Спецвыпуск
Т. Л.
Пархоменко,
< parhomenko-tatiana@yandex.ru >, МОУ СОШ № 23, г. Нижний Новгород
Исследовательский метод познания в учебной деятельности
Мыслители говорят: яйцо соловья несёт в эмбрионе певца, но песнь зазвучит после действия жизни. В каждом ребёнке образ творца, но нужен творцу соработник, который проявит этот образ. Ребёнок не в состоянии выявить и раскрыть свой образ. Нужны соратники творца – родители, учителя, воспитатели.
Ш.А.Амонашвили
Долгое время считалось, что в содержание школьного образования входит совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий, формирующие мировоззрение учащихся, развитие мышления, которое позволяет обучаемому быть компетентным в различных сферах человеческой деятельности. Однако проблемы формирования интереса к учёбе, компетентностей для жизни в современном обществе, личностной направленности обучения, организация рефлексии были и остаются одними из главных проблем увеличения качества образования. В работах В.Г.Разумовского, В.А.Орлова и многих других теоретиков и практиков педагогической науки указывается на то, что данная проблема может быть успешно решена на основе развития познавательной самостоятельной активности учащихся, которая обеспечит условия для формирования в ученике свободной критически мыслящей творческой личности, способной осознать и развивать свои задатки и склонности.
Одним из самых действенных путей решения данной задачи является внедрение в систему как общего, так и дополнительного образования методов исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность вариативна и многолика, она может осуществляться учащимися разного уровня подготовки и разной мотивации к обучению, в различных предметных областях, в разных уровнях и типах образовательных учреждений, формируя общими усилиями образовательное пространство для развития личности.
В настоящее время трудами многих учёных и практиков постепенно оформляется концепция учебно-исследовательской деятельности учащихся. Выстраиваются единые методологические основания и социокультурные нормы. При этом продолжает оставаться актуальным вопрос: можно ли применять такие формы работы с учащимися не только во внеурочной деятельности, но и на уроках? Если считать это возможным, то в каких формах, как организовать рефлексию учащихся, обеспечить решение триединой задачи урока на новой методологической основе?
Ребёнку, когда он стоит на пороге неизведанного, всё интересно, он позитивно реагирует на новые, необычные, странные или загадочные элементы окружающего мира, исследуя их, производя над ними какие-либо действия. Ничто не мешает учителю применить элементы научного исследования хотя бы на этапе объяснения нового материала. Нельзя только вкладывать в голову ребёнка определённую сумму знаний. Знания, добытые методом исследовательского поиска, более долговечны, «выстраданы». Меняется при этом и роль учителя. Он уже не просто передаёт знания, пусть даже и «в очень красивой обёртке», а направляет деятельность ученика, помогает в его «знаниеобразующей» деятельности.
В школьном образовании обязательно должна существовать единая система, платформа, на которой будет выстроен образовательный процесс в целом. Введение исследовательской деятельности учащихся в качестве такой единой концептуальной платформы даёт возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребёнка и облегчает изменение её направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций, является фундаментом для самоопределения личности.
Организация образовательного процесса на основе исследовательской деятельности должна быть нацелена прежде всего на урок на всех его этапах (объяснение нового материала, повторение, закрепление, фронтальный, демонстрационный и лабораторный эксперименты), но затрагивать, конечно, и внеурочную деятельность (подготовка демонстраций собственных самостоятельных экспериментов, участие в олимпиадах, подготовка и проведение вечеров физических опытов, участие в астрономических наблюдениях, работа с оптическими приборами, работа в роли консультантов своих одноклассников на лабораторных занятиях, участие в постановках театра занимательной науки, занятия на элективных курсах в группах дополнительного образования, участие в экскурсиях, исследовательских проектах, походах или экспедициях, конференциях и конкурсах разного уровня). Такого рода деятельность меняет и личностные характеристики: формируется адекватная самооценка, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умения доказательно отстаивать её.
Созданная на основе исследовательской деятельности образовательная среда стимулирует ребёнка к творческому поиску, а участие в исследовательских конференциях и экспедициях, знакомство с исследовательскими работами сверстников во время защиты исследовательских работ способствуют формированию широкого круга интересов, стимулируют желание попробовать свои силы в различных областях знаний.
Базовыми элементами построения исследовательского обучения являются, во-первых, собственная исследовательская практика (каждый ребёнок должен иметь возможность проводить собственное исследование в рамках урока и за его пределами), во-вторых, тренинг исследовательских способностей (отдельная система занятий, развивающая исследовательские навыки и способности, позволяющая освоить основной понятийный аппарат исследования), в-третьих, мониторинг исследовательской деятельности учащихся (на уроках – заполнение опросных листов, по итогам выполнения исследовательских работ – защита собственных работ учащихся в различных формах).
Для реализации поставленных задач нами был подготовлен полный УМК «Экспериментальная физика», который включает в себя: Программу • Поурочное планирование • Комплект приборов • Требования, предъявляемые к учащемуся • Перечень необходимого оборудования • Литературу для ученика и учителя • Методические рекомендации • Банк творческих заданий с комментариями по их реализации • Задачник по физике, включающий краткий справочник, качественные, расчётные, экспериментальные задачи, тесты.
УМК прошёл сертификацию в НИРО и на уровне области в 2007 г., был депонирован на федеральном уровне в 2008 г., стал лауреатом Российских чтений им. С.А.Каплана, призёром организованного Департаментом образования Нижегородской области конкурса РОСТ (Россия–Ответственность–Стратегии–Технологии), лауреатом конкурса «Интел», участником интернет-чтений, посвященных 90-летию системы дополнительного образования. Результаты реализации программы докладывались на всероссийском форуме «Образование – взгляд в будущее», а разработка одного из занятий позволила автору стать финалистом второго всероссийского конкурса «Мой лучший урок». Программа курса в сокращённом виде была опубликована в учебно-методической газете «Физика-ПС» (№ 13/2007 и апробировалась в 2007/2008 уч. г. в четырёх школах Советского района г. Нижнего Новгорода. В 2006–2008 гг. вышли в свет два сборника исследовательских работ учащихся. В рамках программы за два прошедших года прошли обучение более ста учащихся средних школ, гимназий и лицеев Нижнего Новгорода – участников проекта «Школа юного исследователя ИПФ РАН». Труд ребят высоко оценён на конференциях районного, городского, российского и международного уровней.
Хочется привести неоспоримые свидетельства интереса учащихся к такого рода деятельности – их отзывы о вечере физических опытов.
• Когда я шла на вечер опытов, я не знала, что соберётся так много людей, человек 50–60, причём разного возраста, с 7-го по 11-й классы. Больше всего мне запомнились опыты с разноцветными пластинами, с распространением света в аквариуме, полным внутренним отражением. Мне кажется, что такие вечера стоит проводить чаще, т.к. они являются не только познавательными, но собирают учеников вместе, причём не но принуждению, а добровольно. Такие вечера – яркие воспоминания, которые останутся надолго в памяти. Кроме школьных будней мы запомним неординарные занятия по физике. Ерофеева Таня.
• Всё это запомнится, и не на две-три недели, а на всю жизнь. Балакин Родион.
• Я нисколько не пожалела, что сходила на вечер опытов по физике. Было здорово! Мне вообще всегда нравились уроки, на которых показывались опыты. Интересно, когда на твоих глазах опытным путём доказываются какие-то явления или законы. Больше всего мне запомнилось и удивило, что все опыты были очень зрелищными, яркими. Больше бы таких вечеров. Глухова Маша.
• Мне очень понравился опыт с колбой, слегка подкрашенная вода в которой при подсвечивании становится непрозрачной. То же самое происходит каждый день на небе, когда восходит Солнце: атмосфера подсвечивается и становится матово-голубой, закрывая от нас звёзды. Раньше я не задумывалась об этом. Очень понравился опыт «Огни Святого Эльма». Я думаю, такие опыты надо проводить чаще, и не только по физике, но и по другим предметам. Любая информация будет усваиваться лучше. Наверное, именно в такие моменты у будущих великих учёных пробуждался первый интерес к науке. Может, и среди наших учеников есть потенциальные Эйнштейны, Поповы и Ньютоны? И через много лет они будут вспоминать, как впервые заинтересовались физикой на школьном вечере экспериментов. Пустовалова Аня.
Татьяна Леонидовна Пархоменко – лауреат всероссийского конкурса «Лучшие учителя России-2008», лауреат премии губернатора Нижегородской области, финалист всероссийского конкурса «Мой лучший урок», лауреат областного конкурса педагогических проектов «Обучение для будущего», лауреат городского конкурса «Учитель года-2008», участник всероссийского фестиваля «Открытый урок» ИД «Первое сентября», проекта «Учёные России», проводимого Российской академией естественных наук. Педагог владеет различными формами и методами ведения уроков, умело сочетает традиционные формы уроков с технологиями критического мышления, активно внедряет в свою работу проектный метод и исследовательскую деятельность учащихся. Разработки новых форм уроков опубликованы в печати и на личном сайте www.laboratoria-fiziki.narod.ru. Материалы внесены в российский информационно-методический банк работ учителей «Педагогический Олимп». Уже 10 лет педагог работает с детьми с ограниченными возможностями, находящимися на длительном лечении в больнице. Она – автор сертифицированных программ «Экспериментальная физика», «Механика» и «Решение олимпиадных задач», мобильного комплекта физического оборудования. Сейчас Татьяна Леонидовна учится в аспирантуре НГПУ.
Статья подготовлена при поддержке медицинского центра «Медицентр». Если вам срочно нужен качественный медицинский осмотр, то оптимальным решением станет обратиться в медицинский центр «Медицентр». Перейдя по ссылке: « приказ 302-Н «О прохождении медосмотров»», вы сможете, не отходя от экрана монитора, записаться на прием к врачу для прохождения медицинского осмотра. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Prof.Medi-Center.Ru.