Методические страницы
В. В.
Пантелеева-Пашкина,
< mamajuli@mail.ru >, школа-лицей № 16, г. Павлодар, Республика Казахстан
Структурно-логические схемы
Физика – обязательная составная часть всеобщего среднего образования. Это основа для формирования естественно-научной картины мира, красивая строгостью и логичностью своих теорий. Уровень систематизации физических знаний достаточно высокий, но создание эффективных методик всегда актуально, тем более на этапе подготовки к единому национальному тестированию.
Повторение всего курса физики (7–11-й классы) в ходе подготовки учащихся к этому экзамену – трудоёмкий процесс. Надо видеть все явления и процессы во взаимосвязи друг с другом, уметь оперировать основными понятиями и формулами, устанавливать между ними связи и выстраивать логические цепочки. Именно это привело меня к построению структурно-логических схем, позволяющих систематизировать знания, выделять основное, что заложено в Стандарт образования. Идея не нова, но у каждого свой подход к структурированию материала, и схемы соответственно выглядят по-разному.
Практика показала, что схему желательно создавать вместе с учащимися на доске. Учащиеся сами устанавливают многие зависимости, сами выделяют главное в материале, учитель лишь направляет их мысли. Схема, «рождающаяся» на глазах, воспринимается, как результат собственного труда, лучше запоминается и в дальнейшем используется как справочная. Она может быть полезна при решении задач, при выполнении тестовых заданий. По завершении работы на доске учащиеся чертят схему в тетрадях, используя либо запись на доске, либо компьютерный вариант схем из нашего сборника, включающего более 40 схем по всему курсу физики. Каждая стрелка на схеме означает либо связь, либо зависимость между понятиями или физическими величинами. Построим для примера несколько схем
1. Количество вещества • Какой буквой обозначается количество вещества? • В каких единицах выражается количество вещества? • Чьим именем названо число частиц в 1 моле вещества? • Каков физический смысл числа Авогадро? • Какой объём занимает 1 моль вещества? • 22,4 л переведите в дм3, в м3 • Как рассчитать количество вещества? (Дайте 3 формулы.) • Как рассчитать молярную массу вещества? (Дайте 2 формулы.) • Что такое относительная молекулярная масса вещества?
Переход от одного вопроса к другому происходит по соответствующей стрелке на схеме. Эти вопросы по ходу работы могут задавать сами учащиеся, если им предложено выделить самое главное, что надо знать по этой теме. А можно предложить их, тогда это будет просто план. Схема удобна для проверки знаний учащихся. Они могут воспроизводить схему на листе бумаги по частям или целиком в зависимости от этапа повторения материала. Наиболее рациональный способ проверки – взаимопроверка. Обычно дети очень серьёзно относятся к этому виду работы, могут сравнивать проверяемую работу с образцом – готовой схемой, – т.е., по сути, ещё раз повторяют весь материал во всех взаимосвязях, что позволяет заметить и собственные ошибки.
Количество вещества
2. Полупроводники • Полупроводники бывают двух типов • В полупроводниках n-типа основными носителями зарядов являются… • В полупроводниках p-типа основными носителями зарядов являются… • В зависимости от носителей проводимость полупроводников может быть… • Примесная проводимость бывает… • Если проводимость электронная, то основными носителями зарядов являются… • Если основными носителями зарядов являются электроны, то полупроводник – …-типа • Если проводимость дырочная, то основными носителями зарядов являются… • Если основными носителями зарядов являются «дырки», то полупроводник – …-типа • К полупроводнику могут быть добавлены примеси • Примеси бывают … • Донорные примеси отдают электроны, при этом получается полупроводник …-типа • Акцепторные примеси забирают электроны, при этом получается полупроводник …-типа.
Читать схему можно по любому направлению стрелки, например: Полупроводники n-типа получают с помощью … примесей. Если использовали донорную примесь, то основными носителями в полупроводнике становятся … . Если проводимость полупроводника электронная, то использовалась … примесь, и т.д.
3. Закон радиоактивного распада
4. Фотоэффект
Такие схемы можно делать по-разному, но в любом случае они помогают освоить основной материал. Слабые учащиеся сначала используют схему как опору, – с её помощью можно воспроизвести материал, ответить на вопросы учителя, учитывая логические связи и зависимости по стрелкам, вписать в неё информацию, воспроизвести схему по памяти, выписать обозначения всех физических величин, встречающихся на схеме, и их единицы. При этом обеспечивается как минимум обязательный уровень усвоения стандарта, изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, освобождается время для отработки теоретических знаний и решения задач, развиваются навыки самостоятельной работы с учебным материалом, повышается активность учащихся, растёт интерес к предмету и, хочется надеяться, улучшаются результаты экзаменов.