Материал к уроку
Н. В.
Брендина,
< brennata71@mail.ru >, МОУ СОШ № 56, г. Киров
Способы воздействия на эмоциональную сферу обучаемых
Мы живём в мире постоянно меняющейся информации. И хорошо, если эту информацию ученики будут добывать в психологически комфортных условиях. Для этого уроки необходимо насытить эмоционально окрашенными фактами, экспериментами, задачами. Эмоциональное насыщение является важной врождённой и постоянно развивающейся потребностью, а эмоциональное голодание столь же реальное явление, как и голодание мускульное. Оно переживается в форме скуки и тоски. Если у ребёнка постепенно формируются ценные для него устойчивые эмоциональные переживания, то он в своём поведении начинает ориентироваться не только на реально испытываемую эмоцию, но и на предвкушаемую. При этом положительные эмоции сами становятся побуждающей силой. Эмоции умеренной и высокой степени интенсивности благоприятны для познавательных процессов. Например, одной из фундаментальных является эмоция интереса-волнения – положительная, мотивирующая обучение, развитие умений и навыков, творческое стремление. В состоянии интереса у человека повышаются внимание, любознательность и увлечённость объектом интереса. Эмоция удивления способствует направлению всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление, а максимально желаемая эмоция – радость. Она является скорее побочным продуктом событий, чем результатом прямого стремления получить её.
Для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся на уроках я применяю комплекс нетрадиционных методических приёмов, который позволяет создать у учащихся устойчивый познавательный интерес на базе их ситуативной заинтересованности.
1. «Несерьёзные» задачи
Среди эффективных педагогических приёмов законное место занимают «несерьёзные» задачи с увлекательными сюжетами. В таких задачах, несмотря на их весёлые и, как кажется на первый взгляд, легкомысленные тексты, отражается многогранный мир физики, а глубина и точность решения зависит от уровня освоения конкретного раздела. Кроме того, метод «несерьёзных» задач направлен на формирование компетентности в разрешении проблем, развитие способности анализировать нестандартные ситуации, разработку алгоритма решения, планирование результата, а также развитие умения взаимодействовать с окружающими.
В 7-м классе при изучении темы «Давление твёрдых тел» я использую задачу:
• Масса хрупкой фигуристки Леночки 30 кг, площадь соприкосновения лезвия её конька со льдом 2 см2. Масса тёлки Бурёнки 240 кг, площадь соприкосновения со льдом её копыта 16 см2. Вычисли и сравни, какое давление оказывают на лёд корова и Леночка, которая мчится на левой ножке к победе.
В 9-м классе при изучении механики говорю:
• Ночь (закройте глаза). В саду на скамейке сидит Она, появляется Он...
Она. Как ты сюда пробрался? Для чего?
Ограда высока и неприступна.
Он. Меня перенесла сюда любовь,
Её не останавливают стены…
Моя любовь без дна, а доброта –
Как ширь морская.
Чем больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.
Она. Меня зовут. Я ухожу. Прощай!
(Убегает, он – за ней.)
Составьте задачу на движение и решите основную задачу механики.
Практически это задачи-оценки, не имеющие однозначного ответа. Ученики должны самостоятельно сформулировать физическое условие, т.е. оценить что дано, что можно взять из таблиц, что существенно, чем следует пренебречь. Именно на задачах, похожих на жизненные ситуации, необходимо научить ребят создавать физические модели.
• При изучении темы «Условия плавания тел» (7-й класс) читаю всем известный отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»:
Мимо бревно суковатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас – да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок.
Оцените, при каком минимальном объёме бревна зайцы могли плыть на нём. Задайте сами массу зайца.
• В теме «Давление» (7-й класс) оцениваем величину кровяного давления у жирафа; груз, который может удержать своими присосками осьминог; размеры присоски, способной удержать человека.
• В теме «Плотность» (7-й класс) решаем задачу про курочку Рябу: какова масса золотого яичка? Объём яйца находим экспериментально.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Например, разбираем задачу об айсберге в океане:
• Матрос Фукс впервые увидел айсберг – ледяную гору высотой с десятиэтажный дом – и сказал: «Ого!» Капитан Врунгель усмехнулся: «Разве это “Ого”? Вот под водой – это да!»
Фукс минуту подумал и спросил: «А скажите, Христофор Бонифатьевич, сколько этажей располагается под водой?»
Когда в результате решения получаем, что под водой 90 этажей, «ого» я уже слышу от учеников.
Измените формулировку задачи – и положительный эмоциональный фон урока будет обеспечен. Например, стандартная задача (7-й класс, тема «Плотность»): определите плотность кубика массой 857,5 г и площадью поверхности 294 см2, – легко превращается в захватывающую:
• Пират Билли Бонс недорого продаёт алмазный кубик массой 857,5 г, площадь всей поверхности которого 294 см2. Стоит ли покупать его?
Решив задачу, понимаем, что кубик у пирата стеклянный, а не алмазный.
• Директора ликёро-водочного завода отдали под суд за кражу 200 л водки. Дело было так: на завод привезли 2 цистерны: в одной 800 л спирта, в другой 1200 л экологически чистой родниковой воды. Увезли же с завода 1800 л водки. Вам предлагают выступить в качестве эксперта. Как вы думаете, виноват директор или нет? Какие доказательства вы представите суду, чтоб доказать правоту?
• В 9 ч вечера у дяди Васи со скоростью 30 км/ч поехала крыша. Дядя Вася обнаружил пропажу только через 3 ч, сорвался за ней в погоню и догнал только в 6 ч утра. С какой скоростью мчался дядя Вася за своей крышей?
Воздействовать на эмоциональную сферу учеников, развивать мышление и коммуникативную компетентность помогает использование фольклорного материала, в частности, загадок. Загадка – игра в узнавание, отгадывание. Доля гаданий, озарения в этой игре значительна, в ней её прелесть. Загадки уравнивают шансы на верный ответ и тем, кому сложно даются точные науки, и знатокам физики. Они хороши для ребят с низкой самооценкой, предоставляют возможность отличиться, показать свою эрудицию. За отгаданным ответом обычно следует вопрос с физическим содержанием.
• Под окошком гармонь горяча, как огонь. (Ответ. Батарея отопления.)
Почему батареи отопления размещают под окнами, а не над ними?
• На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее. В руках её не удержать и на коне не обогнать. (Ответ. Вода.)
• Если в чайник с холодной водой незаметно опустить протекающую ручку с чернилами, то через некоторое время можно потчевать гостей слабым чернильным чаем. Что доказывает это явление? Станет ли чай крепче, если в чайнике с ручкой окажется горячая вода?
• Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Ответ. Снег.)
Верно ли утверждение, что снег «греет»? Найдите физическую ошибку в формулировке загадки.
• Что за чудо: синий дом, окна светлые кругом, носит обувь из резины и питается бензином? (Ответ. Автобус.)
Сколько энергии выделяется при сгорании в двигателе автобуса 50 л бензина? Сколько тепла при этом выбрасывается в атмосферу, если КПД равен 25%?
Нередко такие задачи я сопровождаю рисунками, схемами, мультимедийными слайдами, т.е., добавляя к речи зрительные образы, ввожу в действие ещё один весьма существенный – чувственный – канал информации. Таким образом поданные задачи ребят привлекают: они эстетичны, иллюстрация приковывает внимание, сопровождающая условие картинка помогает понять его суть. Можно дать задание составить задачу по картинке и решить её. По результатам такой работы можно судить об общей культуре решения физических задач, об интеллектуальном развитии ученика. Даю творческие задания ученикам: сочинить оригинальную физическую задачу. Считаю, что такие задания помогают лучше разобраться в сути изучаемых явлений и при этом развивают детскую фантазию и воображение, укрепляют межпредметные связи.
Фантазия, необычность формулировки нужны, чтобы ученик задумался, обратил внимание на исследуемый предмет или явление, восхитился красивым и удивительным решением.
Литература
- Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.
- Камин А.Л. Физика. Развивающее обучение: Книга для учителей. 7-й класс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
- Остер Г.Б. Физика. – М.: Росмэн,1998.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Подходы, компоненты, уроки, задания: Пособие для учителей и методистов: Сост. и под ред. Э.М.Браверман. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
2. Эпиграф к уроку
Ещё один эффективный приём – начинать урок с эпиграфа. В качестве эпиграфа можно использовать яркие высказывания писателей, учёных, народные пословицы и поговорки, крылатые выражения, афоризмы. Важно, чтобы эти слова запоминались, задавали тон всему уроку. Эти маленькие тексты расширяют кругозор учащихся, развивают сообразительность, показывают связь физической теории и окружающей нас жизни. Эпиграф служит как бы ключом к теме, стержнем урока. Ученик имеет возможность и прочитать, и подумать, и высказать доказательное суждение. Он старается говорить правильно, красиво.
Работу с эпиграфом можно начать с прочтения. Читаю я или кто-то из учеников. Выразительно, акцентируя внимание на тех словах, которые помогут нам раскрыть смысл этого высказывания. Затем задумываемся над вопросами: как связан эпиграф с темой урока? почему именно эти слова являются главными сегодня на уроке? Окончательные ответы формулируем в конце урока. Выясняем, известен ли ребятам автор высказывания, если нет – сообщаем сведения об авторе.
Эпиграф может стать условием задачи для обсуждения и решения в классе или дома. Слайд с эпиграфом может появляться несколько раз за урок, чтобы дети раз за разом возвращались к нему, а после урока записали в тетрадь понравившиеся строки. Тогда воспитательная цель эпиграфа достигнута.
К некоторым темам прошу ребят самим подобрать эпиграф, и на уроке обсуждаем и выписываем наиболее удачные. Такая работа служит дополнительной мотивацией к выяснению сути явления. Особенно много вариантов бывает к урокам решения задач, лабораторных работ и повторения. Оформляем стенд с наиболее ёмкими по смыслу эпиграфами и указываем фамилию нашедшего. Приведём примеры для уроков в 7-м классе.
• Ко вводному уроку «Путешествие в царство природы»: «Царство науки не знает предела –// Всюду следы её вечных побед,// Разума слово и дело,// Сила и свет» (Я. Полонский).
В конце урока обращаем внимание учеников на эпиграф. Читаем выразительно. Выясняем, как ученики понимают смысл стихотворения.
• К уроку по теме «Физические величины. Измерение физических величин»: «Наука начинается там, где начинают измерять» (Д.И.Менделеев).
Сначала обсуждаем: «Прочитайте высказывание. Кому принадлежат слова? Что вы знаете об авторе? Как вы понимаете смысл высказывания?» Затем переходим к теме урока, связывая с эпиграфом.
• К уроку по теме «Внутреннее строение тел. Молекулы»: «Если бы я захотел читать, ещё не зная букв, это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, это было бы такой же бессмыслицей» (М.В.Ломоносов).
• «Отыщи всему начало – и ты многое поймёшь» (Козьма Прутков).
• К уроку по теме «Диффузия»: «Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в 200 лошадиных сил действовал в радиусе 3 миль и валил человека с ног на расстоянии 200 ярдов» (Дж.-К.Джером).
– «Черёмуха эта росла не кустом, а деревом. Кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был её запах» (Л.Н.Толстой).
• К уроку по теме «Взаимодействие молекул»: «Что благородней духом – Покоряться//Пращам и стрелам яростной судьбы//Иль, ополчась на море смут, //Cразить их противоборством?» (У.Шекспир).
• К уроку повторения: «…Закон памяти – повторение. Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран – книгу примерно такого же объёма, как Новый завет, и они в значительной мере достигают этого путём повторения…» (Д.Карнеги).
• К уроку по теме «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение»: «Ветер по морю гуляет// И кораблик подгоняет,//Он летит себе в волнах//На раздутых парусах» (А.С.Пушкин).
– Жеребёнок – хвост трубой,//Как угнаться за тобой?//В чистом поле, на лугу ли, //Здесь стоял –//И словно сдули» (Г.Глушнёв).
– На простом велосипеде// По деревне парень едет,//Едет, смотрит и дивится://На столбе сидит девица (из местного фольклора).
• К уроку по теме «Скорость. Единицы скорости»: «Резвы ноги Гайаваты!//Запустив стрелу из лука,//Он бежал за ней так быстро,//Что стрелу опережал он» (Г.-У.Лонгфелло).
• К уроку по теме «Расчёт пути и времени движения»: «…Ну-с, так едет наш Иван//За кольцом на окиян.//Горбунок летит, как ветер,//И в почин на первый вечер//Вёрст сто тысяч отмахал.//И нигде не отдыхал…» (П.П.Ершов).
Из какого произведения эти строки? Кто автор этих строк? Каково значение слова «верста»? В конце урока решаем задачу о скорости движения Конька-Горбунка, а условие задачи – наш эпиграф.
• К уроку решения задач: «Смотри в корень» (Козьма Прутков).
– «Причина ошибки – незнание лучшего» (Демокрит).
– «Старайтесь дать уму как можно больше пищи» (Л.Н.Толстой).
• К уроку по теме «Инерция»: «…Остановив Землю сразу, Фотерингей не подумал об инерции, а между тем она при внезапной остановке кругового вращения неминуемо должна была сбросить с поверхности Земли всё на ней находящееся…» (Г.Уэллс).
Эпиграф читаем в конце урока. Домашнее задание: написать мини-сочинение «Инерция вокруг нас».
• К уроку по теме «Взаимодействие тел»: «Щёлкни кобылу в нос – она махнёт хвостом» (Козьма Прутков).
• К уроку-лабораторной работе: «Деяние есть живое единство теории и практики» (Аристотель).
Читаем эпиграф: Что вы знаете об авторе? Какие ассоциации вызывают у вас слова эпиграфа?
– «Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка» (Л.Н.Толстой).
– «Следует воздержаться от рассуждений, когда говорит эксперимент» (А.Левенгук).
• К уроку по теме «Явление тяготения. Сила тяжести»: «Земной шар, обращающийся в беспредельном пространстве, служит пьедесталом для всего на нём обретающегося» (Козьма Прутков).
• К уроку по теме «Вес тела. Невесомость»:
«…Ко всему можно привыкнуть, – спокойно ответил Знайка. – Главное – это не обращать на невесомость внимания. Если кому-нибудь покажется, что он падает вниз или переворачивается вверх ногами, а такие ощущения бывают в состоянии невесомости, то надо поскорей оглядеться по сторонам. Вы увидите, что сидите в комнате и никуда не падаете, и перестанете волноваться. У кого есть вопросы?
– Меня очень беспокоит один вопрос, – сказал Незнайка. – Мы будем сегодня завтракать или по случаю невесомости всякие там завтраки, и обеды целиком отменяются?» (Н.Носов).
• К уроку по теме «Сила трения»:
«…А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома, да смотрит в окно, как другие трудятся… А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! Подъехал к горке.
– О, – говорит. – Скользкая! – Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может. – Что делать? – думает. Думал, думал – и придумал: – Вот сейчас песочком посыплю и заберусь.
Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.
– Вот теперь, – говорит, – скачусь! – Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит: „Как же теперь по песку кататься?“ И полез вниз на четвереньках» (Н.Носов).
• К уроку по теме «Трение в природе и технике»:
«…Филберт вытянул правую ногу – она скрипнула. Коленный сустав вышел из строя уже много часов назад. В него попал песок. Наконец Филберт остановился, разобрал левый коленный сустав и наскрёб из него немного смазки для больного колена…» (К.Саймак).
• К уроку-игре «Космическое путешествие»:
«Человек полетит, опираясь не на силу своих мышц, а на силу своего разума» (Н.Е.Жуковский).
• К уроку по теме «Давление»: «Человек раздвоен снизу, а не сверху, – для того, что две опоры надёжнее одной» (Козьма Прутков).
• К уроку по теме «Атмосферное давление»: «Даже летом, отправляясь в вояж, бери с собой что-либо тёплое, ибо можешь ли ты знать, что случится в атмосфере?» (Козьма Прутков).
Составьте синквейн со словом «атмосфера».
• К уроку по теме «Измерение давления. Барометры»: «…Я отыскал другой барометр; он был совершенно новый и очень хороший. Полчаса кипятил я его в горшке с бобовой похлёбкой, которую варил повар. Результат получился неожиданный: инструмент совершенно перестал действовать, но суп приобрёл такой сильный привкус барометра, что главный повар – человек очень умный – изменил его название в списке кушаний. Новое блюдо заслужило всеобщее одобрение, так что приказали готовить каждый день суп из барометра…» (М.Твен).
• К уроку по теме «Манометры. Пневматика»:
«…Они её перед тем, как продать тебе, надули. Какая лошадка от старости превзойдёт в тощесть, ей перед продажей встромляют… продырявленную камышину и дуют по очереди всем кагалом до тех пор, покуда бока ей разнесёт и станет она видом круглая и пузатая… Вот и ты такую надутую купил. Затычка-то, должно, дорогой выпала, и начала кобылка твоя худеть… Ты вернись, поищи затычку-то… Мы заново в момент надуем» (М.Шолохов).
• К уроку по теме «Выталкивающая сила. Закон Архимеда»: «Случайные открытия делают только подготовленные умы» (Б.Паскаль).
• К уроку по теме «Условия плавания тел»: «…Возьми Папая поиграть,// Когда пойдёшь купаться.//Он будет плавать и нырять,//На голове в воде стоять,//И с трубкой кувыркаться!//Как Папая ни купай,//Не утонет наш Папай!» (А.Кардашова).
Какое аналогичное по смыслу стихотворение вы можете рассказать?
• К уроку по теме «Воздухоплавание»: «…Потом протянул к улетевшему шару руку, покашлял немножко, сказал ещё раз: “Стихи”. И начал читать стихи, которые только что сочинил: “Огромный шар, надутый паром,// Поднялся в воздух он недаром.// Наш коротышка хоть не птица,//Летать он всё-таки годится.//И всё доступно уж, эх-ма!//Теперь для нашего ума!”» (Н.Носов).
• К уроку по теме «Механическая работа»: «Выдающийся американский изобретатель Т.-А.Эдисон постоянно что-либо придумывал. Однажды один из гостивших у него друзей пожаловался, что находящаяся у входа в парк калитка открывается с большим трудом. “Мне пришлось напрячь все силы, чтобы открыть её”, – сказал он. – “Понятно, – ответил Эдисон. – Открывая калитку, вы накачали с помощью изобретённого мною приспособления в резервуар на крыше 30 литров воды”».
• К уроку по теме «Простые механизмы»: «Дайте мне точку опоры – и я подниму Землю!» (Архимед).
– «…Он снова вгляделся в выступ и заметил у его основания трещину не толще волоса. Он начал колотить в этом месте, но камень не поддавался. Морисон вытер пот со лба и собрался с мыслями. Клин, нужен клин… Он снял ремень. Приставив край стальной пряжки, он ударом револьвера вогнал её в трещину на какую-то долю дюйма. Ещё три удара – и вся пряжка скрылась в трещине, ещё удар – и выступ отделился от жилы. Отломившийся кусок весил фунтов двадцать…» (Р. Шекли).
• К уроку по теме «Энергия»: «…Приспособление состояло в основном из короткой толстой рукоятки с несколькими кнопками на ней… Кроме того, в приспособлении был самый массивный из всех энергоблоков, какие Лук когда-либо видел. Внешняя сторона диска была отполирована до зеркального блеска. Больше всего Лука озадачил энергоблок. Судя по нему, это устройство, чем бы оно ни было, потребляло океан энергии» (Д.Лукас).
• К уроку повторения (путешествие по родному краю): «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать» (М.М.Пришвин).