Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2009

Учебные занятия

С. В. Король,
Воткинский лицей, г. Воткинск, Удмуртская Республика

Праздник «Юный физик»

Праздник готовят и проводят старшеклассники в конце I четверти.

Оформление. На доске эмблема «Юный физик» и надпись «Юный физик», на стене плакат «Мало знать – надо и применять» (И.В.Гёте). Над доской на проволоке бумажные флажки зелёного, розового и жёлтого цветов соответственно цвету эмблемы каждой команды (они будут выдаваться за правильные ответы). Выставка книг по физике из школьной библиотеки. Столы с приборами для экспериментальных заданий. Стол для каждой команды с местами и для группы поддержки (если команда не знает ответ, его даёт группа поддержки или команда другого класса).

Ход занятия

(Заходят учитель и трое ведущих – ученики старших классов.)

Учитель. Ну и сложная у нас сегодня задача – посвятить семиклассников в «Юные физики»!

1-й ведущий. А что тут сложного? Вон уже все собрались. Сейчас дадим им парочку олимпиадных задач, проверим и отправим по домам.

2-й ведущий. Да ты что? Они ведь только начали изучать этот предмет. Какие уж тут задачи? Вот ты знаешь, что такое физика?

3-й ведущий. Знаю! Вот смотри, как я расшифровал это слово (дописывает на доске слово из оформления)

рис.1

Вот только около буквы «К» ничего не смог написать…

Учитель. А я думаю, что здесь подойдёт слово «КОМАНДА». Ведь здесь сегодня будут соревноваться команды 7-х классов. Давайте поприветствуем их! Команда 7-А класса готова? Команда 7-Б класса? Команда 7-В класса? А болельщики?

За правильный ответ команда получает флажок «своего» цвета. Вести конкурсы будут ученики 9-го класса. Они их готовили, они и будут их оценивать. Победит та команда, чьих флажков останется меньше. Ну что же, начинаем!

1-й конкурс. «Разминка». Ведущий задаёт поочерёдно каждой команде по три вопроса.

7-А: Какую форму имеет вода?

7-Б: Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма? (Физическое тело без формы и объёма не бывает и быть не может. Обычно почему-то называют воздух, а это вещество.)

7-В: В кипящую воду бросили кусок льда. Быстро, пока лёд не растаял, скажи, в каких состояниях находится вода в чайнике? (В трёх: лёд, жидкая вода, пар.)

7-А: Бывают ли мыльные пузыри в форме куба? (Нет, т.к. молекулы двигаются беспорядочно во всех направлениях и растягивают мыльную каплю.)

7-Б: Чем отличаются 3 кубометра дров от 3 кубометров дыма? (Массой и плотностью.)

7-В: Лёд плавает в воде. Что было бы, если бы лёд был тяжелее воды? (Он опустился бы на дно, т.е. все водоёмы промёрзли бы до дна.)

7-А: На сколько человек самый щедрый мальчик сможет разделить одну шоколадку? (Все вещества состоят из молекул, поэтому хватило бы на всё население земного шара.)

7-Б: Бросим кусок мела в воду. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись? (Между молекулами мела были молекулы воздуха.)

7-В: Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты, как горох? (Потому что и мы, и американцы, и Земля – все взаимно притягиваемся друг к другу.)

2-й конкурс. «Пазлы». Соберите картинку и:

1) перечислите все изображённые тела; 2) назовите вещества, из которых эти тела сделаны; 3) перечислите изображённые явления. (Картинки собирают в коробках, например, из-под конфет, чтобы можно было показать всем результат. Время на подготовку – 5 мин.)

рис.2

Игра со зрителями (во время выполнения задания командами). На листе нарисованы два отрезка. Внимательно рассмотрев рисунок, скажите, одинакова ли длина отрезков. Проверьте линейкой.

рис.3

3-й конкурс. «Эксперимент». Ведущие демонстрируют эксперимент, ученики должны объяснить увиденное. Выслушав все ответы без комментариев, ведущий даёт своё объяснение и объявляет, кто был ближе всего к правильному ответу.

1-й эксперимент. Пустой воздушный шарик надевают на горлышко бутылки. Держат эту бутылку в течение минуты в тазике с горячей водой – шарик надувается.

2-й эксперимент. Привязывают два воздушных шарика к концам одной нити. Натирают оба шарика шерстяной тканью. Берутся за середину нити, чтобы оба шарика повисли на одном уровне, – шарики отталкиваются друг от друга. Между шариками вставляют лист бумаги – шарики сближаются.

3-й эксперимент. Надувают воздушный шарик и, не завязывая его, закрывают отверстие пальцами. Поднимают шарик вверх на вытянутой руке и отпускают – шарик летит в противоположную сторону от вылетающей струи воздуха.

4-й конкурс. «Перевод единиц». Надо сделать перевод единиц «по цепочке». Даётся 5 мин.

рис.4

Игра со зрителями (во время выполнения задания командами). Сядьте на стул так, чтобы спина была прямой, ноги под сиденье не сдвигайте, руки положите на коленки. Попробуйте встать, не меняя положения ног и не нагибая корпус вперёд.

5-й конкурс. «Измерительные приборы». Каждая команда получает лоток с 4–5 приборами (масштабные линейки, мензурки, динамометры и т.д.). Нужно дать им название и объяснить, для чего они нужны. Но каждой команде уготована «ловушка»: 7-А – мензурка без делений; 7-Б – песочные часы; 7-В – деревянная линейка без делений. Ученики должны объяснить, почему эти тела нельзя назвать приборами. Время для работы – 2 мин.

Заключение. Пока ведущие собирают флажки и подводят итоги, один ведущий делает обзор выставки книг из школьной библиотеки. Затем ведущие подводят итоги, вручают командам эмблемы «Юный физик» и призы. Учитель подводит окончательный итог.

 

Литература

  1. Перельман Я.И.  Занимательная физика. – М.: АСТ, 2003.
  2. Большая книга экспериментов для школьников: Пер. с ит. Э.И.Мотылевой. – М.: РОСМЭН, 2001.
  3. Остер Г. Физика.– М.: РОСМЭН, 1994.
  4. Синичкин В.П., Синичкина О.П. Внеклассная работа по физике. – Саратов: Лицей, 2002.

КорольСветлана Васильевна Король – учитель физики высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения, дважды Соросовский учитель. Окончила Глазовский ГПИ в 1976 г., педагогический стаж 31 год. Работала учителем физики в средней школе № 17 г. Воткинска, в Воткинском лицее. Ученики неоднократно становились призёрами городских и республиканских олимпиад по физике, лауреатами российского конкурса «Космос». Педагогическое кредо: заинтересовать каждого в необходимости изучения предмета. Светлана Васильевна – почётный гражданин г. Воткинска. Её выпускники успешно занимаются научной работой, работают на производстве, преподают. Она – счастливая жена, мама, бабушка.