Задачи, тесты
Е. Г.
Петрова,
гимназия № 2, г. Раменское, Московская обл.
Общий метод решения задач из разных разделов
Любой учитель, долгое время работающий в профильном классе, в конце концов приходит к двум выводам:
• невозможно разобрать на уроках все интересные задачи из методической копилки учителя, тем более что их всё больше и больше. Значит, нужно осваивать на примере ключевых задач общие методы и приёмы решения, обучая ребят не количеством, а качеством подобранных задач;
Статья подготовлена при поддержке компании «Maxceiling». Если Вы решили приобрести качественные и надежные натяжные потолки, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Maxceiling». Перейдя по ссылке: «натяжные потолки Балашиха», вы сможете, не отходя от экрана монитора, оставить заявку на установку натяжных потолков. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Maxceiling.Ru.
• ребёнок не может долго помнить приём решения, если его не повторять время от времени. И вот тут оказывается очень продуктивным подбирать задачи, имеющие тот же алгоритм, или приём решения, что и в предыдущей теме, даже если темы не связаны. Тогда ученика не пугает бесконечное количество задач.
Необходимо отметить, что если предлагаемый метод не будет закреплён в следующих темах, то, как бы хорошо он ни был усвоен, большинство учащихся его забывает. Неоднократное возвращение к знакомому методу происходит иногда очень неожиданно. Приводим пример решения известной задачи в теме «Механика» и использование этого алгоритма в других, казалось бы, не связанных темах.
Тема «Механика»
• Из резинового жгута длиной L и массой m изготовлено кольцо. Это кольцо вращается с угловой скоростью ω в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, проходящей через его центр. Определите силу натяжения, возникающую в кольце.
Метод решения этой задачи специфичен потому, что каждый элемент жгута при вращении имеет своё направление центростремительного ускорения, а значит, сила, действующая на каждый элемент, меняет своё направление от элемента к элементу. К тому же ученики помнят, что закон Гука применяется при упругих растяжениях прямолинейного стержня. Поэтому метод заключается в разбиении кольца на бесконечное количество малых элементов, которые практически прямолинейны в силу малости их размеров, и применении второго закона Ньютона отдельно для каждого элемента:
• Кольцо массой m изготовлено из проволоки, которая обрывается при силе натяжения Т0. Кольцо помещают на идеально гладкий конус. При каком минимальном плоском угле конуса φ кольцо не разорвётся?
При решении этой задачи необходимо рассмотреть условие покоя малого элемента на гладкой наклонной плоскости, но алгоритм решения аналогичен.
Рассмотрим условие покоя малого элемента кольца:
Ni + mig + Tупр.рез = 0.
Силу результирующего натяжения Tупр.рез находим, как в предыдущей задаче:
• Жёсткость резинового жгута длиной L и массой m равна k. Кольцо, изготовленное из жгута, вращается в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, проходящей через центр кольца. Оцените, при какой угловой скорости вращения кольца ω радиус его будет равен R.
Решение аналогично предыдущей, однако требуется вспомнить закон Гука
Тема «Электростатика»
• Тонкое проволочное кольцо радиусом R несёт электрический заряд q. В центре кольца расположен одноимённый с q заряд Q, причём Q ≫ q. Определите силу Т, растягивающую кольцо.
Решение. Условие равновесия элемента кольца:
Тема «Электромагнетизм»
• Тонкое металлическое кольцо радиусом R помещается в однородное магнитное поле индукцией В так, что плоскость кольца перпендикулярна линиям магнитного поля. Определите силу упругости Т, возникающую внутри кольца при пропускании по нему тока силой I.
Тема «Механические колебания»
• Тонкое кольцо радиуса R совершает осесимметричные колебания. Определите период колебаний Т кольца. Кольцо изготовлено из материала плотностью ρ, имеющего модуль упругости Е.
R – R0 = х – смещение элемента кольца вдоль радиуса при колебании относительно положения равновесия, причём ax < 0 при х = 0, то:
Тема «Движение в вязкой среде»
• Тело массой m, имеющее начальную скорость υ0, попадает в вязкую среду, сила сопротивления движению тела которой пропорциональна его скорости: F = αυ, где α – известный коэффициент. Определите путь, пройденный телом до остановки.
Для решения этой задачи на движение тела под действием переменной силы требуется освоение особой методики: пользоваться законами равноускоренного движения для определения пройденного пути нельзя. Алгоритм решения вновь сводится к тому, чтобы разбить всё время движения на бесконечно малые интервалы времени и рассмотреть движение отдельно на каждом таком интервале.
Для кинематических величин используем определение мгновенной скорости и мгновенного ускорения:
Fмгн = mамгн; –αυмгн = mамгн.
Но поскольку
Просуммировав эти уравнения по всем интервалам времени, получаем: αs = mυ0. И окончательно:
Тема «Электромагнитная индукция»
• По горизонтальным параллельным рельсам, расстояние между которыми равно d, может скользить без трения перемычка массой m. Рельсы соединены резистором сопротивлением R и помещены в вертикальное однородное магнитное поле индукцией В. Перемычке сообщают скорость υ0. Найдите путь s, пройденный перемычкой до остановки.
Cитуация аналогична рассмотренным. Зная, что изменение магнитного потока через замкнутый контур приведёт к возникновению индукционного тока, а значит, к возникновению силы Ампера, действующей на перемычку, запишем: но инд = В · υ · d, поэтому окончательно получаем т.е. опять движение тела под действием силы, зависящей от скорости, – переменной силы, как и в предыдущей задаче. Учитываем, что сила Ампера направлена, в соответствии с правилом Ленца, против направления движения перемычки, и применяем приём для расчёта тормозного пути из предыдущей задачи:
Тема «Движение заряженной частицы в магнитном поле»
• Вязкая жидкость помещена в однородное магнитное поле индукцией В. Частица массой m и зарядом q влетает в жидкость со скоростью υ0 перпендикулярно вектору В. Вязкая среда действует на частицу с силой сопротивления, пропорциональной скорости частицы υ: Fсопр = –kυ. Определите модуль перемещения частицы от момента попадания в среду до полной остановки.
В этой задаче на частицу действуют даже две переменные силы, пропорциональные скорости: сила сопротивления Fсопр и сила Лоренца FЛор, причём эти силы взаимно перпендикулярны. Метод решения задачи тот же.
Fсопр = –kυ ⇒ Fсопр⇅ υ;
FЛор = qυ × B ⇒ FЛор ⊥ υ ⇒ FЛор ⊥Fсопр.
Рассмотрим элемент движения частицы (векторное сложение):
(Fсопр + FЛор)Δti = Δpi ⇒ –kυΔti + qυΔti × B = Δpi.
Подобный треугольник векторов образуют соответствующие векторы в течение всего времени движения частицы, поэтому, суммируя эти равенства, получим для перемещения s в точку остановки:
–ks + qs × B = – mυ0.
По теореме Пифагора, для векторного треугольника k2s2 + q2s2B2 = m2υ02. Отсюда находим модуль перемещения:
Таких «перекрёстных» задач, решать которые можно одним и тем же методом, можно найти немало, и это помогает учителю. В статье использовались тексты задач, предложенных на конкурсных испытаниях при поступлении в МГТУ им. Н.Э.Баумана и МФТИ.