Учебные занятия
И. И.
Игнатьева,
Университетский лицей, г. Петрозаводск, Республика Карелия;
Р. А.
Сеняткина,
< raiasun@onego.ru >, Университетский лицей, г. Петрозаводск, Республика Карелия
Становление современной естественно-научной картины мира
Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать своё место в нём. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее – научную картину мира. Содержанием её являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества. Изучение в школе физики, химии и биологии, как правило, идёт параллельно, но знания о природе не объединяются. Решением этой проблемы является ознакомление учащихся с эволюцией научной картины мира. Мы считаем, что наиболее продуктивно это можно сделать через конференцию, на которой учащиеся выступают с докладами. Все сообщения ученики готовят самостоятельно, пользуясь дополнительной литературой, научно-популярными книгами, журналами. Таким образом, цель урока-конференции – расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к разным литературным источникам. Форма работы: в процессе подготовки – изучение научно-популярной и специальной литературы, в ходе самого занятия – взаимоинформация, запись тезисов, составление схем и таблиц.
Урок, кроме того, предназначен для создания у выпускников единого взгляда на окружающий мир, ознакомления их с эволюцией естественных наук, развитием науки о природе в целом, с ролью физики. Проводится он в классах физико-математического и химико-биологического профилей в начале четвёртой четверти в 11-м классе. К этому времени изучение школьного курса физики, химии и биологии в целом завершено. Классы разбиваются на группы:
– историки: готовят информационные листы о выдающихся учёных-естественниках, идеи которых радикально меняли взгляды современников на окружающий мир (И.Ньютон, М.Фарадей, М.Ломоносов, Ч.Дарвин, Дж.Максвелл, П.Гассенди, М.Планк, А.Эйнштейн, Д.Менделеев и др.). На листах размещают портрет учёного, краткую биографическую справку и рассказ о вкладе учёного в развитие естественно-научной картины мира;
– физики: готовят доклады по темам «Механическая картина мира», «Электромагнитная картина мира», «Современная научная картина мира», в которых излагают основные положения картины мира на каждом этапе, знакомят с фундаментальными открытиями, новыми методами изучения природы, новыми приборами.
– химики и биологи: готовят доклады о развитии химии и биологии на соответствующих этапах истории и указывают связь данной науки со становлением картины мира.
Урок-конференция начинается с выступления ведущего (им может быть и ученик, и учитель), который знакомит учащихся с понятием картина мира. Она формируется в каждый период развития человечества и отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой ещё не доказано, т.е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так что некоторые места в картине мира придётся дополнять.
Научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков – проникновение в сущность явлений природы – бесконечный, неограниченный процесс, поскольку материя неисчерпаема. С развитием науки представления людей о природе становятся всё более глубокими и адекватными, всё лучше отражают истинное, реальное состояние окружающего мира. Общей формой систематизации, которая осуществляет синтез результатов этих наук со знаниями мировоззренческого порядка, является естественно-научная картина мира. Это синтетическое, систематизированное и целостное представление о природе на данном этапе развития научного познания. Ядром естественно-научной картины мира служит картина мира лидирующей на современном этапе развития науки – физики, т.е. физическая картина мира. Участие биологии в формировании естественно-научной картины мира заключается в обосновании идеи сохранения, в разработке принципов эволюции, в решении проблемы человека как биосоциального существа. Таким образом, мы будем в основном рассматривать объединение знаний на основе физической картины мира.
Далее начинаются выступления учащихся, их доклады объединяются в три блока соответственно трём картинам мира. Класс украшен информационными листами, знакомящими участников с учёными, чьи фамилии звучат в докладах. Слушатели составляют тезисы, на основании которых затем воссоздают конспект или схему становления современной картины мира. Завершает конференцию ведущий. В заключительном слове он благодарит докладчиков и активных участников конференции. Кроме классов естественно-научного профиля в конференции могут принять участие гуманитарные классы. Учащиеся этих классов готовят доклады, рассказывающие о развитии философии, её роли в становлении естественных наук.
Мы полагаем, что проведение конференции помогает объединению знаний, полученных на уроках физики, химии и биологии на основе физической картины мира и формированию целостного представления о природе.
Рекомендуемая литература
- Ахиезер А.И., Рекало М.П. Современная физическая картина мира. – М.: Знание, 1980.
- Волькенштейн М.В. Перекрёстки науки. – М.: Наука, 1972.
- Ильченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.
- Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. – М.: Мысль, 1980.
- Кузнецов Б.Г. От Галилея до Эйнштейна. – М.: Наука, 1966.
- Линднер Г. Картины современной физики. – М.: Мир, 1977.
- Медников Б. Аксиомы биологии. – М.: Знание, 1982.
- Платонов Г.В. Картина мира, мировоззрение и идеология. – М.: Знание,1972.
- Шрёдингер Э. Что такое жизнь. – М.: Атомиздат, 1972.
- http://web.mit.edu/afs/Athena.mit.edu/r/e/redingtn/www/netadv/class.html
- http://www.fmnth.org/