Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2009

Образовательные ресурсы

М. Ю. Демидова,
< demidovaktv1@yandex.ru >, ФИПИ, г. Москва;
Е. Е. Камзеева,
ФИПИ, г. Москва;
Г. Г. Никифоров,
< nikiforowgg@mail.ru >, ИСМО РАО, ФИПИ, г. Москва

Диагностика учебных достижений по физике. Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА

Программа курсов предназначена для повышения квалификации учителей, преподающих физику в основной и средней школе, и посвящена одной из актуальных проблем методики преподавания школьного курса физики – диагностике учебных достижений. В последнее десятилетие в стране бурно развиваются тестовые технологии контроля знаний и умений учащихся. В течение восьми лет разрабатываются КИМ для ЕГЭ по физике, в прошлом году впервые были предложены единые тесты для государственной итоговой аттестации (ГИА) по физике учащихся основной школы. В большинстве регионов процедура аккредитации и аттестации образовательных учреждений сопровождается тестированием, при котором используются материалы, диагностирующие достижение учащимися требований стандарта образования. Все шире тесты используются и в процессе обучения физике.

Понимание учителем особенностей применения тестовой технологии становится насущной необходимостью, а умение грамотно проанализировать тестовые материалы – одним из важных профессиональных навыков. У тестов, как и у любой другой формы контроля знаний и умений учащихся, есть свои неоспоримые плюсы, которые нужно научиться использовать максимально эффективно. Но есть и свои минусы, избежать которых можно лишь при условии понимания особенностей разработки различных тестовых заданий и конструирования тестов различного назначения.

В рамках данного курса мы предлагаем:

– расширить свои представления о возможности использования тестовых технологий на уроках физики и конструировании КИМ;

– познакомиться с типологией тестовых заданий, особенностями заданий федеральных банков ЕГЭ и ГИА по физике;

– научиться анализировать качество предлагаемых тестовых материалов, разрабатывать тесты различного целевого назначения, интерпретировать результаты тестирования;

– познакомиться с новыми направлениями в диагностике учебных достижений по физике (использование компетентностно-ориентированных заданий и заданий по проверке общеучебных умений), с международными исследованиями естественно-научной подготовки учащихся.

Надеемся, что предлагаемый курс поможет внести в контрольно-оценочную деятельность коррективы, отражающие современные тенденции в диагностике учебных достижений, позволит более эффективно готовить учащихся к проведению различных форм независимого тестирования.

Учебный план

Лекция 1. Тестовые технологии диагностики и контроля знаний учащихся. Формы тестовых заданий, их основные характеристики. Оценка качества тестовых заданий. Типичные ошибки при конструировании тестовых заданий различного типа.

Лекция 2. Концепция разработки контрольных измерительных материалов для аттестации по физике учащихся основной и средней школы. Спецификация содержания физического образования. Особенности определения содержания, выбора структуры и подбора заданий для тестов, использующихся на различных этапах изучения темы. Типология заданий банков ЕГЭ и ГИА по физике.

Лекция 3. ЕГЭ по физике. Особенности структуры и содержания КИМ ЕГЭ по физике. Подходы к подготовке учащихся к выполнению заданий отдельных частей работы.

Лекция 4. ГИА учащихся 9-х кл. по физике (в новой форме). Структура и содержание контрольно-измерительных материалов. Особенности работы экспертов муниципальной предметной комиссии при проверке заданий экзаменационной работы и интерпретации результатов экзамена.

Контрольная работа № 1. Определение содержательных характеристик группы тестовых заданий. Подбор и разработка заданий по заданным параметрам (например, проверка различных умений на одном элементе содержания). Работа проводится на основе анализа заданий открытого сегмента банка ЕГЭ и ГИА.

Лекция 5. Диагностика экспериментальных умений. Особенности теоретических и практических заданий для диагностики сформированности экспериментальных умений. Типология экспериментальных заданий на реальном оборудовании для основной и средней школы. Критерии оценки экспериментальных заданий при экспертном оценивании работ.

Лекция 6. Диагностика общеучебных умений. Особенности проектирования заданий для проверки познавательных и информационно-коммуникативных умений. Проблема координации усилий по формированию общеучебных умений и способов действий в рамках предметов естественно-научного цикла.

Контрольная работа № 2. Планирование тестовой работы для текущей и тематической проверки. Разработка диагностической работы по проверке экспериментальных умений или общеучебных умений (по выбору слушателя).

Лекция 7. Компетентностный подход в образовании. Конструирование компетентностно-ориентированных заданий на материале физики. Типология заданий и их характеристики: контекст, содержательная принадлежность, деятельностная компонента.

Лекция 8. Подходы к диагностике естественно-научной грамотности в международном исследовании PISA. Анализ естественнонаучной подготовки учащихся основной школы России по результатам международного исследования TIMSS. Особенности использующихся в международных исследованиях измерительных материалов.

Итоговая зачётная работа. Конструирование измерительных материалов для диагностики учебных достижений по физике в соответствии с заявленной целью тестирования (по выбору слушателя курсов), проведение диагностики, анализ результатов и выработка рекомендаций по интерпретации полученных результатов.

фото1Марина Юрьевна Демидова окончила в 1985 г. МГПИ им. В.И.Ленина по специальности «Учитель физики и астрономии». Педагогическую деятельность начала в московской гимназии № 710 РАО – учитель физики, организатор внеклассной работы и заместитель директора по учебной работе. Соросовский учитель. Дважды получала Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования, отличник народного образования. С 1994 г. перешла в ОМЦ ЗАО г. Москвы, а с 1996 г. – в МИОО. В 2001 г. защитила кандидатскую диссертацию. Диагностикой учебных достижений по физике занимается с 1995 г., сотрудничая с Лабораторией аттестационных технологий и Московским центром качества образования. Член федеральной предметной комиссии разработчиков ЕГЭ по физике с 2002 г., а с 2006 г. – председатель ФПК. Автор ряда статей по проблемам оценки качества образования, методики преподавания физики и естествознания, пособий по подготовке к ЕГЭ, участник разработки ГОС первого и второго поколений. Замужем, дочь учится в 10-м классе.


фото2Геннадий Григорьевич Никифоров в 1965 г. закончил МГПИ им. В.И.Ленина по специальности «Учитель физики и электротехники», к.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории физического образования ИСМО РАО. После окончания института по распределению три года работал в школе № 1 в г. Кандалакша Мурманской обл., после чего поступил в аспирантуру и после защиты кандидатской диссертации был приглашён на работу в ИОСО РАО. Педагогический стаж 30 лет, отличник народного образования. Соавтор учебников по физике, построенных на основе метода естественно-научного познания, для 7–9-го кл. под ред. академика В.Г.Разумовского и проф. В.А.Орлова. Обладатель двух золотых медалей ВВЦ за разработку учебной техники и типового кабинета физики. Редактор и автор пособий: «Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7–11 классах» (Просвещение, 1992), «Учебное оборудование по физике» (Дрофа, 2005), «Современный кабинет физики» (Дрофа, 2009). Заместитель председателя Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по физике. Один из авторов технологии проверки экспериментальных умений учащихся при государственной аттестации на базе муниципальных диагностических центров. Разработчик исходных педагогических требований набора «ЕГЭ-лаборатория». Женат, дочь уже взрослая.


фото3Елена Евгеньевна Камзеева окончила физический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова в 1983 г., в 1986 г. окончила там же аспирантуру и защитила диссертацию на соискание ученой степени к.ф.-м.н. В школу – ГОУ ЦО № 987 ЮАО г. Москвы – пришла в 1994 г. и проработала учителем физики и астрономии до 2007 г. Дважды получала Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования. Одно из направлений инновационной педагогической деятельности – внедрение ИКТ в процесс обучения физике. С 2002 г. руководит творческой лабораторией учителей физики Южного округа по вопросам освоения ИКТ, поддерживает сайт лаборатории http://www.physlab.edusite.ru. С 2007 г. заместитель директора ОМЦ по вопросам информатизации, где под её руководством был создан сетевой образовательный журнал (http://www.journal.edusite.ru/), на страницах которого представляется передовой опыт школ и учителей округа, размещаются методические материалы, проводятся окружные дистанционные конкурсы для учащихся и учителей. В 2008 г. в целях развития дистанционных форм образования в округе Елена Евгеньевна инициировала и организовала Виртуальную школу ОМЦ на основе программы со свободной лицензией Moodle (http://www.omc-class.ru/). В настоящее время в этой школе инициативной группой учителей физики, в частности, разрабатывается ресурс (база тестов) для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ. Елена Евгеньевна руководит группой разработчиков КИМ для проведения государственной итоговой аттестации учащихся 9-х кл. в новой форме. Замужем, двое взрослых сыновей и уже двое внуков.