Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №10/2009

Учебные занятия

Н. Ю. Михайлова,
МОУ СОШ № 15, г. Воткинск, Удмуртская Республика

Электромагнитные явления

Цели урока: закрепить представление о магнитном поле как свойстве материи, его действии на электрический ток на основе практических наблюдений во время проведения лабораторной работы; развивать практические умения и навыки в сборке цепей; продолжать формировать умения работать по инструкции; учить видеть проблему, делать выводы из наблюдений, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы; воспитывать чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, умение работать в группе.

Ход урока

1. Организационный этап (5–7 мин)

(На доске рисунки: поезд на магнитной подушке; звонок. На столе катушка с проводом, железный гвоздь, батарейка, амперметр.)

Учитель. Я утверждаю, что все эти предметы и эти рисунки имеют между собой что-то общее. А что именно, мы с вами выясним, выполнив лабораторную работу. И может быть, вы добавите к этим предметам или рисункам ещё что-то.

2. Изучение нового материала (25 мин)

Учитель. Ребята, сейчас вы будете самостоятельно, по инструкции выполнять лабораторную работу № 4 «Наблюдение действия магнитного поля на ток» (учебник С.В. Громова «Физика-9»). Ваша задача: пронаблюдать явление, сделать вывод и согласиться со мной или опровергнуть моё утверждение. Вы будете работать в группах, руководителя выбирайте сами. Задача руководителя: направлять, помогать, управлять процессом и оценить каждого в конце работы.

(Учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы. Учитель, проходя по классу, контролирует правильность сборки цепи, консультирует. Через 10 мин тем группам, которые сделали основную часть работы (без выводов), предлагается дополнительная инструкция: поменять направление тока, повторить опыт, пронаблюдать явление. Ещё через 10 мин все группы должны приступить к формулировке выводов, на это даётся 5 мин. Для тех, кто затрудняется сделать выводы самостоятельно, на доске написаны вопросы:

– Как действует магнитное поле на катушку:

а) при незамкнутой цепи? б) при замкнутой цепи?

– От чего зависит характер взаимодействия мотка и магнита?)

3. Первичное закрепление (10 мин)

(Обсуждение наблюдений. Совместная деятельность, формулировка выводов. Выводы заранее написаны на задней стороне доски. Те ученики, кто уже сделал вывод, проверяют себя и письменно отвечают на вопрос: как можно использовать данное свойство катушки с током?)

Выводы

– Магнитное поле действует на катушку только при замкнутой цепи, т.е. при возникновении в цепи электрического тока.

– Взаимодействие магнита и катушки представляет собой взаимодействие двух магнитов: одноимённые полюсы отталкиваются, а разноимённые – притягиваются, следовательно, при прохождении тока по катушке последняя сама становится магнитом, полюсы которого при изменении направления тока в цепи тоже меняются.

– Взаимодействие магнита и катушки зависит не только от направления тока, но и от расположения магнита относительно катушки.

4. Вторичное закрепление, итог урока

Учитель. Вернёмся к нашим рисункам и предметам: что у них общего? (Ответы детей, предположения.) Общий принцип работы: использование явлений действия магнитного поля на катушку с током. А как по-другому называется катушка с током и что будет, если внутрь неё вставить железный сердечник, вы узнаете, прочитав дома § 23. Выполнив экспериментальное задание в конце параграфа, вы узнаете, зачем у меня на столе лежали гвоздь, батарейка и провод. Желающие могут сделать доклад о применении электромагнитов. (Руководители групп оценивают работу каждого члена группы.)

И подумайте над следующими вопросами: почему при внесении катушки между полюсами магнита она стремится повернуться вокруг своей оси, а при параллельном расположении магнита и катушки магнит никакого действия на катушку не оказывает?

На этот вопрос мы с вами ответим на следующем уроке.


МихайловаНаталья Юрьевна Михайлова – учитель физики 2-й квалификационной категории. Окончила в 1985 г. Воткинский филиал Ижевского механического института по специальности «Инженер-конструктор». В школу пришла работать в 2000 г., педагогический стаж 12 лет. Физику преподаёт с 2003 г. Педагогическое и жизненное кредо: начни с себя. Муж – педагог дополнительного образования, музыкант, работает в школе. Сын заканчивает биофак МГУ им. М.В.Ломоносова, дочь учится в Воткинском филиале ИжГУ на экономическом факультете. Любит шить, пытается освоить все функции компьютера и пользоваться им не только как печатной машинкой.