Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №5/2009

Конкурс "Я иду на урок"

В. А. Рыбицкая,
< va-an-p@yandex.ru >, МОУ лицей № 124, г. Барнаул, Алтайский кр.

Загадки поверхностного натяжения

Я иду на урокУрок разработан по технологии проблемного обучения (Дьюи Дж., Махмутов М.И., Якиманская Н.С.) с использованием исследовательского метода и компьютерно-информационной поддержки (Апатова Н.В.). Постановка проблемных опытов в начале урока активизирует познавательную деятельность учащихся, что приводит к активному мыслительному поиску решения вопросов, требующих анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Обучение организуется на деятельностной основе, поэтому урок строится в виде этапов научного познания мира (наблюдения–выдвижение гипотез–разработка теории–следствия и применение на практике), что формирует теоретическое мышление и позволяет применять полученные знания для объяснения некоторых удивительных явлений природы и опытных фактов. Использование веб-камеры для показа опытов и виртуальных лабораторных работ усиливает исследовательскую составляющую.

Цель урока: используя мультимедийные средства, ознакомить учащихся с закономерностями возникновения сил поверхностного натяжения, продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы, способствовать овладению методами научного исследования, пробуждать познавательный интерес к окружающим явлениям.

Оборудование: набор для демонстрации поверхностного натяжения, капилляры, мультимедийный проектор и веб-камера, PowerPoint-презентация, виртуальные лабораторные работы.

Конспект урока

I. Познавательная деятельность (формирует аналитические и интеллектуальные компетенции)

рис.1

1-й блок. При помощи веб-камеры демонстрируем проблемные опыты с разбеганием крошек пробки на поверхности воды под действием мыльного раствора (см. фото) и разрывание капель масла спиртом. В процессе обсуждения вопросов: почему крошки пробки «разбегаются» под действием мыльного раствора? почему капля масла «взрывается» под действием спирта? – приходим к выводу, что эти явления объединяет два обстоятельства: 1) явление происходит на поверхности воды; 2) на предметы, находящиеся на поверхности, действуют силы со стороны жидкости.

рис.2

2-й блок. Продолжая обсуждение, подводим учащихся к мысли, что молекулы поверхностного слоя взаимодействуют друг с другом с большей силой и обладают дополнительной энергией по сравнению с молекулами нижних слоёв. Затем проводим эксперимент с мыльными плёнками и формулируем определения:

• Способность жидкости сокращать свою поверхность называют поверхностным натяжением.

• Силы, действующие вдоль поверхности жидкости, перпендикулярно линии, ограничивающей эту поверхность, называют силами поверхностного натяжения.

рис.3

Далее вместе с учениками обсуждаем, от чего зависит сила поверхностного натяжения. Проводим демонстрационный эксперимент с проволоками разной длины, на основании которого учащиеся делают вывод: чем больше длина проволоки, тем больше сила поверхностного натяжения. Формулируем определение:

• Физическую величину, равную отношению силы поверхностного натяжения к длине линии, ограничивающей поверхность жидкости, называют коэффициентом поверхностного натяжения. Акцентируем внимание учащихся на физическом смысле этого коэффициента: коэффициент поверхностного натяжения численно равен силе, действующей на единицу длины линии, ограничивающей жидкость.

3-й блок. Учитель показывает презентацию «Поверхностное натяжение» и предлагает проанализировать представленные в ней явления.

• Анализируя фотографии капель, делаем вывод, что сумма сил, действующих на поверхностные молекулы, направлена внутрь жидкости. Под действием этих сил число молекул на поверхности стремится к минимуму, поэтому капля имеет сферическую форму.

рис.4

• Выясняем, что явление смачивания возникает вследствие взаимодействия молекул жидкости с молекулами твёрдого тела и приводит к искривлению поверхности. Вводим понятие краевого угла. Затем, показывая соответствующие слайды, разбираем вопросы: смачивает ли роса листья? смачивает ли вода перья уток?

рис.5

• С помощью веб-камеры демонстрируем опыт с капиллярными трубками разного радиуса. Делаем вывод, что под капиллярными явлениями понимается изменение высоты уровня жидкости в узких трубках – капиллярах – и предлагаем учащимся привести примеры капилляров (кровеносные сосуды, мельчайшие каналы в почве, гигроскопичных веществах). Затем выводим формулу высоты подъёма жидкости в капиллярных трубках.

II. Информационно-коммуникативная деятельность (формирует исследовательские и социальные компетенции)

4-й блок. Проводим групповую исследовательскую работу для формирования познавательных умений и навыков. Учащиеся разбиваются на группы, каждая из которых получает одно – теоретическое или экспериментальное – задание. Наиболее успешные решения защищают у доски, получая «Патент на изобретение». Чаще всего ученики успевают дать качественное объяснение (уровень I). Но некоторые задачи на следующих уроках разбираются количественно (уровень II).

Экспериментальные задания

Мел. Если положить в воду кусок мела, то из него начнут выходить пузырьки. Экспериментально проверьте это явление и объясните.

Решение. (I): Мел имеет внутри капилляры разного диаметра. В капиллярах меньшего диаметра давление сил поверхностного натяжения (давление Лапласа) больше, следовательно, вода проникает в мел именно через них и вытесняет воздух через капилляры большего диаметра.

Губка–мел. Если положить кусок сухого мела на мокрую губку, то мел намокнет. Если положить сухую губку на мокрый мел, то губка останется сухой. Экспериментально проверьте это явление и объясните.

Решение. (I): В более тонкие капилляры мела вода втягивается сильнее, чем в крупные капилляры губки.

Клин. Два стекла соединены так, что образуют клин. Если их частично погрузить в воду, то вода, поднимаясь между стёклами, образует некоторую поверхность. Объясните явление.

Решение. (I): В клине расстояние между стёклами меняется, и в более узкой части вода поднимается на большую высоту, чем в широкой части.

(II): На расстоянии x от линии соприкосновения стёкол толщина клина d = xsinα. Высота столбика воды в этой точке формула1 т.е. поверхность воды в клине образует гиперболу.

Лезвие. Почему лезвие безопасной бритвы плавает на поверхности воды? Экспериментально проверьте и объясните. Будет ли лезвие плавать в мыльном растворе?

Решение. (I): Лезвие не смачивается водой и имеет малую массу, следовательно, сила поверхностного натяжения уравновешивает силу тяжести. Если добавить мыльный раствор, то коэффициент поверхностного натяжения уменьшится примерно в два раза, и лезвие может утонуть.

(II): Представим лезвие в виде прямоугольной пластины толщиной h = 0,1 мм, длиной b = 4 см и шириной a = 3 см. На пластину действует сила тяжести mg = ρabh ≈ 0,6 мН, а по периметру – сила поверхностного натяжения Fпн max = σ · 2 (а + b) ≈ 8,4 мН. В мыльном растворе максимальная сила поверхностного натяжения примерно в 2 раза меньше, чем в воде, но всё равно больше силы тяжести. Следовательно, лезвие может плавать и в мыльном растворе.

Теоретические задания

Вода в решете. Действительно ли нельзя носить воду в решете? Пусть тонкие нити решета натянуты на расстоянии 1 мм друг от друга. Сколько воды можно унести в круглом решете радиусом 10 см? Считать, что нити не смачиваются водой.

Решение. (I): Вода не будет выливаться, если нити не смачиваются. В этом случае сила тяжести уравновешена силой поверхностного натяжения.

(II): Рассмотрим столб воды, в основании которого лежит квадратик, образованный нитями сетки. Пусть расстояние между нитями d = 1 мм, тогда Fпн = mg; 4dσ = ρd2hg; формула2 – высота воды в решете. Для решета радиусом R = 10 см масса воды m = ρπR2h = 0,94 кг. Если нести эту воду, то решето нельзя наклонять, чтобы не нарушить провисающую в ячейках плёнку воды.

Пятно. Для удаления жирных пятен ткань проглаживают горячим утюгом, подложив под неё лист бумаги. Почему жир при этом впитывается в бумагу, а не расходится по ткани?

Решение. (I): И ткань, и бумага пронизаны капиллярами, которые смачиваются жиром. При нагревании жир становится жидким и втягивается в капилляры тем сильнее, чем меньше их диаметр. Диаметр капилляров в бумаге меньше, чем в ткани.

Капля. Оцените максимальный размер капель воды, которые могут висеть на потолке.

Решение. (II, сильные ученики): Можно принять, что висящая на потолке капля имеет форму полусферы радиусом R. Тогда действующая на неё сила тяжести уравновешена силой поверхностного натяжения: mg = ρ 2/3 πR3g = Fпн = σ2πR. Отсюда формула3

Мазь. При смазывании лыжных ботинок их нагревают, чтобы мазь лучше впитывалась. Как нужно нагревать ботинки – снаружи или изнутри?

Решение. (I): Нагревание жидкости уменьшает поверхностное натяжение, поэтому жидкость втягивается в более холодную область. Следовательно, нагревать нужно снаружи.

Крыша. Чем объяснить, что соломенная кровля на крыше, состоящая из отдельных стебельков, между которыми имеется множество пустот, надёжно защищает от дождя.

Решение. (I): Солома не смачивается водой, поэтому капли дождя скатываются вниз по внешним и внутренним соломинкам. Оптимальный угол наклона, обеспечивающий наименьшее время скатывания капель, около 45°.

(II): Найдём угол наклона крыши, при котором время соскальзывания капли минимально. Для наклонной плоскости ускорение a = gsinα. Тогда время соскальзывания

формула4

Время минимально, если sin2α = 1, т.е. α = 45°.

Интересно, что соломенные крыши служили до пятидесяти лет, при этом внутренние слои сохраняли янтарно-жёлтую окраску, а тлению подвергался только верхний слой. Кроме того, солома – прекрасный теплоизолятор, поэтому под такой крышей зимой теплее, а летом прохладнее, чем при использовании многих других материалов.

Хождение по воде. Оцените, каким должно быть ускорение свободного падения, чтобы человек мог ходить по воде в не смачиваемой водой обуви?

Решение. (I): Сила поверхностного натяжения, действующая на одну ногу, должна как минимум компенсировать силу тяжести. При периметре ботинка 60 см и массе человека 60 кг формула5

(II): Полученное значение ускорения свободного падения (0,07 м/с2) позволяет оценить параметры планеты, на которой человек может ходить по воде:

формула6

Таким образом, радиус этой «планеты» (порядка 50 км) соответствует размерам небольшого астероида, на поверхности которого при температуре выше 0 °C жидкая вода испарится, а пар рассеется в пространстве, поскольку вторая космическая скорость окажется порядка средней скорости движения молекул пара при этой температуре:

формула7 – средняя квадратичная скорость движения молекул пара;

формула8 – вторая космическая скорость для этой «планеты».

Невесомость. Закрытый стеклянный сосуд наполовину заполнен водой. Как будет выглядеть поверхность воды в невесомости?

Решение. (I): Так как стекло смачивается водой, то вода растечётся по внутренней поверхности сосуда.

 

5-й блок. Для закрепления материала проводим в кабинете информатики виртуальные лабораторные работы, разработанные сильными учениками:

1. Исследование свойств капилляров для смачивающей жидкости и для несмачивающей жидкости, что позволяет получить зависимости высоты поднятия жидкости от коэффициента поверхностного натяжения, радиуса и плотности.

2. Исследование зависимости силы поверхностного натяжения от длины контура. Данная работа позволяет, изменяя вещество и длину контура, сопоставлять аналитическое и графическое представление зависимостей.

Работая с программами, ученики заполняют рабочие листы итогов лабораторной работы, содержащие таблицы, графики, контрольные вопросы и сдают их учителю.

Пример рабочего листа

рис.6

Виртуальная лабораторная работа № 1 «Исследование свойств капилляров» со смачивающей жидкостью (слева) и с несмачивающей жидкостью (справа)

Лабораторная работа «Определение высоты жидкости в капилляре от свойств жидкости»

Задания

1. При помощи компьютерных моделей, изменяя значения коэффициента поверхностного натяжения, плотности жидкости и радиуса капилляра, получите набор значений высоты подъёма жидкости и заполните таблицу:

№ опыта

Плотность ρ, кг/cм3

Коэффициент поверхностного натяжения σ, Н/м

Радиус капилляра r, м

Высота h, м

 

 

 

 

 

2. Постройте графики зависимости h(ρ), h(σ), h(r). Проанализируйте полученные зависимости.

3. Ответьте на вопросы:

4. Предложите способы и модели определения высоты капилляров в различных веществах.

5. Сделайте выводы.


рис.7

Виртуальная лабораторная работа № 2 «Исследование зависимости силы поверхностного натяжения от длины контура»

 

III. Рефлексивная деятельность (формирует компетенцию личностного самоусовершенствования)

Учитель. Что на уроке было новым?

Что было главным?

Что было интересным?

Что вызвало затруднения? Оцените свои учебные достижения.

Литература

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
  2. Идея Дж.Дьюи и Чикагская лабораторная школа. – М., 1997.
  3. Кабардин О.Ф., Орлов В. А., Эвенчик Э.Е. Физика-10: Учебник для классов с угл. изуч. физики: Под ред. А.А.Пинского. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. – М.: Педагогика, 1975.
  5. Якиманская Н.С. Развивающее обучение. – М., 1979.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. // Народное образование-2003, № 5.
Рыбицкая

Валентина Анатольевна Рыбицкая – учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 27 лет. Окончила Алтайский государственный университет в 1980 г., награждена знаком «Почётный работник общего образования РФ», победитель национального конкурса «Лучшие учителя России-2006». Выпускники побеждали даже на всероссийских олимпиадах по физике и международных конкурсах молодых учёных. Муж и обе дочери – тоже физики. Старшая дочь – сотрудник Института ядерной физики СО РАН (сейчас в США, работает на ускорителе Физического исследовательского центра им. Э.Ферми), младшая готовится к защите кандидатской диссертации в Институте химической кинетики и горения СО РАН. Хобби – игра на фортепьяно и рукоделие.