Конкурс "Я иду на урок"
Н. П.
Кошкин,
< iulka07@mail.ru >, МОУ Июльская СОШ с УИОП, с. Июльское, Воткинский р-н, Удмуртская Республика
Тепловые явления
Цель урока: обобщить и закрепить знания; прививать интерес к физике через сказку; заставить взглянуть и на сказку, и на законы физики с неожиданной стороны; учить, не уставая, учить с улыбкой.
Оборудование: доска, тетради, карточки.
Оформление доски. Слева – плакат с изображением дуба и учёного кота на цепи; рисунки с изображениями различных тепловых явлений (плавление льда, испарение из кастрюли, горение костра, нагревание воды в котелке, конденсация – облако, кристаллизация – снег). Справа – плакат с изображением царевен, ждущих закипания воды в чайниках (старшая заглядывает в чайник). На доске записаны дата, тема урока и девиз урока: «Сказка – ложь, да в ней намёк…»
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель. Здравствуйте, ребята! Какой сегодня хороший день! Смотрите, солнышко нам улыбается и пригревает. Давайте и мы с вами посмотрим друг другу в глаза и улыбнёмся. Почувствовали, что нам с вами стало теплее? Заговорили с вами о тепле, значит, тема нашего урока «Тепловые явления». А какие это явления? (Ответы детей.) Правильно, связанные с изменением температуры тел. Девиз нашего урока: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Посмотрим, какую связь сказка имеет с физикой.
2. Учитель. ...У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит. (А.С.Пушкин)
Жил-был царь, и были у него две дочери. Красавицы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Пришло время отцу искать им достойных женихов. Кликнул он клич по своему и соседним царствам. Стали съезжаться добры молодцы ко двору. Царь всех оценивает: этот красив, но глуп; у другого ума палата, да на ладан дышит; третий богат и умён, да мысли чёрные имеет. Всё подмечает заботливый отцовский взгляд. Наконец нашёл подходящего, но одного. Тут уж перед молодцем встал вопрос, которую из сестёр выбрать. И старшая, и младшенькая ему вроде бы нравятся, да поспешно не сделать бы ошибку. И спросил он разрешения у царя сделать им проверку. «Наполните, – говорит, – чайники доверху водой, да поставьте на плиту. У кого вода быстрее закипит, ту и возьму в жёны».
Красавицы были рукодельные, тотчас же воды в чайники налили, на печь поставили. А молодец сидит и наблюдает.
Скоро сказка сказывается, да не скоро вода нагревается…
Наконец один из чайников запыхтел. У младшенькой вода быстрее закипела. Она и стала женой молодца. Сказка на этом и закончилась, да непонятно, почему у младшенькой вода быстрее закипела?! Помните: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»? Может быть, случайно? Тогда грош цена такому выбору.
Давайте попробуем перечислить, от чего зависит быстрота закипания чайника. Вы перечисляйте, а я на доске буду записывать. А потом каждую причину обсудим.
Учащиеся. От формы и объёма чайников... От цвета и блеска чайников... От того, из чего сделаны чайники... От количества воды в чайнике... От начальной температуры в чайнике... От источника тепла... От плотности прилегания крышки.
Учитель. А сейчас каждую причину будем проверять. (Обсуждение первых двух предположений.) Следующее ваше предположение проверим с помощью задачи. Пусть чайники были медный и алюминиевый. Удельные теплоёмкости находим по таблице плотностей: меди – 390 Дж/(кг · °С), алюминия – 900 Дж/(кг · °С). Пусть массы чайников тоже одинаковые, по 2 кг, начальная температура 20 °С. Вода кипит при 100 °С. Находим требуемые количества теплоты: 62 400Дж, 144 000 Дж соответственно.
…от количества воды. Пусть в одном чайнике 2 кг, воды, а в другом 3 кг. Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг · °С). Для нагрева таких масс воды до кипения требуется соответственно 672 000 и 1 008 000 Дж.
…от начальной температуры. Пусть воды по 2 кг, а начальные температуры 10 и 20 °С. Тогда требуемые количества теплоты 756 000 и 672 000 Дж.
…от вида топлива. Пусть одно топливо дрова, другое – уголь. Их удельная теплота сгорания соответственно 10 и 30 МДж/кг. Массы возьмём одинаковые – по 2 кг. Тогда требуемые количества теплоты 20 и 60 МДж.
…от плотности прилегания крышки. Мы забыли человеческий фактор! В сказке сказано: старшая дочь и младшенькая дочь. Старшей хотелось поскорее выйти замуж, поэтому она очень часто заглядывала в чайник, проверяла и тем самым остужала чайник. Младшенькая оказалась умнее и терпеливее.
Устали? Сделаем физкультминутку для глаз. • Голову держим прямо, глазками – вправо вверх, затем – влево вниз (2 раза), поморгаем. • Сейчас наоборот: влево вверх, вправо вниз (2 раза), поморгаем. • Глазками построим прямоугольник, водя их по часовой стрелке (2 раза), поморгаем. • Повторяем то же, но в противоположную сторону, моргаем. • Глазками начертим большой круг, водя их по часовой стрелке, поморгаем. • То же против часовой стрелки, поморгаем. • Смотрим влево, смотрим вправо, поморгаем.
Если будете выполнять регулярно эти упражнения на голодный желудок, то можете восстановить зрение без лекарств. Я уже снизил оптическую силу своих очков на 0,5 дптр. Отдохнули? Работаем.
Первое задание. У вас на столах листочки с овалами. На одном из овалов буквы-одиночки живут. Решили они организовать фирмы-формулы и переехать на отдельный остров. Буквы можно использовать неоднократно. За 1 мин группами по четыре человека составьте как можно больше формул, которые будут жить на острове. У кого больше жильцов, к тому же правильных, тот и победил.
Второе задание. На листочках – шифровки на тему урока. На одном запись по спирали, на другом – по диагонали. Читайте от буквы со звёздочкой.
3. Подведение итогов
Учитель. Давайте подведём итог работы сегодня. Что мы повторили? Добились того, что хотели сделать?
ДЗ. У вас сейчас каникулы. Будет свободное время, попробуйте разгадать шифрограмму «Явления природы». Ключом к ней служат ответы на загадки. В итоге у вас должна получиться русская народная пословица о природных явлениях и стихиях.
Ответы. 1. Солнце. 2. Земля. 3. Небо. 4. Рассвет. 5. Огонь. 6. Дождь. 7. Сумерки. 8. Пороша.
Пословица: огонь – царь, вода – царица, земля – матушка, небо – отец, ветер – господин, дождь – кормилец, луна – княгиня.
Сегодня вы, ребятки, поработали хорошо. Мы с вами повторили некоторые тепловые явления. На следующих уроках вам пригодится то, что вы сегодня применяли. Физика – огромная наука и, естественно, что сегодня мы только кратко повторили некоторые тепловые явления. Их используют даже сказочники.
Физика – удивительная наука, нам надо шаг за шагом познавать её.
Спасибо за урок. Мне с вами было интересно работать. В знак благодарности за хорошую работу вам небольшой презент.
Николай Петрович Кошкин – учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 37 лет. Сочетает в своей работе новаторство и педагогические традиции, умеет добиваться на уроке максимальной отдачи, вовлекая детей в совместное творчество. Учит детей рационально организовывать свой труд, работать с книгой, логично и последовательно излагать свои мысли, самостоятельно выполнять задания. Его ученики неоднократно побеждали на районных олимпиадах в 2002–2005 гг., НПК старшеклассников «Путь к успеху» в секции «Физика, астрономия». В 2006 г. исследовательская работа по теме «Тест-контроль – прибор для проверки тестов» учащихся Чиркова Б. и Варламова А. была представлена на республиканской НПК «Юность – науке и технике!», турнире «ЕНОТик» (в 2006 г. учащиеся 5–8-го классов вошли в десятку лучших). Николай Петрович активно внедряет технологию модульного обучения, разработал спецкурс «Физика в сельской школе» для факультативных занятий, проводит практикумы по решению задач повышенной трудности для учителей района, успешно готовит выпускников школы к поступлению в высшие учебные заведения, руководит ШМО учителей физики, химии, биологии. Николай Петрович признан лучшим в номинации «Верность педагогической профессии» в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2004». За свой многолетний труд неоднократно награждался грамотами РУНО, МНО Удмуртской республики. Любит разводить цветы, собирать ягоды и грибы, решать кроссворды и расчётные задачи. С женой Тамарой Александровной, учительницей начальных классов (педагогический стаж 40 лет), вырастили четверых детей: Александр – водитель, Пётр – столяр, механизатор, Илья – энергетик, студент-заочник, Екатерина – студентка ИжГСХА. Сам вырос в семье колхозников, где было шестеро детей (а в семье жены – десять). Закончив экономический факультет ИжГСХА, работал 17 лет по совместительству бухгалтером в СПК «Селеговское» Финалист республиканского конкурса «Учитель года-2007», победитель всероссийского конкурса в рамках ПНПО «Лучшие учителя России-2008», ветеран труда, награждён Знаком Почёта.