1
Таблица 2
Ученик |
Раздел |
Учёный |
Открытие |
Андрей |
|
|
|
Володя |
|
|
|
Гриша |
|
|
|
Роман |
|
|
|
Федя |
|
|
|
Ответы
Ученик |
Раздел физики |
Учёный |
Открытие |
Андрей |
Ядерная физика |
Резерфорд |
α- и β-лучи |
Володя |
Оптика |
Френель |
Бипризма |
Гриша |
Электричество |
Вольта |
Конденсатор |
Роман |
Молекулярная |
Гезехус |
Гигрометр |
Федя |
Электродинамика |
Ампер |
Коммутатор |