Спецвыпуск
Ж. В.
Чопорова,
< fizika@cln.ru >, ГОУ лицей № 1575, г. Москва
Мини-проекты
Одной из форм проектной работы школьников может быть создание учащимися под руководством учителя пособий, дидактических материалов к урокам и демонстрационных экспериментов. При этом они вовлекаются в творческий процесс через сопричастность с творческой деятельностью учителя. Ниже представлены два примера таких проектов.
1. Дидактические карточки к уроку контроля знаний и работа с ними. учащийся, создающий мини-проект, руководствуясь составленным учителем заданием (табл. 1, 2), составляет карточки двух типов, которые на уроке раздают всем учащимся. В карточке первого типа в краткой форме последовательно и логично он конспективно записывает теорию, как сам её понимает. Такая карточка позволяет наглядно представить объём контролируемых на данном этапе знаний. Но её можно использовать, конечно, и на уроках изучения материала, и на уроках повторения, и т.п. Естественно, учитель обязательно эту предварительную работу проверяет и перепроверяет.
На карточке второго типа ученик составляет ситуацию: размещает ряд физических тел, обозначает физические величины и их числовые значения, пишет вопросы и задания (как показал опыт, более удобным оказалось вынести вопросы и задания в виде таблицы заданий на отдельный лист, доску или слайд – табл. 1).
Карточки предлагаются на уроке проверки знаний, в конце обычного урока за 10 мин до его окончания (как рефлексивная) либо в начале следующего урока на 10 мин (как опрос по предыдущей теме). Ученики, чьи знания проверяются, составляют задачи в соответствии с представленными на карточке данными, решают их, а ответы заносят в свои тетради в табл. 1 (она же демонстрируется на доске). Результаты обсуждаются, знания систематизируются. Карточки можно делать в нескольких вариантах (до четырёх). Разрабатывается также система оценивания ответов. Приведём пример таких карточек к блоку по теме «Кинематика» (§ 1–7, «Физика-9», Пёрышкин А.В., Гутник Е.М.), составленных ученицей 10-го класса Таней Шипиловой.
Таблица 1. Задания к § 1–7
(заполняется при проверке знаний)
Физическое тело |
1-е тело |
2-е тело |
3-е тело |
1. Система отсчёта |
|
||
2. Характер движения |
|
|
|
3. Начальные условия |
|
|
|
4. υx(t) |
|
|
|
5. X(t) |
|
|
|
2. Демонстрационный эксперимент к уроку. Особенно интересно воссоздавать исторические опыты, простые и наглядные. Одним из таковых является опыт Плато, – сейчас в аптеках и магазинах бытовой химии есть много разнообразных жидкостей, надо только терпеливо подобрать состав. Например, можно взять воду и долить (сверху по стеночке или через соломинку) в неё спиртовой раствор какого-либо лекарства. Затем пипеткой или по спице на границу раздела двух жидкостей капнуть растительное или какое-либо другое масло – в воде красиво повиснет шарообразная капля. Если удастся палочкой раскрутить её, то можно увидеть, как от большой капли отрываются мелкие и начинают самостоятельное движение, как планеты вокруг Солнца.
Таблица 2.
урок, § |
Задание |
Проверяемые элементы знаний |
1, § 1 |
Задайте систему отсчёта. Определите координаты тел. На какой момент времени заданы координаты? Выберите объект и сформулируйте задачу, в которой объект можно считать материальной точкой, и в какой – нельзя |
Система отсчёта. |
3, § 3 |
Разберите задачу в § 3. По карточке составьте задачу и решите её |
Изображение на чертеже вектора перемещения, проекции вектора перемещения X = x0+ sх |
4, § 4 |
Найдите объект, движущийся равномерно. Какой путь пройдёт пешеход за 10 мин? Постройте графики υ(t) и υx(t) Запишите уравнение зависимости координаты от времени |
Равномерное прямолинейное движение |
5, § 5 |
Найдите объекты, движущиеся равнозамедленно и равноускоренно. Что за скорости указаны на рисунке? Запишите проекции векторов скорости и ускорения |
Признаки равноускоренного и равнозамедленного движения. |
6, § 6 |
Запишите уравнения υx(t). Постройте графики для объектов, движущихся равнозамедленно и равноускоренно |
График проекции скорости |
7, § 7 |
Оцените время разгона объекта, движущегося с ускорением (максимальная скорость 60–100 км/ч). Какой путь будет при этом пройден? Сколько времени потребуется объекту, движущемуся равнозамедленно, для полного торможения? Какой путь пройдёт объект? Какова будет его координата? Какое расстояние будет между данным объектом и объектом, движущимся равномерно, через 10 минут после начала отсчёта времени? |
s = υ0x· t + ax · t2/2 |
Жанна Владиславовна Чопорова
Олег Меркулов и его автомодель на фото-
элементах
Оля Бученкова
Модификацию опыта Плато можно использовать для изучения равномерного движения. Достаточно взять большой сосуд с растительным маслом и с помощью пипетки опустить каплю подкрашенной воды под поверхность масла – образуются водяные шарики, которые медленно опускаются на дно. Произведя простейшие измерения, можно заметить, что движение капель равномерное.
За свои достижения в моделировании явлений природы и постановке опытов, в частности, и опыта Плато, Национальной детской премией в номинации технологии награждена моя ученица Бученкова Оля (http://www.ndaward.ru/rules.htm). Этой премией ежегодно награждаются наиболее талантливые и целеустремленные дети России в возрасте до 15 лет включительно за достижения в области культуры, науки, спорта и общественной деятельности. Приз – ромашка из стекла, выполненная обработкой ручным способом по технологиям времён Петра I. Такую же премию получил мой ученик Олег Меркулов, – он увлекается автомобилями и может собрать машинку даже из консервной банки. На фото – наши призёры и модель машины на солнечной батарее, которая может 5 минут работать после получасовой зарядки от Солнца или другого источника света. Премию Оле и Олегу вручили на инновационном конвенте, который проходил 9–10 декабря 2008 г. в Центре международной торговли (Москва).