Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2009

Учебные занятия

Л. Н. Самарина,
< galina292@yandex.ru >, МОУ СОШ № 2, г. Усть-Кут, Иркутская обл.

Уроки физики в стихах

Урок 1* : Открытия Ньютона. Обобщающий интегрированный урок ФИЗИКА+МАТЕМАТИКА, 11-й класс

рис.1

Могила Ньютона в Вестминстерском аббатстве, Лондон. (Фото Л.А.Кирика.)

рис.2

Уильям Блейк. Исаак Ньютон
[www.tate.org.uk/servlet/ViewWork?workid=1122]

рис.3

Эдуардо Паолоцци. Скульптура Исаака Ньютона перед Британской библиотекой
[www.dpk.com.ua/files/u4/Q1D4Q2_3.jpg]

Цели урока: повторить основные законы механики, оптические явления: дисперсию и интерференцию; применение аппарата математического анализа (производная и интеграл) в решении задач по физике; содействовать развитию умения обобщать, систематизировать, сравнивать; содействовать развитию познавательного интереса к техническим наукам, воспитанию эстетических чувств.

Оборудование. Мультимедиа-проектор, презентация.

Ход урока

Учитель физики (демонстрирует и читает слайды презентации).

Слайд 1. Разумом он превосходил род человеческий. Лукреций. (Надпись на памятнике И.Ньютону в Кембридже.) [http://chronology.org.ru].

Слайд 2. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого (часть надписи на могиле Ньютона в Вестминстерском аббатстве). [http://www.ega-math.narod.ru/Bell/Newton.htm].

Слайд 3. «Не так давно в одной знатной компании обсуждался избитый и пустой вопрос: кто был величайшим человеком – Цезарь, Александр, Тамерлан или Кромвель? Кто-то сказал, что таким человеком был, без сомнения, Исаак Ньютон. И он был прав, так как мы должны благодарить Ньютона за то, что он овладел нашим разумом не насилием, а силой правды» (Ф.Вольтер).

Слайд 4. «Природа для него была открытой книгой, которую он читал без усилий». А.Эйнштейн.

Сегодня мы смешали вместе и физику, и математику, и современность, и древность, и оптику, и механику – ведь мы готовимся к экзаменам и должны знать, что дал нам Ньютон, зачем нужны его труды. Сегодня мы проведём обобщающий урок по открытиям Исаака Ньютона. Какие это разделы в физике? (Ученики отвечают.) В математике? (Ученики отвечают.) Вести урок будет сам Исаак Ньютон, а мы, учителя физики и математики, будем ему помогать.

Ньютон. Вам биография моя сегодня,//Может, не важна,//Но мне услышать о ней лестно,//И для кого-то – интересно. Напомните, пожалуйста, интересные события из моей биографии. (Ученики отвечают.)

Ну а теперь перейдём к моим открытиям. В механике мои законы,// Я думаю, для вас знакомы.//Кто их прочтёт и скажет мне,//Всегда ли я был прав//Иль заблуждался где? (Ученики отвечают.)

Вы знаете, что законы сохранения импульса, энергии выведены из моих трёх законов в механике. Законы сохранения//Всегда ли справедливы?//Вы сможете ль ответить,//Иль это не под силу? (Ученики отвечают.)

Ну что ж, проверим ваши знания//В решении задач.//Я вам принёс задания,//И их сейчас раздам.//По сложности различные//Задачи из ЕГЭ,//Но время дам приличное: 15 минут ± 2. (Выдаются задания по вариантам.)

1. Какой массы состав может вести тепловоз, если уравнение его движения имеет вид x = 0,05t2, сила тяги 300 кН, коэффициент трения 0,005? (Ответ. 2000 т.)

рис.42. На рисунке приведён график зависимости скорости автобуса между остановками. Считая силу сопротивления движению постоянной, найдите силу тяги двигателя на интервалах и АВ, если на интервале ВС она равна нулю. Масса автобуса 4 т. (Ответ. 2500 Н; 500 Н.)

3. Движение тела описывается уравнением x = 25 – 10t + 2t2. Масса тела 3 кг. Определите изменение импульса тела за 8 с его движения. (Ответ. 96 кг · м/с.)

4. На горизонтальной плоскости находится брусок массой 60 г, закреплённый на конце лёгкой пружины, её жёсткость 40 Н/м. Другой конец пружины закреплён неподвижно. В брусок попадает пластилиновый шарик массой m = 40 г, летящий горизонтально со скоростью 2 м/с. Чему равно максимальное сжатие пружины? (Ответ. 0,04 м.)

5. Через блок в виде сплошного диска, имеющего массу m = 1,5 кг, перекинута нить, к концам которой подвешены грузы массами 0,1 кг и 0,15 кг. Определите ускорение движения грузов, если предоставить их самим себе. (Ответ. 0,5 м/с2.)

6. Равнодействующая сила, действующая на тело, изменяется по закону F = 0,8π · cosπt, масса тела 2 кг. Запишите уравнения зависимости ускорения и скорости от времени: a(t) и υ(t).

(Ответ. a = 0,4π · cosπt; формула1

(Решения задач разбираются на доске.)

Учитель математики. Физика без математики, как рыба без воды.//Но и в математике есть мои труды.//Напомните, пожалуйста, что там я натворил,//Ведь кто-то, может, что-то оттуда получил.

(Повторение применения интеграла.)

• Сила упругости пружины, растянутой на 5 см, равна 3 Н. Какую работу надо произвести, чтобы растянуть пружину на 5 см? [Алгебра и начала анализа. Учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. Под ред. А.Н.Колмогорова. – М.: Просвещение, 2003.]

Решение. По закону Гука, F = kxk = 3 Н/0,05 м = 60 Н/м.

формула2

• Вычислите работу силы F при сжатии пружины на 0,08 м, если для её сжатия на 0,01 м требуется сила 10 Н. [Ш.А.Шалимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10–11-х классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004.]

формула3

• Найдите площадь фигуры, ограниченной кривой y = 6x – x2 и осью абсцисс.

Решение. При x = 0, y = 0 ⇒ x1 = 0, x2  = 6.

формула4

• Тело движется прямолинейно со скоростью υ = 6t – t2 (м/с). Найдите длину пути, пройденного телом от начала движения до остановки.

Решение. 6t – t2 = 0 ⇒ t1 = 0, t2 = 6.

формула5

•  По цепи идёт переменный ток I = 6t – t2 (А). Найдите величину заряда, прошедшего по цепи за первые 6 с.

Решение: формула6

Ньютон. А оптика чем интересна мне была?//К каким моим открытиям она вдруг привела?//Во всех ли рассуждениях я прав был, господа?//Иль заблуждался в чём-то? Ответьте мне тогда. (Ученики отвечают.)

Как изучался белый свет?//Что я использовал в то время?//И дайте мне скорей совет,//Что мне учесть по данной теме. (Ученики отвечают.)

Тема «Кольца Ньютона»//Вам уже известна.//Что в ней изучаете?//Мне это интересно. (Ученики отвечают.)

Я рад, что встретились мы с вами,//Что знаете законы вы,//Что можете решать задачи,//Что чтите вы мои труды.//Сейчас – последнее задание://Вы оценить должны, друзья,//Как показали свои знания?//Оценку сами ставьте для себя.

 

Урок 2**: За чашкой чая. Интегрированный урок ФИЗИКА+ТЕХНОЛОГИЯ, 8-й класс

Цель урока: всем повторить темы «Виды теплопередачи» и «Расчёт количества теплоты при нагревании вещества»; девочкам познакомиться с темами «Технология приготовления напитков» и «Декоративно-прикладное искусство», мальчикам познакомиться с темой «Технология обработки древесины при изготовлении подручных средств»; развивать умения анализировать, обобщать, применять знания на практике; формировать интерес к физике и труду.

Ход урока

Учитель физики. Сегодня урок необычный,//На физике будем пить чай,//Но чтоб получить оценку «отлично»,//Надо верней отвечать! Сегодня у нас урок сразу и для мальчиков, и для девочек, и по физике, и по технологии. По физике мы повторим ... , по технологии – ... Отмечайте, сколько раз вы правильно ответили, а в конце урока сами себе выставьте оценки.

Вначале нам нужно вскипятить чай, а для этого ответим на вопросы.

• Вот чайник – металлический, а этот – из пластмассы.//Вот этот – тёмный чайник, а этот – словно снег.//Нальём воды в них поровну – одной и той же массы.//Быстрее закипит какой? Открой-ка мне секрет!

• Зачем мы нагреваем воду снизу? А остужаем – сверху, почему? И батареи в комнате ставим к полу близко – зачем? Скажи скорей, понять я не могу.

• Заварку надо приготовить, значит, сохранить тепло. На печку бы поставить. А можно... Что?

(Сообщение преподавателя технологии «О технологии приготовления чая»***. Дегустация чая, заваренного различными способами.)

Учитель физики. Сейчас все будем пить чай, и для этого нам нужны кружки.

• Здесь кружек из металла нет.//А почему? Открой секрет.//Когда она нужна тебе?

• Поройся в памяти, мой друг,//И разреши сомнение://Налили в термос чаю мы,//При чём здесь излучение?

• Почему пластиковые ложки начали вытеснять деревянные?

(Сообщение преподавателя технологии о технологии изготовления деревянных изделий с показом.)

Учитель физики.

• Сварил ты кашу или суп –//Они остынут быстро.//Как сохранить и вкус, и цвет,//Да чтобы не прокисло?

(Сообщение преподавателя технологии об изготовлении грелок c показом.)

Учитель физики. А теперь решим на доске и в тетрадях задачу. Мы наливаем воду комнатной температуры в чайник объёмом 2 л. Вода кипит при... Считаем, что всё тепло идёт только на нагревание воды. Сколько энергии необходимо для того, чтобы довести воду до кипения? Теперь учтём, что при нагревании воды в металлическом чайнике 50% энергии уходит в окружающую среду. Сообразите, какая энергии требуется для того, чтобы вскипятить воду? (Ученики решают.)

Итак, что мы повторили по физике? по технологии? Выполняем тестовые задания. (Не приводим. – Ред.)

Подводим итог урока, выставляем себе оценки.



* Урок проводился совместно с учителем математики высшей квалификационной категории Тамарой Валентиновной Красноштановой. Дополнительно к учебному плану в этом классе добавлялись по 2 ч/нед. на довузовскую подготовку по математике и физике. Урок вёл ученик этого же класса в костюме Ньютона.

** Урок проводился для мальчиков и девочек в обычном классе, совместно с учителями технологии в кабинете технологии для девочек.

*** Приведено в рубрике «Дополнительные материалы» к № 13 на сайте газеты. – Ред.