Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №7/2009

Методические страницы

О. А. Крамнистая,
МОУ СОШ № 6, г. Вязьма, Смоленская обл.

Методы активизации познавательной деятельности учащихся

ИЗГОТОВЛЕНИЕ САМОДЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

Постановка физического эксперимента была и остаётся основой изучения физических явлений и законов. Поэтому я всегда придерживаюсь принципа: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Однако оборудование кабинета не всегда позволяет провести демонстрацию «живого» опыта, без которого невозможно уяснение большинства изучаемых физических вопросов. Чтобы поправить положение, я прибегаю к изготовлению простейших приборов, и мои ученики охотно в этом помогают.

рис.1Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Время требует, чтобы эффективность и качество уроков определялась тем, в какой мере учитель обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Изготовление самодельных приборов как раз и способствует развитию творческого воображения учащихся, их способностей, мышления, наблюдательности. Чтобы сконструировать физический прибор или модель, необходимо ознакомиться с историей его создания, изучить теоретические основы физических законов и демонстрируемых явлений. В ходе работы нужно чётко представить себе объект деятельности, конечную и промежуточную цели, поэтому начинается работа с получения инструкции по изготовлению прибора, включающую в себя: название прибора и его назначение; инструменты и материалы; общий вид (схема, чертёж); краткие пояснения по изготовлению; особенности демонстрации прибора; список литературы для самостоятельного изучения (демонстрация прибора обязательно сопровождается познавательным материалом – исторической справкой, описанием области применения и т.п.).

В процессе изготовления, а тем более при демонстрации перед классом, ребята получают массу положительных эмоций. Действительно, если цель деятельности достигнута – прибор работоспособен, – возникает ситуация успеха, что укрепляет уверенность в своих силах. Кроме того, учащиеся не только приобретают навыки работы с простейшим инструментом и различными материалами, но и учатся соединять теорию с практикой, развивают интеллектуальные умения и навыки, овладевают инструментальными методами исследования. Выполнение таких заданий побуждает к самостоятельному получению знаний за счёт более глубокого изучения материала, нередко выходящего за рамки школьной программы. В результате повышается интерес к предмету.

Кратко опишу некоторые физические приборы, которые можно изготовить в любой школе.

1. Старинный конденсатор – лейденская банка. Для изготовления берём обычную стеклянную банку и оклеиваем её внутри и снаружи металлической фольгой. Внутри банки упругими металлическими полосками укрепляем металлический гвоздь. Чтобы зарядить такой конденсатор, достаточно взяться рукой за его внешнюю обкладку и прикоснуться стержнем к одному из полюсов электрофорной машины. Если соединить внешнюю обкладку заряженной лейденской банки с землёй и коснуться пальцем металлического стержня, можно получить электрический удар. Во избежание удара надо стоять на резиновом коврике.

рис.2

рис.32. Простейший перископ. Это труба из фанеры, на обоих концах которой закреплены зеркала, наклонённые относительно оси трубы на 45° для изменения хода световых лучей.

3. Солнечные часы. Для изготовления берём два плотных листа картона формата А4, лист ватмана; циркуль; ножницы; транспортир; карандаш; линейку с миллиметровыми делениями и угольник (для построения прямых углов).

4. Мультивибратор собираем из бывших в употреблении радиодеталей: 2 транзистора, 2 конденсатора, 3 резистора, лампочка, элемент питания на 9 В.

рис.4

рис.55. Маятник Максвелла. Прибор для демонстрации превращения механической энергии из одного вида в другой делаем из деревянных реек, картонный диск укрепляем на карандаше, на который накручиваем нити.

6. Модель паровой турбины. Жестяной диск с лопатками насаживаем на вал – гвоздь с двумя подшипниками – и укрепляем на деревянной подставке. При кипении воды в колбе образуется пар, который, выходя из сопла (стеклянная трубка), заставляет вращаться диск.

рис.6

 

УРОК-ИГРА НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ. 7-й класс

Цели: закрепить знания учащихся по темам «Измерение физических величин» и «Механическое движение»; содействовать развитию интереса школьников к предмету; продолжить развитие навыков решения задач, умения пользоваться интерактивной доской.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, презентации «Измерение физических величин» и «Механическое движение».

Ход урока

1. Организационный этап (2 мин)

Учитель. Сегодня у нас урок-игра по темам «Измерение физических величин» и «Механическое движение». Все получат оценки, а кто-то даже две. За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Давайте выберем моего помощника, который будет вести учёт набранных баллов (выдаётся список класса).

2. Повторение (15 мин)

Учитель. Сначала выполним тест из 8 заданий. 7–8 правильных ответов – 5 баллов, 5–6 правильных ответов – 4 балла, 3–4 правильных ответа – 3 балла, за 2 и 1 правильный ответ – соответственно 2 и 1 балл. Я буду показывать слайды презентации, а вы выбирайте правильный ответ и записывайте его номер на розданных вам листочках. (Слайды 1–9. См. пример.)

рис.7

1. Какие слова обозначают физические величины?

1-й вар. А) Часы; Б) скорость; В) километр.

2-й вар. А) Мензурка; Б) метр; В) температура.

2. Какая из перечисленных величин является основной единицей: 1-й вариант – длины; 2-й вариант – времени?

1-й вар. А) Километр; Б) метр; В) минута.

2-й вар. А) Секунда; Б) час; В) метр.

3. Что не является измерительным прибором?

1-й вар. А) Мензурка; Б) верёвка; В) термометр.

2-й вар. А) Барометр; Б) рулетка; В) масса.

4. Какая из перечисленных величин является основной единицей физической величины?

1-й вар. А) Гектар; Б) секунда; В) м2.

2-й вар. А) См3; Б) литр; В) метр.

5. Какие явления относятся к механическим?

1-й вар. А) Полёт птицы; Б) свечение электролампочки; В) солнечное излучение.

2-й вар. А) Плавление стали; Б) движение автомобиля; В) блеск звёзд.

6. Какая из перечисленных единиц является основной единицей скорости в СИ?

1-й вар. А) км/мин; Б) м/с; В) км/с.

2-й вар. А) км/ч; Б) см/с; В) м/с.

7. Какой буквой обозначается скорость?

1-й вар. А) s; Б) V; В) υ.

2-й вар. А) t; Б) υ; В) m.

8. Какие из перечисленных движений относятся к равномерному движению?

1-й вар. А) Движение автомобиля при разгоне; Б) движение минутной стрелки часов; В) взлёт самолёта.

2-й вар. А) Движение Земли вокруг Солнца; Б) движение поезда на перегоне; В) полёт птицы.

Учитель. А теперь, ребята, поменяйтесь листочками, проверьте правильность ответов по таблице на слайде и на листочках проставьте количество баллов. (Слайд 10 с правильными ответами.)

3. Решение задач (25 мин)

Задание 1 (слайд 11). Стрелками соедините обозначение физической величины с её единицей и названием. За правильный ответ даётся 1 балл. (Учащийся выходит к интерактивной доске и на слайде указывает стрелками правильный ответ. После этого учитель очищает слайд для следующего учащегося.)

V

м

Масса

s

кг

Скорость

m

м/с

Высота

υ

с

Путь

h

м3

Время

t

м

Объём

 

Задание 2 (cлайд 12). Назовите номера правильных формул (по 1 баллу за ответ).

1. υ = s · t     2. V = a · b · c     3. t = S · υ

4. t = s/υ       5. S = υ/t           6. s = υ · t

7. υ = s/t      8. S = a : b         9. t = S · V

Задание 3 (слайды 13–15). А теперь немного отдохнём и отгадаем загадки (по 1 баллу за отгадку). • Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. • Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. • На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперёд нам погоду узнаёт.• Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал. Без тела, а живёт оно, без языка – кричит. • Сначала блеск, за блеском треск, за треском – плеск. • Я под мышкой посижу и что делать укажу: или разрешу гулять, или уложу в кровать.

рис.8 • Весь век идёт Ерёмушка, ни сна ему, ни дрёмушки, шагам он точный счёт ведёт, а с места всё же не сойдёт.

рис.10Задание 4 (слайд 16). Определите цену деления каждой мензурки и объём жидкости. Чтобы справиться с этим заданием, давайте вспомним, как определить цену деления измерительного прибора.

(Ответ. 1) 5 мл/дел.; 100 мл; 2) 5 мл/дел.; 55 мл; 3) 5 мл/дел.; 125 мл.)

Задание 5 (слайд 17). Решите кроссворд. (Учащиеся по желанию выходят к доске и пишут ответы на слайде, получая по 1 баллу за ответ.)

рис.9

1. Единица температуры. 2. Прибор для измерения длины. 3. Прибор для измерения объёма жидкости. 4. Прибор для измерения температуры. 5. Прибор для измерения времени. 6. Мера нагретости тела.

Задание 6. Решите задачи.

Задача 1 (cлайд 18). Человек фиксирует время пробегания мимо каждого километрового столба на шоссе. Какой путь он преодолеет за 0,5 ч, если скорость движения постоянна? (Один учащийся, по желанию, выходит к интерактивной доске и пишет решение задачи на слайде 19.)

Задача 2 (cлайд 20). Человек, идущий по шоссе, фиксирует время, проходя мимо каждого километрового столба. Определите длину пути, пройденного за 3 ч, если скорость движения постоянна. (Один учащийся, по желанию, выходит к интерактивной доске и пишет решение задачи на слайде 21.)

4. Подведение итогов (3 мин).

(Учитель суммирует баллы, выставляет оценки за урок, даёт домашнее задание.)