Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №6/2009

Методические страницы

Г. Х. Нигматуллина,
с. Ильсегул, Миякинский р-н, Респ. Башкортостан

Диагностико-коррекционные уроки

Урок проводится по технологии, разработанной к.п.н. Б.Х.Юнусбаевым (Башкирский ИУУ) [1]. Диагностико-коррекционные уроки дают возможность выяснить недостатки объяснения темы и её усвоения учениками, позволяют изучить неясные вопросы и исправить оценку, исключают страх ученика перед контрольной работой, позволяют определить уровень усвоения знания учащимися и уровень трансляции знаний. В нашей школе два урока физики в неделю, поэтому я использую технологию частично – оцениваю только базовый уровень. Привожу как пример такой урок на тему «Атомная физика. Физика атомного ядра» в 11-м классе.

Цель урока: диагностика (выяснение не понятых учащимися вопросов), коррекция (изучение, объяснение этих вопросов) и проверка знаний.

Оборудование: задания контрольно-измерительных тестов, таблица «Система критериев и оценок», таблица «В помощь коррекции знаний», линейки – контрольные листы.

К уроку учащиеся повторили по учебнику § 94–114 – темы «Атомная физика» и «Физика атомного ядра» [2]. Чтобы выяснить, какие вопросы оказались сложными, даю задание из 14 вопросов с выбором ответа [3, с. 123–125]. Раздаю листы с заданиями и линейки – разграфлённые полоски бумаги для записи ответов. Можно воспользоваться белыми пластмассовыми линейками и записывать ответы карандашом на каждом сантиметровом отрезке, т.е. на первый вопрос – между делениями «0» и «1», на второй – между делениями «1» и «2» и т.д. Записи карандашом легко стираются, линейку можно использовать повторно. Прошу заполнять самостоятельно, не заглядывая в тетрадь к соседу, ведь каждому интересно узнать, что же он кон­кретно не усвоил по теме. На выполнение теста даю 15 мин. Можно рассадить учащихся по одному. Тех, кто закончил, вызываю или подхожу сама и проверяю по своей линейке-шаблону. Если ответ не верен, прошу ученика изучить вопрос по учебнику (соответствующие страницы указаны в таблице «Помощь в коррекции знаний»).

По истечении 15 мин работы проверяем вместе. Ответы я либо записываю на доске, либо зачитываю. Стараюсь слово «ошибка» употреблять как можно меньше, чтобы не задеть самолюбие ученика. Вопросы, на которые не ответили правильно несколько учеников, объясняю сама. Проверка проходит быстро, тем более в сельских школах.

Далее даю 5–7 мин для повторения учебного материала по учебнику.

После этого делаем контрольное тестирование. Раздаю тесты в двух вариантах [3, с. 127–130] и линейки. Последние две графы на этих линейках отмечены буквами «С» (самооценка) и «О» (оценка). Под буквой «С» дети пишут свою оценку, под буквой «О» ставлю оценку я в соответствии с таблицей «Система критериев и оценок». На выполнение работы даю 10–15 мин, на проверку 3–4 мин. После проверки сразу ставлю оценку, отмечаю вопрос с неверным ответом. Делаем вывод о характере ученика: если «С»–«О» > 0 – самооценка завышена, значит, человек слишком самоуверен; если «С»–«О» < 0 – самооценка занижена, человек мнительный, неуверенный; если «С»–«О» = 0 – человек, адекватно себя оценивает. Если на какой-то вопрос неверно ответили больше 25% учащихся, он изучается заново. Оценка в классный журнал ставится, если ученик этого хочет.

Для ясного представления усвоения темы по конкретным вопросам я составляю карту усвоения учебного материала, где отмечаю вопросы, на которые неправильно ответил каждый ученик, – это фронт для дополнительной работы.

Литература

  1. Журнал «Башкортостан укытыусывы», 1998, № 8.
  2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1983.

 

Приложение 1. Система критериев и оценок

Ответ ученика

Оценка

По 5-балльной системе

По 100-балльной системе

Без ошибок

5

100

1–3 ошибки

4

90–80

4–7 ошибок

3

70–50

Более 7 ошибок

2

< 40

 

Приложение 2. Карта усвоения темы «Атомная физика. Физика атомного ядра»

Список класса

Вопросы

1

2

3

4

...

12

13

14

15

1. Гималетдинова Р.

 

 

 

 

...

 

 

 

 

2. Гимранова З.

 

 

 

...

 

 

 

 

.....................................

...

...

...

...

...

...

...

...

...

11. Ямакаев И.

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Вопросы: 1. Установка Резерфорда. 2. Размеры, масса ядер. 3. Планетарная модель атома. 4. Второй постулат Бора. 5. Излучение и поглощение энергии. 6. Строение атома. 7. Радиоактивность. 8. Правило смещения. 9. Свойства α-, β-, γ-излучений. 10. Ядерные реакции. 11. Приборы для наблюдения частиц. 12. Ядерный реактор. 13. Энергия связи ядер. 14. Излучение и поглощение энергии.

 

Приложение 3. Карта диагностики и мониторинга качества обучения

Тема

Оценка базового уровня
по вопросам

Рефлексия

1

2

3

...

15

 С

О

С–О

1. Магн. поле. Эл.-магн. индукция

 

 

 

...

 

 

 

 

2. Колебания

 

 

 

...

 

 

 

 

3. Волны

 

 

 

...

 

 

 

 

4. Оптика

 

 

 

...

 

 

 

 

5. Световые кванты

 

 

 

...

 

 

 

 

6. Физика  атома и атомного ядра

11

10

11

...

11

4

4,5

0,5
Норм.

Итого:

 

 

 

...

 

 

 

 

НигматуллинаГузяль Хайдаровна Нигматуллина – учитель физики высшей квалификационной категории, окончила ГПИ в 1973 г. и уже 36 лет работает в школе с. Ильсегул. Участник республиканских педагогических конференциях, руководитель ММО учителей физики и математики. С мужем вырастила троих сыновей. Двое старших окончили вузы (нефтяной и педагогический), младший учится в Уфимском авиационном университете.