Методические страницы
Н. П.
Кошкин,
< iulka07@mail.ru >, МОУ Июльская СОШ с УИОП, с. Июльское, Воткинский р-н, Удмуртская Республика
Модульное обучение
Реформа школы и совершенствование методов обучения. Выбирая верный метод обучения, мы кратчайшим путём получаем желаемый результат. Учителям хорошо знакомы такие методы, как рассказ, беседа, лекция, показ иллюстраций, демонстрация опытов, выполнение упражнений, проведение лабораторных и демонстрационных опытов, учебных дискуссий, организация познавательных игр, методы поощрения и порицания, проблемного изложения учебного материала, метод аналогий, индуктивного и дедуктивного изложения, самостоятельная работа с книгой, обучающими программами, устный опрос, контрольные и лабораторные работы и др. Арсенал методов непрерывно обновляется. Весьма перспективной является педагогическая технология модульное обучение, когда ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе.
Основные особенности модульного обучения
1. Деятельностный подход к обучению: только то содержание усваивается прочно и сознательно, которое стало предметом активных действий ученика.
2. Опора на теорию развивающего обучения с выявлением зон развития ученика: зона актуального развития – нет затруднений в выполнении заданий; зона оптимального, ближайшего развития – имеются трудности, которые ученик может преодолеть с чьей-то помощью. Зону развития можно определить, дав ученику 4 задания различного уровня сложности. Если он всё выполнил самостоятельно – ученик в зоне актуального развития. Если четвёртое, самое сложное, задание выполнил с чьей-либо помощью – он в зоне оптимального развития. Если выполнил три задания – в зоне хорошей обучаемости. Выполнение только двух заданий свидетельствует о низкой успеваемости, соответствующей зоне недостаточного понимания материала.
При модульном обучении учащиеся объединяются в группы по зонам их ближайшего развития.
3. Программирование обучения: ученик работает строго по выданной учителем программе, осуществляя самоконтроль, анализ и самоанализ, что обеспечивает поэтапное формирование умственных действий.
4. Интенсивное обучение (нагрузки продумываются и перемежаются разрядками).
Технология модульного обучения
– Весь курс делится на разделы, крупные разделы делятся на блоки, блоки и мелкие разделы – на темы. Продумывается количество часов, необходимых для изучения каждой темы в соответствии с учебной программой. Определяются комплексные дидактические цели каждого раздела, блока, темы. В итоге составляется технологическая карта по каждому классу.
– В каждой теме выделяется n + 1 модуль (М0...Мn, обычно один модуль – одно занятие). в нулевом модуле (М0) ставится комплексная дидактическая цель темы (КДЦ), проводится актуализации полученных ранее знаний, даётся мотивация к изучению данной темы, демонстрируются иллюстрирующие её явления. В текущих модулях М1...М(n–1) тема изучается последовательно по параграфам учебника в соответствии с интегрирующей дидактической целью каждого модуля. Обычно в модуле М1 читают лекцию по выбранной теме или составляют опорный конспект. Последний модуль Мn является, как правило, контрольным.
– Составляются модульные программы: каждый модуль разбивается на (m + 1) учебных элементов (УЭ0...УЭm) в соответствии с частными дидактическими целями (ЧДЦ) каждого элемента. Обычно УЭ0 – повторение, проверка домашнего задания, входной контроль; УЭ1 – постановка частной дидактической цели модуля; УЭ2–УЭ(m–2) – введение новых величин, их определений, единиц, выявление связи с другими величинами, решение задач, выполнение практических работ; УЭ(m–1) – выходной контроль; УЭm – рефлексия, подведение итогов, самооценка знаний.
В идеале каждый модуль готовится в нескольких (оптимально – трёх) вариантах для разных уровней сложности. Особенно это актуально для малокомплектных сельских школ.
Модульная программа (путеводитель) выдаётся каждому ученику (или на каждую парту, или на каждую группу) и представляется в форме:
Модульная программа
УЭ |
Учебный материал с указанием целей и заданий (предъявляется ученику) |
Комментарии для ученика |
УЭ0 |
|
|
УЭ1 |
|
|
... |
|
|
Общие правила составления модуля и учебного элемента
1. Обязательный поэтапный контроль: входной – проверка знаний, взаимопроверка, тестирование (на доске или на отдельном листочке указывается правильный ответ) с последующим разбором ошибок; промежуточный и текущий – в конце каждого учебного элемента (цель – выявить затруднения, испытываемые учеником, чтобы преодолеть их в последствии с помощью учителя или консультанта группы); выходной – в конце каждого модуля (цель – выявить уровень усвоения содержания модуля для последующей обязательной доработки). При освоении обязательного базового уровня выставляются зачёт, оценка.
2. Доступность изложения содержания и методических рекомендаций.
3. Обеспечение двух-трёх уровней сложности усвоения учебного материала:
1-й уровень: А – прочитать материал учебника; Б – выполнить задания по теме (текст, формулы, схемы, вопросы, графики, простые задачи); В – воспроизвести материал.
2-й уровень: решить комбинированные задачи, выполнить логические задания.
3-й уровень: решить нестандартные задачи.
Воспитательные возможности урока
Школа представляет для ребёнка модель общества, где он получает опыт взаимоотношений со сверстниками, младшими, старшими и т.д. И любой урок как единица школьной жизни является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Сегодня положение в обществе во многом зависит от осознанного выбора людьми своих представителей во власти, своих убеждений, своей позиции в конкретной ситуации. А это подразумевает умение критически оценивать ситуацию, прогнозировать её развитие и последствия, высказывать аргументированное мнение, выслушивать оппонента, порой вставать на другую точку зрения.
При обсуждении и даже при объяснении нового материала всё большее значение приобретают эвристические беседы, в ходе которых ученики с помощью учителя сами приходят к новым знаниям. При таком подходе на первый план выступает формирование общеучебных умений.
Важно, чтобы ученик не боялся участвовать в беседе из-за страха получить плохую оценку за ошибку, быть осмеянным и т.п. Поэтому на этом этапе ставить оценку не нужно, а если ставить, то только за хорошую работу.
Умение |
Советы учителя |
Высказывать свою мысль |
· Говорите полными предложениями · Избегайте употребления слов-паразитов · Говорите по теме, не отвлекайтесь |
Аргументировать своё мнение |
· Умейте проводить анализ · При доказательстве опирайтесь на проверенные факты · Помните, что мнение авторитетов не всегда верно (каждый человек может ошибаться, но глупо не признавать ошибку, если она доказана) |
Выслушивать другое мнение |
· Приводите только те примеры, которые ещё не звучали · Умейте узнавать мысль за другой формулировкой · Следите за правильностью использования терминов и фактов · Умейте сопоставить два мнения, понять, чем отличаются позиции · Чтобы прийти к единому мнению, одна из сторон должна доказать свою правоту |
Критически подходить к оценке информации, ничего не принимать на веру |
· Критерием истинности знания в физике является опыт, а не мнение большинства · При невозможности эксперимента воспользуйтесь выводами теории, однако помните, что они не всегда оказываются верны в силу ограниченности модельных представлений! |
Умение задавать вопросы |
Вопросы можно начинать так: «Правильно ли я понял…», «Уточни, пожалуйста…» |
Многие относят физику к разряду предметов, «не обязательных» для изучения, мотивируя это «трудностью» и «ненужностью» в будущем. В связи с этим надо выделить несколько обязательных направлений в работе учителя физики.
• Показывать, что наш организм подчиняется в том числе и физическим законам. При изучении практически любой темы можно найти примеры «использования» природой физических закономерностей. Так, при изучении: изотермического сжатия и разрежения – показать работу лёгких; упругости – продемонстрировать деформации отдельных частей тела; рычагов – рассказать об опорно-двигательном аппарате; магнитного поля – рассказать о биотоках; диффузии – напомнить об обмене веществ в организме.
• При изучении физических величин «примерять» их на себя. Необходимо показывать учащимся, что знание закономерностей позволяет осознавать причины и следствия всего происходящего, прогнозировать развитие событий, оценивать результаты и последствия своих действий.
• Регулярно проводить уроки-экскурсии, – они показывают, что знание физики необходимо в любой профессии.
• Давать возможность выбрать интересный и посильный вид деятельности, задачу приемлемого уровня трудности, что позволяет формировать ответственность, оценивать свои способности, получать навыки сотрудничества.
• Приучать школьников отвечать по плану, т.е. формировать логику ответа, понимание границ своих знаний.
Учитель – один из немногих взрослых, с которыми постоянно общается школьник, поэтому в процессе общения необходимо следовать определённым правилам: НЕ подавлять ученика; НЕ оскорблять его; показывать своё доброжелательное отношение и готовность прийти на помощь, т.е. стараться встать на позицию сотрудничества, а не управления.
Заключение
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Оно интегрирует в себе всё прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности учащегося в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая её суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется рефлексивный подход. Сами учащиеся формулируют суть модульного обучения так: главное – каждый работает самостоятельно, имея возможность проконсультироваться у учителя, получить помощь товарища, в результате значительно глубже познаётся учебное содержание и, кроме того, всё время можно себя контролировать.
Однако имеются и трудности, которые следует иметь в виду:
– необходимо быть уверенным в том, что эта технология поможет вам;
– необходимо убедиться в том, что учащиеся готовы к самостоятельной учебно-познавательной деятельности (т.е. у них уже сформирован минимум знаний и общеучебных умений);
– необходимо иметь возможность размножать модульные программы, ибо они эффективны только в том случае, если каждый ученик обеспечен этой программой действий (можно написать от руки и копировать, а лучше делать это на компьютере);
– не следует сразу выходить на весь класс с модулем, – сначала попробуйте на малой группе и оцените объём, структуру, уровень трудности, содержание, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внесите коррективы.
Примеры модулей можно найти в литературе:
– Педагогические технологии, что это такое и как их использовать в школе: Практико-ориентированная монография: Под ред. д.п.н. проф. чл.-корр. РАО Т.И.Шамовой. – М., Тюмень, 1994.
– Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.
Редакция также рекомендует:
- Демидова М.Ю. Современные педагогические технологии: 3. Модульные уроки. – Физика-ПС, 2001, № 9.
- Горовая Н.В. Механическая работа. Модульная программа. 9-й кл. – Физика-ПС, 2006, № 22.
- Талышев В.В. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля–Ленца. Модульная технология. 8-й кл. – Физика-ПС, 2007, № 18.
- Форзун О.Т. Модульные программы «Термодинамика» (10 кл.), «Тепловые явления» (8 кл.). Физика-ПС, 2009, № 12.
Приводим три модульные программы* (по учебнику А.Е.Гуревича «Физика-9» (М.: Дрофа, 2001) и их разбиение на УЭ.
Законы сохранения в механике
КДЦ |
ИДЦ (интегрирующая дидактическая цель) модуля |
||||||||||||
М0 |
М1 |
М2 |
М3 |
М4 |
М5 |
М6 |
М7 |
М8 |
М9 |
М10 |
М11 |
М12 |
М13 |
Поста- |
Импульс тела и импульс силы |
Закон сохра- |
Реактив- |
Работа силы (механи-ческая работа) |
Мощ- |
Работа силы тяжести |
Работа силы трения |
Работа силы упругости |
Простые механизмы и их КПД |
Энергия и её виды |
Изменение энергии и работа |
Закон сохра- |
Работа и энергия |
Комплексная дидактическая цель (КДЦ). Овладение содержанием всех модулей должно обеспечить закрепление ранее полученных знаний о механической работе, потенциальной и кинетической энергиях, ознакомление с понятием импульса тела и импульса силы, их связи, понятием механической работы потенциальных сил, связи механической работы и энергии, о полной механической энергии и замкнутой системе; воспитание ответственности за результат своего труда и труда товарища. Учащиеся должны научиться рассчитывать импульс тела, импульс силы, работу сил тяжести, трения и упругости, кинетическую и потенциальную энергии, КПД механизмов, применять законы сохранения импульса и энергии, а также другие знания при решении качественных, расчётных и практических задач.
Модуль 1. ИДЦ: «Импульс тела. Импульс силы»
УЭ0 |
УЭ1 |
УЭ2 |
УЭ3 |
УЭ4 |
УЭ5 |
УЭ6 |
УЭ7 |
УЭ8 |
Входной контроль |
Интегрирующая дидактическая цель модуля |
Другая форма второго закона Ньютона |
Импульс тела |
Импульс силы |
Связь импульса силы с импульсом тела |
Выводы. Рефлексия |
Выходной контроль |
Рефлексия, самоанализ |
Модуль 1. Импульс тела. Импульс силы
УЭ |
Учебный материал с указанием частной дидактической цели и заданий (предъявляется ученику) |
Комментарии для ученика |
УЭ0 |
Цель. Вспомнить второй закон Ньютона и определение ускорения. Как формулируется второй закон Ньютона? Что такое ускорение? Запишите формулу ускорения. Решите задачи: 1. Какая сила действует на тело массой 2 кг, если оно движется с ускорением 0,5 м/с2? 2. С каким ускорением движется тело под действием силы 20 Н, если его масса 10 кг? 3. Под действием какой силы тело массой 5 кг изменило скорость с 10 м/с до 20 м/с за 5 с? |
Учебник, с. 52
Учебник, с. 14–15. Решение запишите в тетрадь |
УЭ1 |
Цель. Ввести понятия импульса силы и импульса тела, выявить их связь |
|
УЭ2 |
Цель. Вывести формулу второго закона Ньютона в другом виде. 1. Запишите формулу силы, выведенную из второго закона Ньютона. 2. Вместо ускорения подставьте выражение для ускорения как изменения скорости в единицу времени. 3. Умножьте обе части этого уравнения на время t. Проверьте! Должно получиться равенство: F · t = m · υ – m · υ0 |
Запишите формулы в тетрадь. Обведите рамочкой |
УЭ3 |
Цель. Ввести понятие импульса силы. В формуле второго закона Ньютона величина F t называется импульсом силы р. Это векторная величина, т.к. сила имеет направление. Единица импульса: [F · t] = [F] · [t] = H · c. Задача. Машина под действием силы 20 Н шла 10 мин. Каков импульс силы, действовавшей на машину? |
Выучите! Запомните! Решите! |
УЭ4 |
Цель. Ввести понятие импульса тела. Передвиньте тетрадь: сначала медленно с одного края стола на другой, а затем быстро. Чем отличаются эти движения? Правильно! Тетрадь движется с разными скоростями. А сейчас передвиньте книгу и тетрадь с одинаковыми скоростями. А сейчас чем отличаются движения? Правильно! У тел разные массы. Произведение массы тела на скорость его движения называется импульсом тела: p = m · v. Это векторная величина, её единица [p] = [m] · [υ] = кг · м/с. Задачи 1. Машина массой 2 т движется со скоростью 10 м/с. Каков импульс машины? 2. Поливочная машина массой 2 т везёт воду в цистерне массой 3 т. К месту полива она шла со скоростью 5 м/с, а обратно – со скоростью 15 м/с. Найдите импульсы машины, когда она шла с водой и когда шла уже без воды. |
Выучите! Запомните! Решите! |
УЭ5 |
Цель. Доказать, что импульс силы равен изменению импульса тела. По новой формуле второго закона Ньютона видно, что импульс силы (левая часть) равен изменению импульса тела (правая часть). Значит, и Н · с = кг · м/с (их единицы одни и те же). Задача. Мальчик массой 50 кг изменил свою скорость с 2 м/с до 3 м/с за 10 с. Какая сила действовала на мальчика? Прочитайте задачи 1–5 на с. 96–98. |
Выучите! Решите! |
УЭ6 |
Выводы. Новая форма второго закона Ньютона: F · t = m · υ – m · υ0. Импульс тела p = m · υ; [p] = кг · м/с. Импульс силы F · t ; [p] = Н · с. Импульс силы равен изменению импульса тела. Н · с = кг · м/с. Импульс тела и импульс силы – векторные величины |
Запомните! |
УЭ7 |
Выходной контроль. Обязательный уровень. Сани массой 200 кг под действием силы 400 Н за 5 с изменили скорость с 3 м/с до 8 м/с. Найдите импульс силы, импульс саней в начале и в конце движения. Повышенный уровень. Проверьте, правильно ли составлена эта задача (сравнив импульс силы и изменение импульса тела)? |
Выполните на листочке! |
|
|
Поставьте себе оценку |
ДЗ |
§ 15 учебник, упр. 15 (1–3) |
Выполните в тетради |
Модуль 2. Закон сохранения импульса
УЭ |
Учебный материал с указанием частной дидактической цели и заданий (предъявляется ученику) |
Комментарии для ученика |
УЭ0 |
Цель. Проверить усвоение понятий импульса тела и импульса силы. 1. Приведите пример тела, у которого импульс тела равен нулю; отличен от нуля. 2. Чему равны импульс силы и импульс тела, если на тело массой 2 кг действует сила 200 Н в течение 20 с? 3. Найдите скорость тела, которую оно приобретает |
Выполните на отдельном листочке |
УЭ1 |
Цель. Ввести понятие замкнутой системы. Как изменяется импульс тел при взаимодействии? Используя третий закон Ньютона, показать, что сумма импульсов тел в замкнутой системе не меняется при взаимодействии |
|
УЭ2 |
Цель. Ввести понятие замкнутой системы, вывести закон сохранения импульса. Прочитайте учебник на с. 99–100. Запишите в тетрадь ответы на вопросы: система каких тел называется замкнутой? в чём состоит закон сохранения импульса? Приведите примеры выполнения закона сохранения импульса. Запишите вывод в виде уравнения |
Ответы запишите в тетрадь |
УЭ3 |
Цель. Проверить закон сохранения импульса тел на примерах. Рассмотрите задачи 1–5 на с. 101–103. Ответьте на вопрос: при каких условиях выполняется закон сохранения импульса? Приведите примеры, где он выполняется |
Запишите! |
УЭ4 |
Цель. Выработать навыки решения задач на закон сохранения импульса. Решит в группах задачи упр. 16 (1, 2, 3, 4) на с. 104–105 |
Решайте в тетради |
УЭ 5 |
Выходной контроль. Вагон массой 20 т, двигающийся со скоростью 10 м/с, догоняет вагон массой 30 т, двигающийся со скоростью 5 м/с, и сцепляется с ним. Определите: а) импульс первого вагона; б) импульс второго вагона; в) сумму импульсов до сцепления; г) сумму импульсов после сцепления; д) скорость вагонов после сцепления |
Запишите на листочке и сдайте на проверку |
УЭ6 |
Рефлексия. Самоанализ, подведение итогов, самооценка знаний |
Поставьте себе оценку |
ДЗ |
§ 14, упр. 16 (5) |
Выполните в тетради |
Модуль 3. Реактивное движение
УЭ0 |
Цель. Проверить усвоение закона сохранения импульса. Задачи. 1. Автомобиль массой 2 т везёт 4 т воды со скоростью 36 км/ч, а обратно едет со скоростью 72 км/ч. Чему равен импульс машины, когда она едет туда и когда едет обратно? 2. Снаряд летел со скоростью 100 м/с и разорвался на два осколка: один массой 2 кг, другой – 4 кг. Меньший осколок полетел со скоростью 400 м/с в ту же сторону. Куда и с какой скоростью полетел больший осколок? |
Решите и сдайте на проверку |
УЭ1 |
Цель. Познакомиться с реактивным двигателем, его принципом работы, определить скорость ракеты |
|
УЭ2 |
Цель. Познакомиться с реактивным двигателем. Прочитайте § 15, с. 105–106 учебника. Нарисуйте модель ракеты с указанием её частей |
Нарисуйте в тетради |
УЭ3 |
Цель. Научиться применять закон сохранения импульса к полёту ракеты. Прочитайте § 15, с. 107. Почему сумма импульсов ракеты и газа равна нулю? |
Запишите! |
УЭ4 |
Выходной контроль. Какое движение называют реактивным? Приведите примеры реактивного движения в природе. Кого считают основоположником космонавтики? Когда был совершён первый полёт человека в космос и кто был первым космонавтом? |
Ответы сдайте на проверку |
УЭ5 |
Рефлексия. Самоанализ, подведение итогов, самооценка знаний |
Проанализируйте свои результаты, поставьте себе оценку за работу на уроке |
ДЗ |
§ 15, упр. 17, с. 110 |
Выполните в тетради |
Печатается по информационно-методическому сборнику ИМЦ Воткинского УО «Образ», 2006, вып. 26. Более подробно с модульной технологией можно ознакомиться в дистанционном курсе 16-005 О.В.Коршуновой «Учёт особенностей мышления учащихся при обучении физике (интегративно-дифференцированный подход)». – Ред.
* Остальные модульные программы по теме «Законы сохранения» (9-й кл.), а также три по теме «Элементы СТО» (10-й кл.) приведены в рубрике «Дополнительные материалы» на сайте газеты. – Ред.