Конкурс "Я иду на урок"
А. Н.
Новичихина,
КГОУ НПО ПЛ № 12, г. Барнаул
Плавание тел
Урок по технологии А.И.Подольского, позволяющей превратить ученика из объекта обучения в субъект. Форма работы – групповая, учащиеся уже обладают навыками работы в группах. Структура учебной деятельности базируется на четырёх компонентах: учебная задача, учебные действия, действие самоконтроля и действие самооценки.
Учебная задача направляет деятельность ученика на открытие общего способа решения, который затем проверяется в процессе решения именно данной задачи. Если этот способ приводит к успешному решению, то можно говорить об адекватности полученного результата (способа) намеченной цели. После этого способ реализуется при решении других задач данного типа. В процессе их решения самоконтроль и самооценка осуществляются путём сопоставления реализуемых или планируемых действий с действиями выделенного способа деятельности. Реализация действий самоконтроля и самооценки формирует способность к анализу собственной деятельности, её сворачиванию и разворачиванию, т.е. приводит к формированию рефлексии.
Носителем учебной деятельности, её субъектом школьник становится не сразу. Младший школьник выполняет свою собственную учебную деятельность первоначально вместе с другими и с помощью учителя. В процессе её становления школьник постепенно превращается в учащегося, т.е. в ребёнка, изменяющего и совершенствующего себя. Для этого он должен знать о своих ограниченных возможностях в чём-либо, стремиться преодолевать собственную ограниченность и уметь это делать. Это означает, что ребёнок должен рассматривать основания своих собственных действий и знаний, т.е. рефлексировать.
Приобретение ребёнком потребности в учебной деятельности и соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться. Овладение учебными действиями формируют умение учиться. Именно желание и умение учиться должны характеризовать уже младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
Для групповой работы необходимо правильно распределить роли в группах: капитан контролирует работу всей группы, отвечает за неё; лаборант отвечает за работу с приборами; консультант отвечает за теоретическую работу группы (выдвижение гипотез, их анализ); младший лаборант – помогает лаборанту при проведении эксперимента; хранитель времени – контролирует время группы. Группы по 4–5 человек формируются под руководством учителя с учётом желаний учащихся.
Цели урока: экспериментально выяснить условия плавания тел; продолжить работу по развитию навыка групповой работы, проведения эксперимента, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: в группах и на демонстрационном столе по сосуду с водой, наборы тел одинаковой формы и объёма, но различной плотности (парафиновая свеча, пробка, деревянная дощечка, металлический гвоздь, пластилин, картофель, нож для нарезания тел одинакового объёма).
Ход урока
1. Организационный этап
2. Постановка учебной задачи для повторения (1–2 мин)
Учитель. Здравствуйте. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, наверное, всем вам известные, – капитан Немо и Ассоль (в ролях – старшеклассники). Предоставим им слово.
Ассоль. Скажите, капитан, этот ваш «Наутилус» может находиться под водой?
Капитан Немо. Разумеется, прекрасная мисс.
Ассоль. Но я сама видела, как ваш «Наутилус» выскочил из-под воды на поверхность, как мячик.
Капитан Немо. Ваши прекрасные глаза вас не обманули.
Ассоль. Мне кажется, на свете нет силы, способной вот так вышвырнуть металлическую громадину из воды. И вы свободно владеете этой силой, капитан?
Капитан Немо. Разумеется, иначе какой я капитан? Но, по правде сказать, этой же силой свободно владеют рыбы, осьминоги и прочие морские обитатели.
Ассоль. Вы отвечаете, как настоящий мужчина. Только я боюсь, а вдруг эта сила нечиста?!
3. Повторение. Создание ситуации успеха (2 мин)
Учитель. Ребята, о какой силе здесь шла речь?
Ученики. О силе Архимеда – выталкивающей силе.
Учитель. Задание для групп: повторите домашнее задание по плану: 1) определение силы Архимеда; 2) формула; 3) где действует; 4) куда направлено действие силы; 5) на какие тела действует.
Сделайте самооценку: знаете ли вы определение, формулу, направление действия?
Ученики повторяют в группах, оценивают себя: хорошо знаю, затрудняюсь, не знаю.
4. Формулирование учебной задачи (1–2 мин)
Учитель. А теперь вернёмся к нашим героям.
Ассоль. Вы сказали, капитан, что на ваш «Наутилус» действует огромная выталкивающая сила.
Капитан Немо. Конечно, мисс.
Ассоль. Тогда «Наутилус» не должен быть подводной лодкой. Выталкивающая сила должна вытолкнуть судно на поверхность. А как думаете вы?
Капитан Немо. Представьте, мисс, что вся вода из океана разом исчезла, а с ней и вся выталкивающая сила. Что станет с «Наутилусом»?
Ассоль. Он упадёт на дно.
Капитан Немо. Какая сила потянет его на дно?
Ассоль. Вы хотите сказать, что на тело действуют одновременно две силы?
5. Формирование цели урока (1–2 мин)
Учитель. Ребята, наши гости предлагают нам решить эту задачу. Как вы думаете, почему подводная лодка может находиться на разной глубине и даже всплывать?
Ученики. На лодку действует сила тяжести и различная выталкивающая сила.
Учитель. О чём пойдёт речь на уроке?
Ученики. О плавании тел.
Учитель. Какова цель урока?
Ученики. Экспериментальное выяснение условия плавания тел.
Учитель (пишет на доске.) Запишем алгоритм работы: 1. Выдвижение гипотезы. 2. Эксперимент. 3. Вывод. (Индивидуальная работа учащихся – они записывают тему в тетрадях.)
6. Постановка учебной задачи (1–2 мин)
Учитель. Проговорите цель урока в группе и выдвиньте гипотезы. (Гипотезы записываются на доске и в тетрадях в 1-ю и 3-ю колонки.)
Гипотеза |
Опыт |
Вывод |
1. Если FА > FТ – всплывает |
Пробка, свеча плавают |
|
2. Если FТ > FА – тонет |
Железный гвоздь тонет |
|
3. Если FА = FТ – плавает внутри жидкости |
Дерево плавает |
7. Ситуация разрыва (5–10 мин)
Учитель. Задание группам: проверьте гипотезы на опытах с предметами, которые у вас имеются, и сделайте вывод. (Групповая работа.)
Запишите результаты в тетрадях и на доске и оцените свою работу. (Представители групп делают записи на доске во 2-й колонке.)
Оцените свою работу: 1. Какова цель урока? 2. Какие знания потребовались для её решения? 3. Научились ли вы экспериментально определять условия плавания тел? 4. Всё ли вы узнали по данной задаче? (Индивидуальная работа. Общее обсуждение результата деятельности с комментарием учителя.)
8. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации (1–2 мин)
Учитель (показывает опыт с картофелем в чистой воде и в солёной воде, не сообщая, что вода солёная). Всё ли мы узнали о плавании тел? Почему картофель плавает? Выдвиньте гипотезы о величинах, от которых зависит плавание тел, проверьте на опыте. (Обсуждение гипотез.)
9. Решение учебной задачи (10–12 мин)
Учитель. Запишите результаты деятельности на доске и в тетрадях. (Групповая работа.)
Гипотеза |
Эксперимент |
Вывод |
FА зависит от: |
1. Если FА > FТ – всплывает. 1. ρж > ρтела; |
|
1. V |
V1 = V2 m1 ≠ m2 ρ1 ≠ ρ2 (тела равного V, но разной массы) |
|
2. m |
m1 = m2 (тела равной массы, но разных V и ρ) |
|
3. ρтела |
ρ1 = ρ2 |
|
4. ρжидкости |
ρпресной воды < ρсолёной воды |
|
5. FТ |
FТ1 = FТ2 |
Итак, все гипотезы рассмотрены – цель урока достигнута. Проведите самооценку:
- Какова цель урока?
- Достигли ли вы цели урока?
- Научились ли вы экспериментально определять условия плавания тел?
- Для чего вам нужны будут полученные знания?
- Оцените уровень усвоения материала (знаю хорошо, затрудняюсь, не знаю).
Закрепление материала (4–5 мин)
Индивидуальное решение качественных задач:
- Отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Кара-Бугаз».
- А.Беляев. «Мёртвая голова».
ДЗ (2 мин). § 50, упр. 33 (1–3) или придумайте мыло, которое не тонет в воде.
Итоги урока (2 мин). (Учитель выставляет свои оценки за деятельность учащихся.)