Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №2/2009

Спецвыпуск

Е. М. Шулежко,
ЦО № 1439 ЮВАО, г. Москва

Раннее изучение физики

рис.1

Я люблю свой предмет, и мне жаль, что великая наука так слабо представлена в школе. Учителя, которые работают достаточно долго, имеют возможность сравнить уровень преподавания физики в 80–90-е гг. и в первом десятилетии XXI в. Сравнение, увы, не в нашу пользу. Однако в намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект всё больше относят к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.

Физическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знание основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники. Д.И.Писарев утверждал, что именно естественные науки способны развивать детей и формировать глубокие и прочные знания: «Знания о природе вполне соответствуют естественным потребностям детского ума. Первые проблески ребяческой любознательности направляются прямо на окружающие впечатления».

Пропедевтика естественнонаучных знаний в 5–6-м классах является дидактическим условием преемственности обучения в системе непрерывного физического образования и становится эффективным средством оптимизации обучения физики в основной школе. На этом этапе продолжается начатое в начальной школе знакомство учащихся с основными явлениями природы и такими элементарными приёмами научного метода исследования, как наблюдение, описание увиденного, выполнение измерений, выявление закономерностей, проведение эксперимента и предсказание его результатов.

Эта работа представляется нам тем более важной, что именно в младшем подростковом возрасте дети начинают активно осваивать информационное пространство при просмотре ТВ-программ, видеофильмов, во время компьютерной игры. Знания, приобретённые учащимися бессистемно, самостоятельно и стихийно, часто приводят к ложным представлениям об окружающем мире, о причинах наблюдаемых явлений, что весьма отрицательно сказывается на последующем усвоении знаний.

Результаты опросов учащихся показали, что они знакомы с большим количеством самых разнообразных физических терминов (атом, энергия, диффузия, масса и т.д.). Однако пояснить значение этих терминов с приемлемой степенью точности смогли лишь единицы. Типичными являются ответы такого содержания: «Энергия – это, как бензин. Если у ракеты кончится энергия, она не летит». Или: «Атом – взрывное вещество, из него делают бомбы». Даже те термины, значения которых должны быть известны учащимся из курса «Естествознание» (тело, вещество и др.), поясняются, как правило, очень неточно или неверно. Налицо опасная тенденция безграмотных донаучных представлений.

фото1

Существенно повысить качество обучения можно, используя не только репродуктивные методы преподавания, но и предоставляя учащимся возможность получать знания в процессе создания собственных образовательных продуктов (гипотез, исследований, правил…). Один из способов оптимизации обучения, который мы используем в своей работе более 10 лет, связан с ранним обучением физике (5–6-е кл.). Это пропедевтический курс физики на основе метода научного познания. Как было установлено, раннее формирование фундаментальных физических понятий играет системообразующую роль по отношению к эмпирическим знаниям учащихся, составляет основу формирования научного мировоззрения и целостных представлений об окружающем мире.

В пропедевтическом курсе мы начинаем формировать физические понятия, для изучения которых требуется длительное время (время и пространство, масса и сила, импульс и энергия, характеристики электрических полей и др.). Эти понятия могут быть усвоены учащимися только в процессе достаточно длительной практики применения в разных ситуациях. В этом случае раннее формирование физических понятий у учащихся 5–6-х кл. на основе метода научного познания может способствовать повышению качества знаний выпускников основной школы.

Пример лабораторной работы для 5-го класса.

Лабораторная работа № 3

Цель работы: научиться, используя мензурку, определять объёмы разных тел.

Приборы и материалы: _____________________

• Задание № 1. Определите цену деления мензурки:формула1 = ____см3.

• Задание № 2. Определите объём воды, налитой в мензурку: V1 = ______________ .

• Задание № 3. Определите объём несколько твёрдых тел при помощи мензурки и заполните таблицу.

Таблица

№ опыта

Цена деления мензурки, см3

Объём воды в мензурке, см3

Объём воды и тела в мензурке, см3

Объём тела, см3

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

• Задание № 4. Определите объём воды, которая входит в маленькую бутылочку, и опишите проведённый опыт: __________________

• Задание № 5. Определите объём капли воды из пипетки и опишите проведённый опыт: ______________________________________

• Задание № 6. Определите объём крупинки пшена и опишите проведённый опыт: ____________________________________________

Вывод :__________________________________

чашка

Домашнее задание

I. Ответьте на вопросы:

1. Каким прибором можно измерить объём твёрдого тела неправильной формы? Опишите этот способ: ___________________________

2. Как определить цену деления мензурки? _____

 

рис.2II. Выполните задания.

1. Определите объём твёрдого тела по рисунку. _____________________

Ответ: ________________

2. Используя банку известной вместимости (3 л), определите:

– объём стакана = _______

– объём ведра = ________

– объём ванны = ________

Опишите свои действия: _________________________________________________

3. Изготовьте домашнюю мензурку и определите с её помощью объёмы нескольких тел. Опишите свои действия.
________________________________________________________________________________________________

Шулежко

Елена Михайловна Шулежко – учитель физики высшей квалификационной категории, методист, к.п.н., лауреат премии мэрии Москвы, автор учебников и учебных пособий по физике. окончила МГПИ им. В.И.Ленина в 1977 г., педагогический стаж 31 год. Работала в школах Москвы, Владимира, Люберец (Московская обл.). Выпускники учатся в МГТУ, МФТИ, МИФИ, МГАТУ, МЭИ, МИРЭА и других престижных вузах. Педагогическое кредо: любить детей и добросовестно относиться к своей работе. Хобби – информационные технологии в обучении. Наиболее волнующая проблема – отсутствие последовательного и логичного курса по физике в средней школе.