Образовательные ресурсы
О. Т.
Форзун,
МОУ гимназия № 3, г. Аксай, Ростовская обл.
«Термодинамика»
Интегративно-дифференцированный подход к обучению существенно облегчает учителю задачу научить каждого ученика понимать явления и процессы в природе и технике, а каждому ученику позволяет научиться добывать знания самостоятельно, работая на своём уровне усвоения и в соответствии со своими стилевыми особенностями познания. Особенно эффект заметен при изучении теоретических тем. Нормальная эмоциональная обстановка на уроке способствует вовлечению в самостоятельный учебный процесс даже тех, кто обычно пассивен. В моих классах с урочным заданием стали справляться до 90% учащихся, из них 52% – на «хорошо» и «отлично». Менее половины заданий выполняют лишь 10%, самые низкие результаты показывают те, кто не привык работать самостоятельно.
Изучение темы «Термодинамика» можно представить в виде последовательности восьми модулей:
• М1: «Внутренняя энергия» (семь учебных элементов – УЭ0...УЭ6), частная дидактическая цель (ЧДЦ) – дать молекулярно-кинетическую трактовку понятия «внутренняя энергия»;
• М2: «Работа газа в изопроцессах» (семь УЭ), ЧДЦ – дать термодинамическую трактовку понятия «работа»; вывести формулу для расчёта работы газа;
• М3: «Количество теплоты» (шесть УЭ), ЧДЦ – вспомнить процесс теплообмена;
• М4: «I закон термодинамики. Применение к изопроцессам» (шесть УЭ), ЧДЦ – установить связь между изменением внутренней энергии системы, работой и количеством теплоты, переданным системе;
• М5: «Решение задач на I закон термодинамики» (четыре УЭ), ЧДЦ – систематизировать и углубить знания учащихся о I законе термодинамики и применении его к изопроцессам;
• М6: «Тепловые двигатели. КПД» (восемь УЭ), ЧДЦ – раскрыть физические принципы действия тепловых двигателей;
• М7: «Необратимость тепловых процессов. II закон термодинамики» (семь УЭ), ЧДЦ – дать понятие обратимых и необратимых процессов и, как следствие, сформулировать II закон термодинамики;
• М8: «Обобщение и контроль знаний» (пять УЭ), ЧДЦ – систематизация и самоконтроль учебных достижений, выявление ошибок и их коррекция.
(Подробнее модульные программы блоков «Термодинамика», 10-й класс, и «Тепловые явления», 8-й класс, приведены в рубрике «Дополнительные материалы» на сайте газеты. – Ред.)
Ольга Терентьевна Форзун – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила Ростовский ГПИ в 1975 г., заслуженный учитель Российской Федерации.