Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2009

Учебные занятия

Н. В. Шкляева,
< shklnad@yandex.ru >, руководитель Воткинского ГМО учителей физики, МОУ СОШ № 1, г. Воткинск, Удмуртская Республика

Три состояния вещества

Мастерская проводилась в начале октября, когда утром вдоль реки стелился густой туман. Перед началом занятий я пригласила учеников 5-Б класса на мини-экскурсию на 4-й этаж школы, откуда пойма реки хорошо видна, и предложила детям наблюдать за стелющимся над рекой туманом весь день.

На уроке

На стол положено завёрнутое в тёплый шарф тело. Объявляю, что это тело достанется тому, кто угадает, что же там спрятано. Подсказки:

Когда дети угадывают, кладу им на ладошки по кусочку льда, а когда лёд растает, собираю воду и спрашиваю, какое явление они пронаблюдали. Каждый в своей тетради записывает, обсуждает в группе (группы по 4 человека). Каждая группа высказывает своё предположение. Записываю на доске: Л → В.

Ставлю на стол закипающий электрический чайник. Наблюдая за кипящей водой, в процессе фронтальной беседы приходим к выводу, что вода испаряется. Схему на доске дополняем: Л → В → П.

После обсуждения в группах вопроса, возможен ли обратный процесс, ставлю на доске обратные стрелки.

рис.1

Предлагаю записать в тетрадь вещества, имеющиеся в природе, кроме льда, воды и пара. Каждый читает свои записи. Вопрос «В каком состоянии находятся все эти вещества?» должен привести детей к «разрыву» (это обязательное условие мастерской – см. мою статью «Технология “Педагогические мастерские”» в № 21/2004). Ввожу понятие состояния, называю три состояния: газообразное, жидкое, твёрдое. Показываю газированную воду, молоко, ложку, воздушный шарик. Спрашиваю: «В каких состояниях они находятся»? На доске пишу и называю процессы перехода из одного состояния в другое:

рис.2

Проговариваем вместе определения процессов перехода вещества из одного состояния в другое: плавлением называется процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое и т.д. (каждый проговаривает сначала про себя, затем – соседу вслух).

Задаю вопрос: «Как различить состояния вещества?» Предлагаю вспомнить свойства тел, изученные на прошлом уроке. Записываю на доске: «Форма, цвет, объём, запах, вкус». Предлагаю исследовать, как сохраняются форма и объём тел в различных состояниях. Далее проводим ряд несложных опытов, демонстрирующих сохранение или изменение формы и объёма тел в разных состояниях.

Следующее задание – диктант; предлагаемые мной названия веществ (сахар, воздух, олово, спирт, лёд, кислород, алюминий, молоко, туман) надо записать в три столбика: твёрдые, жидкие и газообразные. Снова объединяемся в группы и обсуждаем, что у каждого получилось. Особый интерес вызывает туман (кто-то отнёс его к жидкостям, а кто-то – к газам). На этом урок заканчивается.

В качестве домашнего задания прошу учеников подумать (посмотреть в справочниках, посоветоваться с родителями), к какому состоянию отнести туман.


ШкляеваНадежда Викторовна Шкляева – учитель физики высшей квалификационной категории, в 1979 г. окончила Глазовский ГПИ им. В.Г.Короленко, педагогический стаж 30 лет. Почётный работник общего образования РФ, победитель всероссийского конкурса в рамках ПНПО «Лучшие учителя России-2007». Находится в постоянном творческом поиске, активно внедряет инновационные технологии. Активно применяет на практике технологию педагогических мастерских и технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Проводит уроки с интерактивной доской. Соучредитель и член Удмуртской республиканской общественной организации «Ассоциация “Новое образование”». Издала сборник методических статей «Путь к тайнам мироздания: Мастерские по физике» (Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2003). В 2006 г. награждена дипломом победителя конкурса «Самый творческий автор» за высокое качество методических разработок, опубликованных в республиканском научно-методическом журнале «Новое образование». Руководитель городского методического объединения учителей физики. Кредо: уча, учись! Ученики Надежды Викторовны поступают в высшие учебные заведения, в том числе и в педагогические, некоторые уже преподают физику в школах и вузах республики. У Надежды Викторовны двое взрослых детей и маленький внук, которому она посвящает всё своё свободное время.