Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2009

Образовательные ресурсы

Н. Н. Гомулина,
< gomulina@orc.ru >, ООО «ФИЗИКОН», чл.-корр. АИО, г. Москва

Модификации интерактивных досок и коллекции интерактивных мультимедиа-компонентов по физике для них

Функции интерактивной доски. Интерактивные доски стали активно поступать в школы России. И это не просто дань моде, а современное средство обучения, способствующее повышению качества обучения. В интерактивной доске соединяются специфические свойства обычной чёрной доски и мела, белой доски и цветных маркеров, а также доски, маркера, проектора и компьютера. Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор.

На интерактивной доске можно воспроизводить с компьютера любой текст, анимации, видеоматериал, можно запомнить любую запись и вести записи, даже если на доску уже спроектирован плакат, анимация или интерактивная модель, решение задачи. Можно вносить пометки и замечания в демонстрируемый материал, изменять последовательность кадров, сохранять кадры для последующей работы. Фактически, интерактивная доска – это сенсорный экран с возможностью ввода данных непосредственно с его рабочей поверхности в компьютер. Учитель может сохранить все записи, сделанные в течение урока.

Интерактивная доска позволяет затенять изображения и делать их видимыми в нужный момент. Этот очень важный эффект (шторка) входит в программное обеспечение ко всем доскам. (Вспомните, как удобно на обычной доске написать заранее текст контрольной работы и открыть его только в нужный момент.) Как видно из представленного ниже перечня, интерактивная доска предоставляет не просто количественно больше технических возможностей, но и позволяет принципиально изменить уровень этих возможностей.

Итак, имеем:

чёрная доска и мел: можно писать и стирать надписи тряпкой, лучше влажной;

белая доска и маркеры: можно цветными мелками или маркерами разных цветов делать яркие надписи разной толщины – от 1 мм до 4,6 мм, стирая надпись особой сухой тряпкой;

интерактивная доска позволяет:

– работать с целым комплексом внешних устройств – проектором, особыми маркерами, компьютером, аудиосистемой, DVD-плеером, документ-камерой, видеомагнитофоном, видеокамерой;

– проектировать любую интерактивную модель, анимацию, чертёж, видеофрагмент;

– приостанавливать процесс и вновь его начинать;

– делать надписи маркерами разных цветов;

– сохранять записи на доске в компьютере;

– редактировать и распечатывать написанное;

– применять разнообразные презентационные функции: шторка – затенять изображения; мульти-экран – представлять одинаковые данные в двух зонах доски, что позволяет вызвать двух учеников; маска – ограничивать изображение в рабочем поле и сдвигать его в любом направлении;

– управлять с помощью курсора мыши, особой ручки (маркера), пальца (сенсорная поверхность);

– создавать объекты поверх программных продуктов (Word, Excel, PowerPoint и пр.)

Модификации интерактивных досок. Первое, что нужно понять: модификаций интерактивных досок в продаже много, а прилагаемые к ним программные обеспечения принципиально несовместимы друг с другом. Для образовательных учреждений имеются доски компаний:

Hitachi с программным обеспечением StarBoard Software;

TRACEboard с программным обеспечением TRACETool и TRACEBook для построения интересных уроков и презентаций;

Panaboard с программным обеспечением Elite Panaboard Software и Elite Panaboard Book. Первая позволяет управлять с доски компьютерными приложениями и делать поверх них пометки; вторая – подготавливать интерактивные уроки и организовывать совместную работу с классом;

Activboard с программным обеспечением ACTIVstudio2 или ACTIVprimary. В первой имеются дополнительные инструменты: «Телеграфная лента», «Распознавание» (от руки написанного текста или нарисованных фигур), «Масштаб страницы», цифровые/аналоговые «Часы» с установками отсчёта времени в прямом и обратном направлениях;

SMART Technologies Inc.;

Interwrite с программным обеспечением InterwriteWorkspace (имеет библиотеку изображений и шаблонов, которую можно пополнять собственными материалами и набор инструментов для выделения ключевых моментов урока).

Программное обеспечение устанавливается на компьютере, который совмещён с доской, с его помощью задаётся привязка проецируемого изображения к точкам поверхности (процедура, которая занимает примерно 3 минуты, после чего доска готова к работе).

Рекомендуется также установить программное обеспечение на компьютере, на котором будет готовиться материал к уроку, например, на личном компьютере учителя дома.

Расположение управляющих кнопок и их функции разное в зависимости от конкретного программного обеспечения.

рис.1

Управляющие кнопки вверху ( к интерактивным доскам Interwrite)

рис.2

Управляющие кнопки справа

Особенности работы учителя при работе с интерактивными досками. Прежде всего учитель должен тщательно спланировать весь урок, все записи, которые будут делаться на доске, все кадры, которые запоминаются с помощью программного обеспечения. Он должен продумать, в какое время урока он вызовет учащихся к доске, как и где учащиеся будут касаться доски (роль моторной памяти, т.е. памяти движения), какое изображение при этом будет меняться и что будет в конечном итоге запоминаться на компьютере. Другими словами, учитель создаёт для каждого урока собственный урок в том программном обеспечении, которое прилагается к данному варианту интерактивной доски

Учитель может самостоятельно создавать иллюстративный материал или подбирать готовые иллюстрации и модели из готовых наборов.

Но если в соседней школе установлена доска другой компании-изготовителя, то обмениваться созданными материалами для уроков невозможно. Следовательно, необходимы новые электронные образовательные ресурсы (ЭОР), созданные специально для интерактивных досок. Вот что

предлагается на данный момент по физике и астрономии.

Компания «Новый Диск»:

– интерактивный плакат. Молекулярная физика, ч. 1;

рис.3

Интерактивный плакат «Молекулярная физика» компании «Новый Диск»

– конструктор виртуальных экспериментов. Физика. Версия для интерактивных досок (разработчик Crocodile Clips, пер. на русский язык – компания «Новый Диск»);

рис.4

Конструктор виртуальных экспериментов. Физика (разработчик Crocodile Clips)

– интерактивные творческие задания «Физика- 7–9» . Версия для интерактивных досок (разработчик Cambridge University Press; EduArt Multmedia; пер. на русский язык – компания «Новый Диск»).

рис.5

Интерактивные творческие задания «Физика 7–9». Версия для интерактивных досок

Компания «Физикон» (Competentum):

– серия «Умник-ПО». Физика: Механика и термодинамика, 10-й кл.;

– серия «Умник-ПО». Физика: Электродинамика, оптика и квантовая физика, 10–11-й кл.;

– серия «Умник-ПО». Астрономия: 10–11-й кл.

рис.6

Серия «Умник-ПО» для интерактивных досок компании «Физикон»

В этих электронных учебных пособиях выдержан единый педагогический дизайн и обеспечена возможность быстрого выбора объекта внутри каждой темы: модели, иллюстрации, тестового задания или задачи с численным решением. Все объекты представлены в виде иконок. Для каждой темы подобраны интерактивные модели, анимации, иллюстрации и интерактивные задания. Интерактивные задания имеют дополнительную панель проверки, содержащую форму для ввода ответа, кнопки «Проверить», «Решение» и «Сброс».

При интерактивном тестировании с помощью интерактивных заданий учащийся сразу видит свои ошибки. Все тестовые задания параметризованы: при каждом новом открытии текст задания, порядок дистракторов, цифровые значения могут изменяться, т.е. каждый раз фактически открывается новое задание. Поэтому можно организовать работу с одним тестовым заданием нескольких учащихся у доски.

рис.7

Вид экрана по теме «Сила тяжести». Физика: Механика и термодинамика, 10–11-й класс cерии «Умник-ПО»

Инструмент «Маркер» – простейший графический редактор для рисования в слое поверх шаблона, содержащий несколько инструментов: карандаши разных цветов, ластик, кнопки изменения прозрачности рисунка, кнопку сброса – позволяет пользователю делать надписи на объектах и запоминать их. Маркером можно менять цвет экрана и его прозрачность.

рис.8

Пометки маркером красного цвета на интерактивной модели

В разделе «Учителю» есть рекомендации по демонстрации объектов в определённой последовательности, модели уроков, приведены примеры использования интерактивных моделей при проблемном изложении учебного материала. Некоторые модели рекомендуется демонстрировать с одновременной раздачей печатных дидактических материалов.

Хотя самостоятельно добавлять новые объекты в коллекцию нельзя, можно одновременно пользоваться и набором объектов из неё, и самостоятельными материалами, подготовленными в специальном программном обеспечении к интерактивным доскам, например, ACTIVstudio.

Фактически все рассмотренные электронные пособия представляют собой коллекцию интерактивных мультимедиа-компонентов, которые пользователь (учитель или ученик) изменять не может. Но компьютер, соединённый с доской, может запоминать новые сочетания, используя уникальную объекты поверх программных продуктов (Word, Excel, PowerPoint).

Статья подготовлена при поддержке компании «БиоФлэйм». Если вы решили приобрести качественный и надежный камин или заказать портал для камина, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «БиоФлэйм». Перейдя по ссылке: «портал для камина цена», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать камин и сопутствующие товары по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.bioflame.ru.

рис.9

Учитель Е.С.Тимакина работает с серией «Умник-ПО» (ГОУ СОШ № 844, г. Москва)