Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №14/2009

Наука и техника: прошлое и настоящее

В. Н. Белюстов,
< belustov@yandex.ru >, БЦО, г. Борисоглебск, Воронежская обл.

рис.17 августа. 120 лет тому назад родился французский физик Леон Бриллюэн (с 1941 г. жил в США). Основные работы лежат в области квантовой механики, радиофизики, физики твёрдого тела, кибернетики, философии естество­знания. В квантовой механике известен формулой Бриллюэна–Вигнера, теоремой Бриллюэна, связанной с методом самосогласованного поля Хартри–Фока, и широко применяющимся, особенно в квантовой химии, методом БВК (Бриллюэна–Вентцеля–Крамерса). предсказал (1922) изменение тонкой структуры спектра при флуктуационном рассеянии света (эффект Бриллюэна–Мандельштама – в 1926 г. аналогичные результаты опубликовал Л.И.Мандельштам). С квантовых позиций объяснил (1927) теорию парамагнетизма Ланжевена, введя так называемую функцию Бриллюэна. В физику кристаллов ввёл важное понятие зон Бриллюэна. Совместно с Ф.Блохом заложил основы зонной теории твёрдых тел. Независимо от П.Дебая предсказал (1914) диффузионное рассеяние рентгеновских лучей на колебаниях решётки. Занимался также теорией информации и философскими вопросами науки.

рис.28 августа. 90 лет со дня рождения советского физика Бориса Иеремиевича Веркина. Работы посвящены физике и технике низких температур, в частности, исследованию электронных свойств металлов, сверхпроводимости, низкотемпературному материаловедению, криогенной медицине и биологии, физике криогенных жидкостей, сверхпроводниковым магнитным системам и приборам. Совместно с Б.Г.Лазаревым открыл и изучил (1949–1951) осцилляции магнитной восприимчивости металлов, показав их общеметаллическую природу. Внёс вклад в изучение природы магнитных свойств металлов, в решение проблемы электронного энергетического спектра металлов. Разработал (1967–1975) метод туннельной спектроскопии. Доказал возможность кристаллизации молекул РНК и ДНК, предложил новый метод изучения межмолекулярных взаимодействий макромолекул – полевую массспектроскопию, изучил туннельные спектры ряда биологических молекул. Получил ряд новых результатов в криогенном и космическом материаловедении. Решил задачу моделирования поведения жидкости в условиях невесомости. Совместно с сотрудниками создал первые в стране мощные сверхпроводящие электрические машины, пассивные системы охлаждения с твёрдым хладагентом, ряд сверхпроводниковых приборов.

рис.313 августа. 190 лет тому назад родился английский математик и физик Джордж Габриэль Стокс. Работы относятся к гидродинамике, оптике, спектроскопии, математической физике. Разработал (1845) теорию вязкости жидкостей, математическую теорию движения вязкой жидкости (уравнение Навье–Стокса). Вывел (1851) формулу, определяющую силу сопротивления, действующую на твёрдый шар при его медленном равномерном поступательном движении в неограниченно вязкой жидкости (закон Стокса), заложив тем самым основы научной гидродинамики. В области оптики исследовал аберрацию света, кольца Ньютона, интерференцию и поляризацию света, спектры, люминесценцию. Построил (1845–1846) теорию аберрации, исходя из гипотезы о полном увлечении эфира движущейся Землёй. Установил (1852), что длина волны фотолюминесценции больше длины волны возбуждающего света (правило Стокса). Изучал вариации гравитации. Дал первое теоретическое представление о происхождении рентгеновских лучей.

рис.421 августа. 100 лет со дня рождения советского физика-теоретика и математика Николая Николаевича Боголюбова. Физические исследования относятся к статистической физике, квантовой теории поля, теории элементарных частиц, математической физике. Совместно с Н.М.Крыловым создал (1932–1943) теорию нелинейных колебаний. Разработал методы асимптотического интегрирования нелинейных уравнений, описывающих различные колебательные процессы, и дал их математическое обоснование. Разработанные методы распространил на статистическую механику. Впервые высказал (1945) идею об иерархии времён релаксации, имеющую важное значение в статистической теории необратимых процессов, создал (1946) эффективный метод цепочек уравнений для функций распределения комплексов частиц. Распространил (1947) метод кинетических функций распределения на квантовые системы, разработав общий приём построения кинетических уравнений для этих систем, а метод построения гидродинамических уравнений применил (1963) для построения гидродинамики сверхтекучей жидкости. Разработал (1946) метод приближённого вторичного квантования для определения энергетического спектра слабовозбуждённых состояний квантовых систем, рассчитал (1947–1948) спектр элементарных возбуждений слабо неидеального вырожденного бозе-газа, показал, что его спектр имеет такие же свойства, как и спектр гелия II, в результате чего создал теоретическую модель для объяснения явления сверхтекучести гелия II. Построил (1958) микроскопические теории сверхпроводимости (как сверхтекучести электронного газа) и сверхтекучести (как сверхтекучести ферми-системы), что привело (1958) к открытию эффекта сверхтекучести ядерной материи. Для изучения сверхпроводящих и сверхтекучих систем разработал (1968) обобщённый метод Хартри–Фока, в котором учитывается существование коррелиро­ванных пар частиц. Ему принадлежит также важная в теории фазовых переходов идея о «квазисредних». Фундаментальные результаты в статистической физике развиты в квантовой теории поля, где получен ряд результатов первостепенного значения, в частности, новая формулировка квантовой теории поля (S-матрица в представлении взаимодействия). В её основу положен не традиционный гальмитонов формализм, а гейзенбергова S-матрица рассеяния, удовлетворяющая требованиям ковариантности, унитарности и причинности. Последнее, записанное на языке вариационных производных, известно как условие микропричинности Боголюбова (1955). Совместно с Д.В.Ширковым разработал (1955) метод ренормализационной группы. Дал первое доказательство дисперсионных соотношений в квантовой теории поля. Система основных положений, использованная для их вывода, была в дальнейшем развита как самостоятельный общий подход к построению релятивистской квантовой теории взаимодействия частиц. В области симметрии сильных взаимодействий занимался кварковыми моделями. Независимо от других предложил (1965) трёхтриплетную кварковую модель и ввёл новое квантовое число – цвет.