Конкурс "Я иду на урок"
Н. П.
Кошкин,
< iulka07@mail.ru >, МОУ Июльская СОШ с УИОП, с. Июльское, Воткинский р-н, Удмуртская Республика
Внутренняя энергия
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию понятий «термодинамика», «внутренняя энергия», «число степеней свободы»; по осмыслению нахождения внутренней энергии тела, идеального газа; по запоминанию общей формулы вычисления внутренней энергии идеального газа, используя понятие числа степеней свободы; по оценке внутренней энергии какого-то объёма или массы газа.
Задачи урока: усвоить понятия «термодинамика», «внутренняя энергия», «число степеней свободы»; уяснить, для чего изучаем внутреннюю энергию, почему учимся находить внутреннюю энергию идеального газа; научиться отличать одноатомный газ от двухатомного, уяснить, что у них разное число степеней свободы; научиться находить внутреннюю энергию идеального газа.
Оборудование: доска, оформленная к уроку; таблицы-картины; мячик, пластилиновый шарик; карточки – опорный конспект, домино, тесты, контрольные.
Оформление доски
Ход урока
1. Организационный этап (знакомство с классом, знакомство с планом работы на уроке).
2. Повторение (актуализация знаний, повторение формул по МКТ газа, игра в домино: на каждую парту раздаётся комплект карточек домино, которые за определённое время надо разложить так, чтобы получился замкнутый круг; начать можно с любой карточки).
3. Изучение нового материала
• Урок начнём с показа картин:
– Использование мускульной силы человека и животных для совершения работы (картина из набора по истории).
– Использование простых механизмов (рычага, блоков, клина, ворота, наклонной плоскости) для совершения работы.
– Использование энергии ветра и воды.
– Использование перехода газа из одного состояния в другое или вещества из одного состояния в другое для получения телом механической энергии, т.е. перехода внутренней энергии в механическую (паровые турбины, тепловые электростанции, двигатели внутреннего сгорания).
• Термодинамика – часть физики, показывающая, что внутреннюю энергию можно использовать.
• Опыт с пластилиновым шариком (поднятый шарик обладает потенциальной энергией, при падении она переходит в кинетическую, но, упав на пол, шарик не отскакивает. Куда исчезла энергия? Что произошло с шариком?).
• Определение понятия «внутренняя энергия» – это энергия молекул, из которых состоит тело. Обозначается U, измеряется в джоулях (Дж).
• Какой энергией обладают молекулы? Почему? (Кинетической, потому что движутся. Потенциальной, потому что взаимодействуют.)
• Для чего мы ввели модель идеального газа? (Чтобы не учитывать взаимодействие молекул, т.к. идеальный газ – это газ, молекулы которого не взаимодействуют.) Какой вывод можно сделать об энергии молекул идеального газа? (Они обладают только кинетической энергией.)
• Мы знаем, что молекулы газа в пространстве движутся по трём направлениям: Х, Y, Z. Если кинетическая энергия молекулы равна Ек = (3/2)kТ, то на одно направление приходится энергия kТ/2. Число 3 называют числом степеней свободы (количество направлений движения молекул) одно-атомного газа.
• А сейчас посмотрите опорный конспект вывода формулы внутренней энергии идеального газа (у каждого на парте).
• Поработаем с этим конспектом. На основании чего переходим от одного выражения к другому?
• Давайте вычислим внутреннюю энергию воздуха, находящегося в классе. Давление атмосферное 1,01 · 105 Па, объём возьмём по размерам класса: 6 × 12 × 3 м3. Учитывая, что воздух состоит из кислорода и азота, число степеней свободы равно 5, как у всех двухатомных газов.
Дано: р = 1,01 · 105 Па, |
Решение U = (i/2)pV; Ответ: 5,5 · 107 Дж. |
U – ? |
Это почти такая же энергия, которая требуется для подъёма тяжёлого самолёта на высоту 30 м.
4. Выводы по уроку
Что мы сегодня узнали? (Что такое термодинамика, внутренняя энергия, число степеней свободы.) Какова цель урока? (Для чего нужно изучать внутреннюю энергию и как её вычислять для идеального газа.)
5. Проверка усвоения. Выполните тестовое задание. Одну карточку контроля (обе лежат на каждом столе) заполните для учителя, другую – для себя, чтобы оценить свою работу.
1. Найдите внутреннюю энергию 2 кг водорода при температуре 200 °С.
А) 6,1 кДж; Б) 6,1 МДж; В) 610 000 Дж.
2. Найдите внутреннюю энергию 5 м3 гелия при давлении 105 Па.
А) 7,5 МДж; Б) 7,5 кДж; В) 750 000 Дж.
3. Сравните внутреннюю энергию 32 г кислорода и 2 г водорода при температуре 23 °С.
А) UО > UН; Б) UО < UН ; В) UО = UН.
4. Сравните внутреннюю энергию 1 моля кислорода и 1 моля аргона при одной и той же температуре.
А) UО > UAr; Б) UО < UAr; В) UО = UAr.
5. От каких величин зависит внутренняя энергия газа?
А) только от Т; Б) только от V; В) от Т и V.
Карточка контроля
|
А |
Б |
В |
1 |
|
× |
|
2 |
|
|
× |
3 |
|
|
× |
4 |
|
× |
|
5 |
|
|
× |
6. Рефлексия. По оставшейся карточке оцените свою работу. Сколько верных ответов – такая и оценка.
7. Домашнее задание. § 54 по учебнику Касьянова В.А. «Физика-10» до раздела «Изменения внутренней энергии». Вопросы 1–4 на с. 266.
8. Финал. Учитель. Благодарю за работу! Мне сегодня было приятно с вами работать.
Николай Петрович Кошкин – учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 37 лет. Сочетает в своей работе новаторство и педагогические традиции, умеет добиваться на уроке максимальной отдачи, вовлекая детей в совместное творчество. Учит детей рационально организовывать свой труд, работать с книгой, логично и последовательно излагать свои мысли, самостоятельно выполнять задания. Его ученики неоднократно побеждали на районных олимпиадах в 2002–2005 гг., НПК старшеклассников «Путь к успеху» в секции «Физика, астрономия». В 2006 г. исследовательская работа по теме «Тест-контроль – прибор для проверки тестов» учащихся Чиркова Б. и Варламова А. была представлена на республиканской НПК «Юность – науке и технике!», турнире «ЕНОТик» (в 2006 г. учащиеся 5–8-го классов вошли в десятку лучших). Николай Петрович активно внедряет технологию модульного обучения, разработал спецкурс «Физика в сельской школе» для факультативных занятий, проводит практикумы по решению задач повышенной трудности для учителей района, успешно готовит выпускников школы к поступлению в высшие учебные заведения, руководит ШМО учителей физики, химии, биологии. Николай Петрович признан лучшим в номинации «Верность педагогической профессии» в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2004». За свой многолетний труд неоднократно награждался грамотами РУНО, МНО Удмуртской республики. Любит разводить цветы, собирать ягоды и грибы, решать кроссворды и расчётные задачи. С женой Тамарой Александровной, учительницей начальных классов (педагогический стаж 40 лет), вырастили четверых детей: Александр – водитель, Пётр – столяр, механизатор, Илья – энергетик, студент-заочник, Екатерина – студентка ИжГСХА. Сам вырос в семье колхозников, где было шестеро детей (а в семье жены – десять). Закончив экономический факультет ИжГСХА, работал 17 лет по совместительству бухгалтером в СПК «Селеговское» Финалист республиканского конкурса «Учитель года-2007», победитель всероссийского конкурса в рамках ПНПО «Лучшие учителя России-2008», ветеран труда, награждён Знаком Почёта.