Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №14/2009

Методические страницы

П. Ю. Боков,
физфак МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва;
А. В. Грачёв,
физфак МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва;
В. А. Погожев,
физфак МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва

Новая линия УМК для основной школы. 7 – 9-й кл. Программа.

Календарно-тематическое планирование для 7-го, 8-го и 9-го классов

Состав УМК

  1. Грачёв А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В. Физика. Программы 7–9-й классы, 10–11-й классы. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  2. Грачёв А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В. Физика-7. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  3. Грачёв А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. Физика- 8. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  4. Грачёв А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю. Физика-9. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  5. Грачёв А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю., Вишнякова Е.А. Физика-7. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  6. Грачёв А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю., Вишнякова Е.А. Физика-7. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  7. Грачёв А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю., Вишнякова Е.А. Физика-8. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  8. Грачёв А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю., Вишнякова Е.А. Физика-8. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  9. Грачёв А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю., Вишнякова Е.А. Физика-9. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2009.
  10. Грачёв А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю., Вишнякова Е.А. Физика-9. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф. (Подготовлена к печати.)
  11. Грачёв А.В., Погожев В.А., Шаронова Н.В. Физика-7: Книга для учителя. – М.: Вентана-Граф. (В печати.)
  12. Грачёв А.В., Погожев В.А., Шаронова Н.В. Физика-8: Книга для учителя. – М.: Вентана-Граф. (В печати.)

Новый учебно-методический комплекc (УМК) по физике для 7–9-го классов общеобразовательных школ разработан ведущими преподавателями кафедры общей физики физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, имеющими многолетний опыт работы со школьниками и студентами младших курсов. УМК включает в себя учебники, рабочие тетради и книги для учителя.

Учебники «Физика-7», «Физика-8», «Физика-9» соответствуют федеральному компоненту ГОС, одобрены РАН и РАО, имеют гриф МОиН РФ «Рекомендовано», включены в Федеральный перечень учебников, прошли авторскую экспериментальную проверку в школах. Сейчас УМК проходит апробацию более чем в двадцати регионах РФ.

рис.1 Какие основные идеи заложены в предлагаемый курс физики? Многолетний опыт общения авторов с абитуриентами на вступительных испытаниях на физический и другие естественные факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова, работа со старшеклассниками на подготовительных курсах показывают, что уровень знаний по физике среднего выпускника школы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Школьники воспринимают физику как науку, содержащую набор огромного числа не связанных между собой понятий, законов, формул, а вдобавок к этому ещё и огромное число способов решения не похожих друг на друга задач. У подавляющего большинства, как правило, нарушено ощущение целостности и логической стройности изучаемого курса. Даже у заинтересованных школьников, собирающихся продолжать обучение в технических вузах, знания по физике обычно представляют собой бессистемный набор сведений из различных её разделов.

Такая ситуация, в частности, связана с нехваткой часов, выделяемых на изучение физики в средней школе, но не только. Опыт работы в школе, общение с учителями и подробное изучение большинства используемых учебников по физике позволяет предположить, что не последней причиной сложившейся плачевной ситуации является нарушение некоторых основополагающих принципов построения курса физики на начальном этапе её изучения. В основу представляемого УМК положены именно эти принципы:

Статья подготовлена при поддержке визового сервиса «Visas Uk». Если вы решили посетить Великобританию, но не знаете с чего начать, то оптимальным решением станет обратиться в визовый сервис «Visas Uk». На сайте, расположенном по адресу http://visasuk.ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, получить актуальную информацию о требуемых документах и сборах. В визовом сервисе «Visas Uk» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.

1. Логическая последовательность. Последовательное изложение материала должно убедить школьника в том, что физика – это логически стройная наука. Поэтому, несмотря на наличие у учащихся определённого набора знаний (например, из курсов естествознания, математики и других предметов, изучавшихся ранее), изложение физики начинается с азов: введения основных понятий, способов измерения физических величин, описания положения тела в пространстве и т.п., чтобы создать целостное непротиворечивое представление об окружающем мире.

Много времени отводится на изучение кинематики. Глубокое знакомство с кинематическими понятиями скорости и ускорения позволяет ученикам успешно переходить к изучению понятий силы, работы и энергии. По этой же причине курс начинается с изучения самого простого вида движения материи – механического. В результате в 8-м классе школьники приступают к изучению строения вещества, молекулярной физики и основ электричества, уже зная понятия скорости, силы взаимодействия и энергии.

Весь курс школьной физики представляет собой логически стройную теорию, базирующуюся на более чем ограниченном количестве утверждений. Например, в 7-м классе – это три закона Ньютона и два закона, описывающие индивидуальные свойства сил (закон Гука и выражение, связывающее силу реакции опоры и силу трения). Все последующие законы и соотношения выводятся из них посредством простых логических рассуждений.

Авторы также старались избегать декларативного представления физических законов. Например, на простых моделях показано, что законы сохранения импульса и механической энергии являются логическими следствиями соотношений (законов), описывающих их изменение, которые, в свою очередь, выводятся из законов Ньютона. Это, на наш взгляд, помогает избежать более чем распространённого заблуждения, что импульс и механическая энергия сохраняются всегда и при любых условиях, и позволяет правильно понять диалектическую сущность этих фундаментальных законов.

2. Ступенчатость изложения. Отсутствие у учеников на начальном этапе необходимого математического аппарата не позволяет изложить основные законы механики и методы решения задач в полном объёме. Поэтому рассматриваемый курс построен по ступенчатому принципу: от простого к сложному. Например, в учебнике для 7-го класса рассмотрение всех видов движения и взаимодействия ограничено прямолинейным одномерным случаем. Благодаря этому при изучении механики в 9-м классе учащиеся приступают к рассмотрению более сложных видов движения, имея правильно сформированную для этого базу знаний.

3. Преемственность. Введённые на начальном этапе физические понятия (такие, например, как средняя и мгновенная скорости, инерциальная система отсчёта и др.), определения физических величин и формулировки основных законов используются и в старших классах. Несмотря на то, что такой подход создаёт определённые трудности на начальном этапе обучения, по мнению авторов он оправдан и целесообразен: ведь, как известно, переучивать сложнее, чем учить.

4. Классификация задач. Задачи в учебниках разделены на группы, которым присвоены названия. Подобное разделение позволяет учащимся, во-первых, ориентироваться при решении новых задач; во-вторых, что нам представляется даже более важным, понять, что при кажущемся разнообразии задач число их видов весьма ограничено.

5. Подробный алгоритм решения задач каждой группы. Такие алгоритмы помогают научиться самостоятельно разрабатывать логически правильную последовательность действий при решении задач, использовать полученные теоретические знания на практике и одновременно хорошо усвоить теорию.

6. Возможная автономность. Учебники и рабочие тетради построены таким образом, чтобы ученик имел возможность самостоятельно разобраться в материале: найти ответы на возникшие у него вопросы, понять, что вызвало у него затруднение во время урока. Это позволяет учителю (в зависимости от конкретных условий, количества учебных часов и т.п.) при необходимости сократить до минимума пересказ текста учебника и выделить время для других форм классной работы (обсуждения вопросов и задач из учебника и рабочей тетради, подведения итогов и пр.).

7. Достаточность. Все вопросы и упражнения в конце каждого параграфа построены таким образом, чтобы ученик мог успешно справиться с ними, используя в основном только материал данного параграфа.

8. Разноуровневость обучения. В учебниках и рабочих тетрадях кроме обязательных простых задач приведены задачи повышенной сложности и творческие задачи, а также параграфы для дополнительного чтения. УМК может изучаться как на базовом уровне (2 ч/нед.), так и углублённо (3 ч/нед.). В текстах для дополнительного изучения материал излагается «параллельно», что делает его доступным не только для одарённых детей (хотя содержание текста может выходить за рамки ГОС).

9. Поэтапная систематизация и возможность поэтапного контроля. Особое внимание уделено чёткости формулировок итогов каждого параграфа с целью обратить внимание учащихся на наиболее важные положения в тексте. Итоги в конце каждой главы позволяют представить изученную информацию компактно и наглядно, что должно способствовать приведению в порядок полученных знаний.

Эти принципы позволяют сделать школьный курс доступным, пробудить у школьников интерес к физике и с самого начала заложить базу для поэтапного систематического изучения предмета в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки выпускников.

Программа

7-й класс (70/105* ч)

1. Введение. Физика и физические методы изучения природы (4 ч). Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент – источник знаний и критерий их достоверности. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира. Роль и место механики в физике.

2. Кинематика (21/27* ч). Механическое движение. Относительность механического движения. Точечное тело. Система отсчёта. Прямолинейное равномерное движение, способы его описания. Скорость равномерного прямолинейного движения. Путь и перемещение. Прямолинейное неравномерное движение. Средняя путевая скорость. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение. Свободное падение тел.

3. Динамика. Силы в механике (15/19* ч). Действие одного тела на другое. Инерция. Первый закон Ньютона. Сила. Масса тела. Плотность вещества. Второй закон Ньютона (для прямолинейного движения). Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Сила тяжести. Гравитационные силы. Сила упругости. Закон Гука. Cила реакции опоры. Вес. Силы трения. Трение покоя и трение скольжения.

4. Законы сохранения в механике (9/16* ч). Импульс. Система тел. Внутренние и внешние силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение*. Механическая работа. Кинетическая энергия. Система тел. Внутренние и внешние силы. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Мощность.

5. Статика. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (14/21* ч). Равновесие точечного тела. Момент силы. Равновесие твёрдого тела. Простые механизмы. КПД. Сила давления и давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидростатическое давление. Сообщающиеся сосуды. Измерение давления. Опыт Торричелли. Закон Архимеда. Плавание тел.

6. Обобщающие занятия, итоговый контроль, подведение итогов (3/6*).

Резерв учителя: 4/12 *.

 

8-й класс (70/105* ч)

1. Молекулярная теория строения вещества (5/8*). Вещество и его структурные единицы. Размеры и массы молекул. Постоянная Авогадро. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие молекул. Агрегатные состояния вещества. Характер движения и взаимодействия молекул в газах, жидкостях и твёрдых телах.

2. Основы термодинамики (13/17*). Термодинамическая система. Внутренняя энергия термодинамической системы и способы её изменения: работа и теплопередача. Количество теплоты. Первый закон термодинамики. Закон сохранения энергии при тепловых процессах. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция и излучение. Состояние термодинамического равновесия. Нулевой закон термодинамики. Температура и её измерение. Условие самопроизвольной теплопередачи. Теплоёмкость тела и удельная теплоёмкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

3. Изменения агрегатных состояний вещества (6/8*). Испарение и конденсация. Влажность воздуха. Насыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельные теплоты парообразования и кристаллизации. Расчёт количества теплоты при теплообмене. Изменение температуры вещества при теплообмене.

4. Газовые законы (9*). Равновесные термодинамические процессы. Идеальный газ. Закон Бойля–Мариотта. Изотермический процесс. Закон Шарля. Изохорический процесс. Закон Гей-Люссака. Изобарический процесс. Объединённый газовый закон. Применение первого закона термодинамики к изобарическому и изохорическому процессам.

5. Тепловые машины (7/8*). Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатели внутреннего сгорания. Паровые и газовые турбины. Реактивные двигатели. КПД теплового двигателя. Холодильные машины. Применение законов термодинамики для описания работы теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

6. Электрические явления (9/14*). Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Носители электрических зарядов: электрон, протон и ионы. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие зарядов. Закон Кулона. Принцип суперпозиции для сил взаимодействия электрических зарядов. Теории дальнодействия и близкодействия. Электрическое поле. Пробный электрический заряд. Напряжённость электрического поля. Силовые линии электрического поля. Работа сил электрического поля. Напряжение. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

7. Постоянный электрический ток (16/21*). Условия возникновения электрического тока. Сторонние электрические силы. Электрическая цепь. Направление и сила тока. Действие электрического тока. Измерение силы тока. Амперметр. Измерение напряжения на участке цепи. Вольтметр. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Удельное сопротивление. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, газах и полупроводниках. Полупроводниковый диод. Источники тока.

8. Электромагнитные явления (5/8*). Магниты и их свойства. Взаимодействие проводников с токами. Магнитное поле. Единица силы тока – ампер. Линии магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на рамку с током. Гальванометр. Электродвигатели. Электромагниты. Электромагнитные реле. Магнитное поле Земли. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Правило Ленца.

9. Обобщающие занятия, итоговый контроль, подведение итогов (3/6*).

Резерв учителя (6/6*).

 

9-й класс (70/105* ч)

1. Кинематика (13/19*). Механическое движение. Система отсчёта. Способы описания механического движения. Точечное тело. Поступательное движение. Траектория. Перемещение. Путь. Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости движений. Скорость. Ускорение. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. Вращательное движение. Ось вращения. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при равномерном движении по окружности.

2. Динамика (15/21*). Взаимодействие тел. Материальная точка. Инерция. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Второй закон Ньютона. Силы в механике. Третий закон Ньютона. Динамика равномерного движения материальной точки по окружности. Закон всемирного тяготения. Движение планет и спутников. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира.

3. Импульс. Закон сохранения импульса (2/5*). Импульс материальной точки. Изменение импульса материальной точки. Система материальных точек. Внешние и внутренние силы. Изменение суммарного импульса системы материальных точек. Закон сохранения импульса.

4. Механическая работа и энергия. Закон сохранения механической энергии (4/8*). Механическая работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Механическая энергия. Изменение механической энергии. Закон сохранения механической энергии.

5. Статика (6/9*). Равновесие точечного тела. Твёрдое тело. Центр масс. Центр тяжести. Момент силы. Условия равновесия твёрдого тела. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие.

6. Механические колебания и волны (4/7*). Механические колебания. Смещение. Возвращающая сила. Свободные колебания. Гармонические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Пружинный маятник. Математический маятник. Преобразование энергии при механических колебаниях. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Скорость волны. Длина волны. Звук. Громкость звука. Высота тона. Тембр.

7. Электромагнитные колебания и волны (3/4*). Переменный электрический ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Преобразование энергии при электромагнитных колебаниях. Электромагнитные волны, их свойства. Шкала электромагнитных волн. Свет как электромагнитная волна.

8. Оптика (7/11*). Источники света. Действия света. Луч света. Закон прямолинейного распространения света. Тень и полутень. Солнечное и лунное затмения. Законы отражения света. Построение изображения в плоском зеркале. Законы преломления света. Показатель преломления света. Дисперсия света. Явление полного внутреннего отражения. Собирающая и рассеивающая линзы. Тонкие линзы. Фокус и оптическая сила линзы. Построение изображений, создаваемых тонкими линзами. Формула тонкой линзы. Глаз. Зрение. Оптические приборы.

9. Физика атома и атомного ядра (10/11*). Строение атома. Опыты Резерфорда. Поглощение и испускание света атомами. Оптические спектры. Спектроскопия. Строение атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Дефект массы. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Альфа- и бета-распады. Правила смещения. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерная энергетика. Термоядерные реакции. Источники энергии Солнца и звёзд. Регистрация ядерных излучений. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной энергетики.

10. Обобщающие занятия, итоговый контроль, подведение итогов (3/6*).

Резерв учителя (3/4*).

 

Учебник «Физика-7»: Грачёв А.В., Погожев В.А., Селивёрстов А.В. 70/105* ч/год. Базовый (2 ч/нед.) и углублённый (3* ч/нед.)

Примерное календарно-тематическое планирование (составлено редакцией)

Четв.

Сроки

Глава

Часов

ЛР

КР

1

01.09–03.11

Введение

4 (4*)

1 (1*)

Кинематика

14 (23*)

2 (2*)

2

13.11–29.12

Кинематика (окончание)

7 (4*)

1 (1*)

Динамика

6 (8*)

3 (3*), 4 (4*)

Cилы в механике

– (8*)

(5*, 6*)

3

11.01–22.03

Cилы в механике (окончание)

9 (3*)

5, 6

2 (2*)

Импульс. Закон сохранения импульса

– (4*)

Механическая работа. Энергия. Закон сохранения механической энергии

 9 (12*)

        3 (3*)

Статика

5 (6*)

7 (7*)

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

– (5*)

 4

02.04–31.05

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (окончание)

9 (15*)

8, 9 (8*–10*)

 4*

Повторение

3 (6*)

Итоговая КР

Резерв

4 (12*)

Итого:

 

70 (105*)

10 (11*)

4 (5*)

 

Примерное календарно-тематическое планирование. 8-й класс

Учебник «Физика-8»: Грачёв А.В., Погожев В.А., Вишнякова Е.А. 70/105* ч/ год. Базовый (2 ч/нед.) и углублённый (3* ч/нед.)

Примерное календарно-тематическое планирование (составлено редакцией)

Четв.

Сроки

Глава

Часов

ЛР

КР

1

01.09–03.11

Молекулярная теория строения вещества

5

(8*)

1 (1*), 2 (2*)

1*

Основы термодинамики 

13

(17*)

3 (3*), 4 (4*) или 5 (5*),

1 (2*)

2

13.11–29.12

Изменение агрегатных состояний вещества

6

(8*)

6 (6*), 7 (7*)

Газовые законы 

(9*)

3*

Тепловые машины

7

(5*)

2

3

11.01–22.03

Тепловые машины (окончание)

(3*)

4*

Электрические явления

9

(14*)

5*

Постоянный электрический ток

11

(10*)

8–10 (8*–10*)

 4

02.04–31.05

Постоянный электрический ток (окончание)

5

(11*)

3 (6*)

Электромагнитные явления

5

(8*)

11 (11*)

Повторение

3

(7*)

Итоговая КР

Резерв

6

(5*)

Итого:

 

70

(105*)

10 (10*)

4 (7*)

 

Примерное календарно-тематическое планирование. 9-й класс

Учебник «Физика-9»: Грачёв А.В., Погожев В.А., Боков П.Ю. 70/105* ч/год. Базовый (2 ч/нед.) и углублённый (3* ч/нед.)

Примерное календарно-тематическое планирование (составлено редакцией)

Четв.

Сроки

Глава

Часов

ЛР

КР

1

01.09–03.11

Кинематика

13

(19*)

1 (1*)

Динамика

5

(8*)

1 (1*, 2*)

2

13.11–29.12

Динамика (окончание)

10

(13*)

2, 3 (3*)

2 (2*)

Импульс. Закон сохранения импульса 

2

(5*)

 –

Механическая работа. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии

4

(8*)

3

11.01–22.03

Статика

6

(9*)

4 (4*)

3 (3*)

Механические колебания и волны

4

(7*)

Электромагнитные колебания и волны

3

(4*)

Оптика

7

(11*)

5 (5*), 6 (6*)

 4

02.04–31.05

Физика атома и атомного ядра

10

(11*)

4 (4*)

Повторение

3

(6*)

Итоговая КР

Резерв

3

(4*)

Итого:

 

70

(105*)

6 (6*)

5 (5*)

 

ГрачёвАлександр Васильевич Грачёв – к.ф.-м.н., доцент кафедры общей физики физфака МГУ им. М.В.Ломоносова. Окончил физфак МГУ. Область научных интересов: молекулярная люминесценция и спектроскопия, физика полимеров. Автор более 150 научных и методических работ. Лауреат Ломоносовской премии.


ПогожевВладимир Александрович Погожев – к.ф.-м.н., доцент кафедры общей физики физфака МГУ им. М.В.Ломоносова. Окончил физфак МГУ. Область научных интересов: импульсная наносекундная техника, импульсные свойства магнитных материалов. Автор более 350 научных и методических работ. Председатель методической комиссии по физике для подготовительных отделений МГУ. Соавтор действующих программ по физике для подготовительных отделений вузов и вступительных испытаний по физике в МГУ. Лауреат премии им. С.И.Вавилова НТО приборостроения. Соавтор 6 изобретений.


СеливерстовАлексей Валентинович Селиверстов – к.п.н., старший преподаватель кафедры общей физики физфака МГУ им. М.В.­Ломоносова. Окончил физфак МГУ. Область научных интересов: методика преподавания физики и лекционный эксперимент. Автор более 80 научных и методических работ. Учитель физики высшей квалификационной категории московской гимназии № 1543.


ВишняковаЕкатерина Анатольевна Вишнякова – к.ф.-м.н., ассистент кафедры общей физики физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Окончила физфак МГУ. Область научных интересов: мёссбауэровская спектроскопия. Автор более 15 научных и методических работ.


БоковПавел Юрьевич Боков – к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры общей физики физфака МГУ им. М.В.­Ломоносова. Окончил физфак МГУ. Область научных интересов: оптическая спектроскопия полупроводников. Автор более 80 научных и методических работ. Лауреат гранта Президента для молодых учёных. Учитель физики высшей квалификационной категории московской гимназии № 1543.


ШароноваНаталия Викторовна Шаронова – д.п.н., профессор кафедры теории и методики преподавания физики физфака МПГУ, замдиректора по научной и опытно-экспериментальной работе, завкафедрой физики и учитель физики московской гимназии № 1543. Окончила МГПИ им. В.И.Ленина. Автор более 120 публикаций по проблемам преподавания физики в школе и по подготовке учителей физики в педвузе. Научный редактор популярного УМК «Физика-7–8» С.В.Громова, Н.А.Родиной. Область научных интересов: гуманитарный развивающий потенциал школьного курса физики, методологические вопросы, формирование мировоззрения учащихся, методологическая подготовка учителя физики в педвузе.



Печатается в сокращённом виде. Полностью поурочно-тематическое планирование выходит в издательском центре «Вентана-Граф» в 2009 г. как часть УМК «Физика-7–9» (авторы: А.В.Грачёв, В.А.Погожев и др.): Проектирование учебного курса. Методическое пособие. – М.: «Вентана-Граф», 2009 – издания для 7-го, 8-го и 9-го классов.

В статье знаком * обозначены число часов и номера уроков при учебном плане, рассчитанном на углублённое изучение курса (3 ч/нед.)