Конкурс "Я иду на урок"
И. А.
Изюмов,
< izyumov-igor@rambler.ru >, МОУ гимназия № 3, г. Аксай, Ростовская обл.
Законы сохранения импульса и полной механической энергии
Что такое истина?
Соответствие наших суждений явлениям.
Дени Дидро
Общая характеристика урока
Тип урока |
Комплексное применение знаний |
Цель урока |
Выработка умений самостоятельно применять знания, осуществляя их перенос в различные условия |
Дидактическая задача |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий в комплексе и системе |
Рефлексивная деятельность ученика |
Самоутверждение, самореализация и саморегуляция |
Деятельность учителя по обеспечению рефлексии |
Подача учебного материала с учётом зон ближайшего и актуального развития ученика |
Показатели реального результата решения задачи |
Выполнение поставленного задания с применением комплекса знаний в учебной ситуации |
Логика построения урока |
Актуализация комплекса знаний → применение комплекса знаний в ситуации учебной задачи → контроль и самоконтроль |
Вариант 1
Оборудование: пластмассовая кассета из-под фотоплёнки*; шипучие таблетки («Аспирин», «Эффералган» и т.п.); стакан с водой; два деревянных бруска; измерительная лента; пустая кювета; две кюветы с песком; лабораторные весы с разновесами.
Техника безопасности при выполнении экспериментальных заданий. Поскольку демонстрационные эксперименты этого урока связаны с разлётом составных частей «ракеты», необходимо соблюдать следующее:
– «ракету» собирают перед самым «запуском»;
– запуск производят в проход параллельно рядам аудитории либо вертикально вверх;
– в направлении запуска (разлёта) должна быть глухая капитальная стена.
I. Подготовительная часть. Актуализация комплекса знаний (15 мин)
(Учитель собирает из деревянных брусков «стартовый стол», помещает его в пустую кювету, снаряжает «ракету» и проводит демонстрационный запуск – разлёт частей ракеты, после чего предлагает учащимся записать закон сохранения полной механической энергии для данного случая и получить необходимые расчётные формулы.)
Учитель. Согласно закону сохранения полной механической энергии для вертикального запуска можно записать: – начальный импульс, масса, начальные скорость и максимальная высота подъёма соответственно.
Для определения начальной скорости υ0 «ракеты» можно произвести её пуск горизонтально с высоты h. Дальность полёта s «снаряда» в этом случае равна
Отсюда начальная скорость
Закон сохранения полной механической
энергии для горизонтального пуска запишется в виде:
Очевидно, что при вертикальном запуске эта «ракета» поднялась бы на высоту Н, которую можно вычислить из соотношения
Полученная формула позволяет определить максимальную высоту подъёма H при заданных значениях s и h.
II. Основная часть. Порядок выполнения работы (20 мин)
1. Разместите «ракету» так, чтобы она летела в горизонтальном направлении. Запустите «ракету» и заметьте место её падения. Измерьте расстояние sэ. (При подготовке к уроку учителю следует определить оптимальную дальность полёта частей «ракеты» и на месте вероятного их падения поставить кюветы с песком.)
2. Измерьте начальную высоту h местоположения «ракеты».
3. Используя значение sэ, рассчитайте максимальную высоту подъёма «ракеты» H при вертикальном запуске по формуле
4. Установите на полученной высоте метку и проведите проверочный вертикальный запуск. Сравните результаты расчёта и эксперимента.
Вариант 2
I. Подготовительная часть. Актуализация комплекса знаний (15 мин)
(Учитель размещает «ракету» на деревянном бруске, помещает установку в пустую кювету и проводит горизонтальный демонстрационный запуск – разлёт, после чего предлагает учащимся записать закон сохранения импульса для данного случая и получить необходимые расчётные формулы.)
Учитель. Пусть m1 и m2, υ01 и υ02 есть соответственно массы и начальные скорости разлетающихся частей «ракеты». Согласно закону сохранения импульса и полной механической энергии для горизонтального пуска (разлёта) можно записать:
m1υ01 = m2υ02.
Начальные скорости соответственно равны:
где s1 и s2 – соответствующие дальности полёта частей «ракеты», а h – начальная высота её расположения. С учётом этого легко видеть, что:
m1s1 = m2s2.
II. Основная часть. Порядок выполнения работы (20 мин)
1. На лабораторных весах определите массы m1 и m2 составных частей ракеты.
2. Разместите «ракету» таким образом, чтобы её части разлетались в горизонтальных направлениях. Запустите «ракету» и заметьте места падения её частей. Измерьте расстояния sэ1 и sэ2.
3. Вычислите величины m1sэ1 и m2sэ2 и попарно сравните их между собой. Сделайте вывод.
Вариант 3
Оборудование: мягкая пластмассовая бутылка; две пластмассовые соломинки для коктейля, одна чуть потолще; пластилин; кусочек картона; клейкая лента-скотч; ножницы.
I. Сборка и запуск «ракеты»**
1. В крышке бутылки сделайте отверстие по диаметру более тонкой соломинки. Вставьте в отверстие соломинку и закрепите её пластилином, чтобы из отверстия не выходил воздух.
2. Из второй соломинки сделайте «ракету» с хвостовым оперением из двух картонных треугольников, приклеенных скотчем к соломинке, и носовой частью из пластилина.
3. Насадите «ракету» на тонкую соломинку и с силой надавите на бутылку.
(Дальнейший ход урока, как в варианте 1.)
II. Оценка достоверности эксперимента. Контрольные вопросы (10 мин)
1. При каких условиях выполняются законы сохранения импульса и полной механической энергии?
2. Чем объясняется некоторое расхождение теории и эксперимента?
3. Выходят ли обнаруженные в опыте отклонения от законов сохранения импульса и полной механической энергии за пределы границ погрешностей измерений?
* Выражаю искреннюю благодарность Вадиму Александровичу Муранову (ООШ № 19, г. Ногинск, Московская обл.) за идею эксперимента, продемонстрированного им на мастер-классах в рамках межрегионального практического семинара «Развитие творческого потенциала учителя в условиях реализации ПНПО» и профессионального конкурса «Учитель года», проходившего в п. Лазаревское, Б.Сочи, Краснодарского края в ноябре 2008 г. Модель ракеты собирается в пластмассовой кассете из-под фотоплёнки, внутрь которой наливается очень небольшое количество воды и помещается половина шипучей таблетки. Кассета плотно закрывается крышкой. Спустя некоторое время обе части «ракеты» разлетаются.
** Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А.Мейяни: Пер. с ит. И.Э.Мотылёвой. – М.: Росмэн, 2001, с. 115.