Учебные занятия
Н. Ю.
Михайлова,
МОУ СОШ № 15, г. Воткинск, Удмуртская Республика
Силы и взаимодействия
Цели урока: систематизация знаний; формирование навыков работы в группе в сочетании с умением работать самостоятельно; воспитание чувства коллективизма, поддержки, умения правильно оценивать свои силы; развитие умений применять знания в новой ситуации, объяснять окружающие явления.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Объяснение правил игры
Класс делится на 4–5 команд, примерно одинаковых по силам. Из числа наиболее сильных учащихся выбираются судьи и счётная комиссия (2–3 человека), они должны заранее знать ответы на все вопросы (можно выбрать учеников послабее и дать им готовые ответы, тогда урок для них станет дополнительным повторением). На первом этапе команды зарабатывают баллы, которые они смогут поставить на кон на следующем этапе. За каждый верный ответ команда получает жетон стоимостью 50 баллов. Максимальное количество баллов в разминке – 350. Во втором туре команды, перед тем как услышат вопрос, должны сделать ставки на любую сумму, не больше заработанной, или идти «ва-банк». В случае правильного ответа команде прибавляют сумму ставки, в случае неправильного – вычитают. Побеждает команда, заработавшая наибольшее количество баллов, все её члены получают «5».
Подводятся итоги, выставляются оценки, причём капитаны команд сами выставляют оценки своим игрокам согласно уровню участия.
1-й этап. Разминка, решение качественных задач
- Как объяснить тот факт, что на холоде песочные часы идут быстрее, чем в тепле?
- Плотность 1 м3 ртути 13 600 кг, значит, плотность 2 м3 ртути будет 27 200 кг?
- Если от арбуза откусить кусочек, то его плотность уменьшится?
- Зачем необходим жёлтый сигнал светофора?
- На резинке висит груз. Он не падает, т.к. сила натяжения резинки больше его силы тяжести, не так ли?
- В какой известной сказке говорится о сложении сил, действующих по одной прямой?
- Перечислите все известные вам силы.
2-й этап. Решение расчётных задач
(Решение каждой задачи дети оформляют в тетради, судьям сдают листок с готовым ответом.)
• Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги 600 Н, бабка 100 Н, внучка 50 Н, Жучка 30 Н, кошка 10 Н, а мышка 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, были бы равны 791 Н? (Ответ. Нет.)
• Масса листика, сорвавшегося с берёзы, 0,1 г, а масса кота Яшки, размечтавшегося о птичках и сорвавшегося с той же самой берёзы, 10 кг. Во сколько раз сила тяжести, действующая на планирующий листик, меньше силы тяжести, действующей на планирующего кота? (Ответ. В 10 000 раз.)
• В те редкие дни, когда мама загоняет среднеупитанного и плотного Петю в наполненную до краёв ванну, на пол выливается 30 000 см3 воды. Масса Пети 30 кг. Определите среднюю плотность Пети. (Ответ. 1 г/см3, близко к плотности воды. Трудно Пете утонуть в ванне.)
• Лютый враг нежно прижался щекой к прикладу и нажал на курок. Пуля массой 10 г выскочила из винтовки и понеслась искать невинную жертву со скоростью 800 м/с. А винтовка в результате отдачи со скоростью 2 м/с послала врага в нокаут. Вычислите массу, сбившую с ног врага. (Ответ. Врага нокаутировало его собственное оружие массой 4 кг. Кто к нам с чем придёт, от того и упадёт.)
3-й этап. Подведение итогов. Оценивание
(Капитаны ставят оценки членам команды. Тетради сдаются и проверяются. Если остаётся время или команды набирают одинаковое количество очков, можно предложить качественные задачи.)
• Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных и как такие действия называют физики? (Ответ. И физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты.)
• Молекула воды испарилась из кипящего чайника и, подлетая к потолку, лоб в лоб столкнулась с неизвестно как прокравшейся на кухню молекулой водорода. Кто быстрее отлетел? (Ответ. Та молекула, чья масса меньше, – молекула водорода.)
• Почему американцы, которые живут прямо под нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты, как горох? И почему не сыплемся мы, когда вращающаяся Земля переворачивается? (Ответ. Потому что и мы, и американцы, и Земля – все взаимно притягиваемся друг к другу. Это называется всемирным тяготением. Вот почему нас всех так и тянет в Америку.)
(Задачи из книги Г.Остера «Задачник по физике.)
Наталья Юрьевна Михайлова – учитель физики 2-й квалификационной категории. Окончила в 1985 г. Воткинский филиал Ижевского механического института по специальности «Инженер-конструктор». В школу пришла работать в 2000 г., педагогический стаж 12 лет. Физику преподаёт с 2003 г. Педагогическое и жизненное кредо: начни с себя. Муж – педагог дополнительного образования, музыкант, работает в школе. Сын заканчивает биофак МГУ им. М.В.Ломоносова, дочь учится в Воткинском филиале ИжГУ на экономическом факультете. Любит шить, пытается освоить все функции компьютера и пользоваться им не только как печатной машинкой.