Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №9/2009

Встречи и конкурсы

Л. В. Пигалицын,
< levp@rambler.ru >, www.levpi.narod.ru, МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.

Великолукский педагогический марафон учебных предметов-2009

рис.1

Люди моего поколения помнят задорную песенку: «Есть на Севере хороший городок…» Но оказывается, хороший городок есть не только на Севере, но и на Северо-Западе России. Это небольшой, но удивительный город – Великие Луки. Первое упоминание в Новгородской летописи о Великих Луках относится к 1166 г. Город-крепость всегда стоял на защите западных рубежей России. Во время Великой Отечественной войны это было место ожесточённых сражений. Дважды за свою историю город был стёрт с лица земли, однако восстанавливался и хорошел.

Гордость города, его украшение – река Ловать, площади, памятники, скверы, набережные и, конечно, пять (!) цветных фонтанов. Уже много раз Великие луки становились местом проведения российских и международных встреч по воздухоплаванию. 28 октября 2008 г. указом президента РФ Великим Лукам было присвоено почётное звание Город воинской славы России.

И вот в этом городе 19 февраля 2009 г. высадился педагогический десант из столичных учёных-педагогов, редакторов и сотрудников «Первого сентября». Пригласили и меня, учителя физики из г. Дзержинска Нижегородской области. В 12 ч в актовом зале музыкальной школы

им. М.П.Мусоргского состоялось торжественное открытие Марафона, который продолжался два дня. Работали 6 секций: • Управление школой (критерии качества, модули, компетенции) • Планета успеха (организация учебной деятельности в начальной школе) • Школа словесности (труд чтения и творчество на уроках русского языка и литературы) • Территория чтения (школьная библиотека как центр сотрудничества) • Физический эксперимент (использование инновационных технологий в обучении физике в школе как основа индивидуализации учебного процесса) • Математический анализ (реализация развивающего потенциала на уроках математики, математическая подготовка и развитие школьников в условиях ЕГЭ). Секция физики проходила два дня в МОУ СОШ № 2.

Первый «физический» день начался с моей лекции «Физический компьютерный эксперимент», где я изложил, по сути, материал своих статей, опубликованных в газете «Физика» (№ 5, 7, 9, 11, 17, 21, 23/2008; 1, 3/2009), но более развёрнуто и с большим количеством демонстраций. Затем последовало выступление Юлии Владимировны Фёдоровой, заведующей кaфедрой информационных технологий и образовательной среды МИОО, на тему «Датчики и виртуальные конструкторы на уроке физики» Для меня её выступление стало буквально праздником души. Дело в том, что я, уже давно работая над применением компьютерных образовательных технологий в преподавании физики, как ни странно, с трудом нахожу единомышленников. А тут понял, что мы занимаемся одним делом. Она продолжила мою ретроспективу виртуальных физических конструкторов, дополнив её подробным разбором конструктора «Живая физика», и с большим педагогическим тактом показала учителям, как создавать простейшие физические модели, как их можно постепенно усложнять, вводя дополнительные физические параметры и приближая компьютерную модель к реальному физическому прибору. Рассказала и о цифровой лаборатории «Архимед» на базе портативного компьютера NOVA5000, оснащённой большим набором датчиков для измерения различных физических величин.

рис.2

Ю.В.Фёдорова (справа) демонстрирует действие датчика давления, изменяя давление с помощью обычного медицинского шприца

Эта лаборатория предоставляет новые возможности для проведения традиционного эксперимента и его последующего видеоанализа. Сначала реальный эксперимент снимают на видеоролик, загружают этот видеоролик в компьютер, входящая в «Архимед» специальная программа обрабатывает информацию по алгоритму, задаваемому учителем, и выдаёт результат на экран компьютера в виде графиков или таблиц. Эту информацию можно распечатать и использовать, например, в качестве раздаточного материала.

рис.3

В заключение Юлия Владимировна остановилась на применении LEGO-моделей в физическом эксперименте. Оказывается, есть учителя-энтузиасты, которые с помощью деталей из конструктора LEGO создают целые установки для демонстрационного и фронтального экспериментов, а также для работ физпрактикума. LEGO-модели позволяют ставить экспериментальные задачи и заниматься с учащимися проектной деятельностью.

Во второй день, по просьбе участников Марафона, я провёл мастер-класс «Школьная компьютерная физическая лаборатория», в основу которого положил свой одноимённый дистанционный курс повышения квалификации учителей, который уже два года Педагогический университет «Первое сентября» предоставляет вашему вниманию (курс 16-007). По дороге в школу я думал, что приду в полупустой зал, т.к. мы накануне настолько «нагрузили» участников компьютерными технологиями, что не исключали появления у них чувства отторжения. Но, к моему удивлению, слушателей стало ещё больше, и это было очень приятно.

Мастер-класс состоял из двух частей: первая была посвящена первой модели ШКФЛ для GAME-, LPT- и СОМ-портов компьютера (именно она и описана в дистанционном курсе 16-007, см. также мой сайт www.physics-computer.by.ru), а вторая часть представляла презентацию ШКФЛ для USB-порта ПК. Её разработку я закончил в этом году, руководствуясь тем, что GAME-, LPT- и СОМ-порты медленно, но верно исчезают, а использование микроконтроллеров для согласования физических приборов с компьютерами позволяет получать бóльшую точность измерения физических величин (публикация появится в самое ближайшее время). На глазах слушателей я превращал свой ПК в вольтметр, C-метр и частотомер, что каждый раз вызывало восторг. Надеюсь, что после этого мастер-класса у меня прибавилось последователей.

рис.4

Закончился этот день выступлением абсолютно некомпьютерного человека – народного учителя России Эдуарда Масовича Марголина (МОУ СОШ № 7, г. Великие Луки) на тему «Фотография урока. Подбор и решение задач для уроков физики в классах с углублённым изучением предмета». В качестве примера он рассказал о методике подбора и решения задач повышенной сложности по теме «Потенциал и разность потенциалов». Не буду пересказывать работу мастера высочайшего класса, это надо было видеть и слышать. Могу только признаться: я научился по-новому решать задачи и теперь буду учить своих учеников «по Марголину».

На заключительном «Круглом столе» мы обсудили рассмотренные на секциях проблемы и проблемы ЕГЭ. Самое главное, что я вынес из этого педагогического десанта в Великие Луки: провинциальным учителям очень нужны такие встречи, чтобы в который раз увидеть свет в конце педагогического тоннеля и идти на этот свет, сея разумное, доброе, вечное.

Статья подготовлена при поддержке компании «FLEXMASTER». Если Вам срочно требуются стикеры, этикетки и наклейки, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «FLEXMASTER». Компания «FLEXMASTER» занимается производством самоклеющихся этикеток и уже зарекомендовала себя как качественный поставщик, поэтому Вы сможете получить свой заказ в короткие сроки, и с требуемым качеством. Более подробную информацию Вы сможете найти на сайте www.flexm.Ru.

рис.5

Эдуард Масович Марголин и Лев Васильевич Пигалицын

Л.В.Пигалицын, заслуженный учитель России,
6-кратный Соросовский учитель, победитель всероссийского
конкурса в рамках ПНПО «Лучшие учителя России»
(МОУ СОШ № 2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.)