Задачи, тесты
В. Б.
Дроздов,
г. Рязань
Экстремальные физические задачи
Так как здание всего мира совершенно и возведено премудрым Творцом, то в мире не происходит ничего, в чём не был бы виден смысл какого-нибудь
максимума или минимума.
Л.Эйлер
Экстремальные задачи по физике практически отсутствуют в задачниках для 9–11-го классов и мало известны большинству учащихся, поэтому школьники с интересом к ним относятся. Решение экстремальных задач с физическим содержанием способствует углублению межпредметных связей физики и математики. Эти задачи физически интересны, они есть во всех разделах курса. Приступить к решению экстремальных задач можно на факультативных занятиях в 9-м классе и продолжить их решение в последующие годы. В 10–11-м классах решаем задачи как с применением производной, так и методами элементарной математики. В 9-м классе возможно применить только элементарные методы, при этом часто нужны сообразительность и изобретательность, тогда экстремальные задачи будут для учащихся творческими и полезными при подготовке к олимпиадам. Рассмотрим ряд математических приёмов элементарного решения экстремальных задач по физике.
Задача 1. Выделение квадрата двучлена из квадратичной функции
Учащимся хорошо известна формула
Тогда функция y = ax2 + bx + c принимает экстремальные значения при x = -b/2а именно:
не существует – при a > 0;
не существует – при a < 0.
Задача 2. Тело брошено со скоростью υ0 под углом α к горизонту. Найдите наибольшую высоту его подъёма.
Решение. Ординату тела преобразуем так:
Задача 3 (задача Гюйгенса). Три совершенно упругих шара массами m1, m2 и m3 находятся на одной прямой в покое. Потом шар m1 ударяет шар m2 с известной скоростью υ1. Какова должна быть масса m2 второго шара, чтобы после его удара о шар m3 скорость последнего была наибольшей?
Решение. Применив законы сохранения энергии и импульса к удару первого шара о второй и второго о третий, получим откуда
Задача 4. Под каким углом к горизонту надо бросить тело с башни высотой H, чтобы оно упало как можно дальше от основания башни? Чему равна наибольшая дальность полёта Lmax? Начальная скорость тела υ0.
Решение. В выбранной системе координат уравнения движения тела
Исключив из уравнений (1) время t, получим уравнение траектории:
Ясно, что x = L при y = 0, тогда из уравнения (2) получим квадратное уравнение относительно tg α:
где υп – скорость падения тела на Землю. Так как tg α < 1, то α0 < 45°.
Задача 5. Имеется множество наклонных плоскостей с одинаковыми основаниями, равными b, но разной высоты. При какой высоте h время t соскальзывания тела по наклонной плоскости без трения будет наименьшим?
Решение. При равноускоренном движении где a = g sin α – ускорение тела, – длина наклонной плоскости.
Следовательно, при sin 2α = 1, т.е. при α = 45°, т.е. при h = b.
Данный приём полезен и при изучении теории. В учебнике физики выведена формула дальности полёта тела, брошенного со скоростью υ0 под углом α к горизонту:
Без доказательства сообщается, что наибольшая дальность полёта будет при α = 45°.
Повторяя механику в 11-м классе, запишем формулу (3) в виде при sin 2α = 1, т.е. α = 45°.
Задача 6. Тело массой m движется равномерно по горизонтальной поверхности под действием силы F. Коэффициент трения равен µ. При каком значении угла α сила F имеет наименьший модуль? Чему он равен?
Решение. На тело действуют четыре силы: сила F, сила тяжести mg, сила нормальной реакции поверхности N и сила трения Fтр. Под действием этих сил тело движется равномерно и прямолинейно. Запишем второй закон Ньютона в проекциях на оси X и Y:
Заменим действие сил N и Fтр действием одной силы реакции опоры R. Поскольку тело движется равномерно, векторная сумма всех сил равна нулю, т.е. силы mg, R, и F образуют замкнутый треугольник. Модуль силы R зависит от направления силы F, но направление силы R неизменно и определяется только коэффициентом трения:
С изменением направления силы F изменяется её модуль и модуль силы R. На рисунке изображены два треугольника, определяемые соотношениями:
mg + R1 + F1 = 0,
mg + F2 + F2 = 0.
Из рисунка видно, что сила F будет наименьшей по модулю в том случае, если она перпендикулярна к линии действия силы R. Очевидно, что при этом угол её наклона к горизонту α = β = arctg μ. Следовательно,
Задача 7. Положительный заряд q равномерно распределён по тонкому проволочному кольцу радиусом R. Найдите точки на оси кольца, в которых напряжённость электрического поля имеет наибольшее значение, и определите его.
Решение. Очевидно, что на оси кольца существуют две симметричные относительно центра О точки, в которых модуль напряжённости электрического поля E имеет именно наибольшее значение. Действительно, из соображений симметрии, в центре кольца E = 0. Если взять точку, у которой h ≫ R, то кольцо можно рассматривать как точечный заряд, напряжённость поля которого при h → ∞. Значит, существует такое h, при котором напряжённость поля наибольшая. Избегая дифференцировать иррациональную функцию от h, примем за независимую переменную угол α, тогда Находим производную и экстремум: Е:
Следовательно,
Задача 8. Какую наибольшую полезную мощность тока Pmax может обеспечить источник с ЭДС и внутренним сопротивлением r?
Решение 1.
Значит, максимум мощности Сравнивая с законом Ома видим, что этот максимум достигается при R = r.
Решение 2. Рассмотрим равенство P = I – r I2 как квадратное уравнение относительно I: r · I2 – I + P = 0, откуда
Следовательно,
Решение 3.
Решение 5. При решении с помощью производной за независимую переменную проще выбрать ток I, а не внешнее сопротивление R.
Задачи для самостоятельной работы
Задачи даны только с ответами, т.к. решения займут слишком много места. Этого вполне достаточно, чтобы сориентироваться. Более трудные задачи отмечены звёздочкой. Они предназначены для индивидуальной работы с сильными учащимися, а также при различных формах углублённого изучения физики.
I. Механика
1. Из пункта A, находящегося в лесу в 5 км от прямолинейной дороги, пешеходу нужно попасть в пункт B, расположенный на этой дороге в 13 км от пункта A. По дороге пешеход может двигаться с максимальной скоростью 5 км/ч, а по лесу – с максимальной скоростью 3 км/ч. За какое минимальное время пешеход сможет добраться из пункта A в пункт В?
Ответ. 3 ч 44 мин.
2. Человек находится на расстоянии L от прямолинейной дороги, по которой движется автомобиль со скоростью u. Под каким углом L к перпендикуляру к дороге нужно бежать к дороге, чтобы выбежать на неё впереди автомобиля как можно дальше от него? Скорость человека υ.
Ответ. L = arcsin υ/u
3. Верхняя точка трамплина находится на высоте H над землёй, а на высоте h трамплин обрывается горизонтальной площадкой. Какой должна быть высота h при заданной высоте H, чтобы лыжник, съехав с трамплина, мог пролететь наибольшее расстояние smax (считая по горизонтали)? Определите smax. Трением и сопротивлением воздуха пренебречь.
Ответ. smax = H при h = H/2.
4. Сосуд цилиндрической формы наполнен водой до высоты H. На какой высоте h нужно проделать в сосуде малое отверстие, чтобы вода била из него как можно дальше? Какой наибольшей дальности по горизонтали smax достигнет струя?
Ответ. smax = H при h = H/2.
5. Частица, покинув источник, пролетает с постоянной скоростью расстояние L, а затем тормозится с ускорением a. При какой скорости частицы время движения от её вылета до остановки будет наименьшим?
Ответ.
6*. При какой наименьшей начальной скорости камня, брошенного с поверхности Земли, можно попасть в цель, находящуюся на расстоянии l по горизонтали и на высоте h по вертикали?
Ответ.
7*. Какую минимальную скорость должен иметь камень, брошенный мальчиком, чтобы он перелетел дом высотой H и длиной l, если бросок совершается с высоты h и бросать можно с любого места?
Ответ.
8*. Сферический резервуар, стоящий на земле, имеет радиус R. При какой наименьшей скорости брошенный с земли камень может перелететь через резервуар, лишь коснувшись его вершины?
Ответ.
9*. Тело бросают под углом α к наклонной плоскости, которая образует с горизонтом угол β. Начальная скорость тела равна υ0. При каком значении угла α расстояние L от точки бросания до точки падения тела на плоскость максимально и чему оно равно?
Ответ.
10*. Решите предыдущую задачу, если α – угол между наклонной плоскостью и вектором скорости в конце спуска.
Ответ.
11. Дождевая капля, начальная масса которой равна m0, а начальная скорость равна нулю, падает под действием силы тяжести, равномерно испаряясь так, что её масса уменьшается по закону m = m0 – kt. Через сколько секунд после начала падения кинетическая энергия капли будет наибольшей?
Ответ.
12*. Метеорологическая ракета массой M, запущенная вертикально стартовым ускорителем с начальной скоростью υ0, имеет двигатель, способный в течение времени τ развивать силу тяги F. В какой момент времени должен начать работу двигатель, чтобы ракета достигла наибольшей высоты? Какова эта высота? Считать, что масса ракеты не меняется и ускорение свободного падения g постоянно.
Ответ.
13*. В полусферу радиусом R опускают без начальной скорости материальную точку. Коэффициент трения между точкой и полусферой равен µ. Какова наибольшая скорость материальной точки при её движении в полусфере?
Ответ.
14*. Корабль приводится в движение водомётным двигателем, выбрасывающим с кормы струю воды со скоростью u. Ежесекундно выбрасывается масса воды m, которая берётся из реки. При каком значении скорости корабля υ КПД (η) двигателя максимален? Силой трения и сопротивлением воды пренебречь.
Ответ. ηmax = 0,5 при υ = u/2.
15. К висящей лёгкой пружинке жёсткостью k подвешен шарик массой m. Вначале пружина не растянута. Затем шарик отпускают. Какой максимальной скорости достигнет шарик при своём движении? Каково максимальное растяжение пружины?
Ответ.
16. Ось вращения рычага совпадает с одним из его концов. В точке, отстоящей на расстоянии a от оси вращения, подвешен груз весом P. Масса единицы длины рычага τ. Какова должна быть длина рычага, чтобы груз P уравновешивался наименьшей силой?
Ответ.
17*. На каком расстоянии d от центра масс однородного стержня длиной l должна быть расположена точка подвеса, чтобы циклическая частота колебаний стержня была максимальной? Чему равна максимальная частота ωmax?
Ответ.
Ещё 22 экстремальные задачи для самостоятельного решения по темам «Механика», «Термодинамика и МКТ», «Электродинамика», «Оптика» помещены в рубрике «Дополнительные материалы» к № 11.