Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №13/2009

Юбилеи

Светлана Яковлевна Ковалева

КовалеваНекоторые философы утверждают, что лишь в 50 лет человек созревает как педагог и философ. Аристотель, например, считал, что только в период с 50–60 до 80–90 лет человек должен передавать накопленные знания подрастающему поколению. До этого нечему учить. После этого трудно найти точки понимания между поколениями… Мне 50… Личные профессиональные интересы всегда были связаны с поиском технологий, позволяющих развивать творческие способности школьников. Устойчивый положительный эффект в «разношёрстных» группах школьников (а именно таковы наши общеобразовательные классы) мог быть достигнут только при нескольких условиях: достаточно высокая компетентность педагога (систематическое обобщение опыта, обмен им с коллегами, защита диссертации, постоянное самообразование, рефлексия); активное применение быстро меняющихся средств обучения (создание необходимых и адекватных дидактических материалов и использование технических средств); направленность обучения на мышление каждого конкретного учащегося (индивидуальные, хотя бы фрагментарно, траектории обучения); творческое сотрудничество педагога и учащихся. Личностно-ориентированное обучение через воздействие на мыслительные процессы ученика – тема, над которой работают сотни коллег. Все новые методы и приёмы при ближайшем рассмотрении оказываются модификацией или комбинацией применяемых ранее. И при детальном анализе собственного опыта оказывается, что все мы, педагоги, отличаемся не тем, что и сколько делаем, а тем, как мы выполняем одни и те же уроки, как мы применяем одни и те же методы. Как делаю я?.. В школе на уроках применяла индивидуальные творческие задания и мини-проекты к изучаемым темам, организовывала комплексное повторение в виде семинаров с индивидуальными экспериментальными заданиями, давала мини-упражнения на развитие мышления и всем ученикам, и отдельным группам – по способностям – и, конечно, непрерывно проводила многоуровневый мониторинг результатов деятельности и школьников, и своей собственной, независимо от текущих официальных отчётов. Вне уроков руководила проектной деятельностью школьников, стремящихся к научно-практической работе и желающих что-то сделать руками и головой. После уроков и после «вне уроков» серьёзно готовилась к занятиям, часто ночами, в выходные и праздники. В результате за последние 5 лет моей работы в школе ежегодно: 14–20 учащихся сдавали физику как выпускной экзамен по выбору (из 70–80 выпускников), получали 1–3 призовых места на районной олимпиаде, команды в составе 4–12 учащихся участвовали в НПК разного уровня; активно работал кружок по изготовлению приборов и опытов к урокам и, конечно, около десятка выпускников поступали в технические вузы (несколько человек из них уже аспиранты и кандидаты наук). Каковы «истоки процесса»? Семья военного – разные школы, разные города, разные условия, поэтому дома спрашивали строго. Вуз – один из лучших педагогических в стране (МГПИ им. В.И.Ленина, ныне МПГУ). Школы – обычные общеобразовательные, но требования и к себе, и к своим детям, и к ученикам – всегда по максимуму. Награды и звания: Соросовский учитель, лауреат конкурса «Я иду на урок» в газете «Физика» 2003 г., победитель всероссийского конкурса «Лучшие учителя России-2006», кандидат педагогических наук, ветеран труда. Автор десятка научных и методических публикаций в разных изданиях. Последние два года работаю в Педагогической академии последипломного образования специалистов Московской области в должности доцента, а с 2003 г. – также и заместителем главного редактора газеты «Физика» ИД «1 сентября». К юбилею многие задумываются о том, что было, кто обидел, кого сам наказал, кто помог, кому обязан, что не сделано и т.д. Я точно знаю, что основные результаты моей жизни – следствие экстраполяции жизненной позиции на все плоскости бытия. А жизненная позиция возникает не на tabula rasa нашей души. Это результат духовного взаимодействия со знаковыми для тебя людьми, которые часто давали незримый толчок, стимул, повод твоему продвижению. Это, конечно, родители – Яков Иванович и Олимпиада Андреевна Фещенко, – учителя в школе (Софья Яковлевна Старухина, Василий Михайлович Пеньков, Нина Александровна Лебедева, Тамара Александровна Горшкова, Наталья Андреевна Иванченко), педагоги в вузе (Анатолий Иванович Наумов, Александр Николаевич Кравцов, Николай Александрович Попов, Рафаил Аронович Аронов); наставники в работе и научные руководители (Ирина Тимофеевна Шмакова, Наталья Викторовна Шаронова, Наталья Сергеевна Пурышева, Нана Дмитриевна Козлова, Алла Алексеевна Фадеева). Трудно перечислить всех, но уверена, что люди попадаются на нашем пути не случайно. Особое место занимает «половинка моя», Валерий Альбертович Ковалев, ныне майор в отставке и директор небольшой нарофоминской типографии, с которым мы вырастили двух замечательных сыновей. Ни о чём не жалею! Просто каждый миг надо жить, будучи благодарным судьбе за жизнь и общение.

Светлана Яковлевна Ковалева, г. Наро-Фоминск, Московская обл.

От всей души желаем Светлане Яковлевне и её супругу здоровья, чтобы сбылись все задумки и все творческие планы,
чтобы радовали дети, и свои, и «школьные»!

Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики и слушатели!