Спецвыпуск
В. С.
Кулыгин,
< school355@bk.ru >, ГОУ СОШ № 355 ЮВАО, г. Москва
Экологические проблемы современного города
1. Вторичное топливо. Жизнь человека неразрывно связана с отходами его деятельности. Это прежде всего бытовые отходы: некачественные продукты и остатки пищи, упаковочный материал, стеклотара, металл, стекло, дерево, пластик, кожа и пр. Только в Москве ежегодно образуется около 10 млн т мусора. Его вывозят за город на свалки, которых в Подмосковье свыше 50, каждая площадью 3–10 га. Мусор часто горит, загрязняя атмосферу. Со временем свалки могут стать источниками загрязнения поверхностных и грунтовых вод, источником различных болезней. Так возникла большая экологическая проблема, которую необходимо решать.
В наше время школьники хорошо представляют себе последствия этой проблемы и знакомы с некоторыми вариантами её решения. Инициативная группа учащихся 8–9-х классов нашей школы, проследив «трагический путь» отходов, пришла к выводу, что мусор можно использовать в качестве вторичного сырья: пищевые отходы можно превратить в удобрения, металлолом – в новые машины, стекло и пластик – в новые ёмкости и т.д. Необходимо уменьшить количество выносимого из квартиры мусора, а выбрасываемые отходы предварительно сортировать и складывать в специализированные контейнеры для вывоза на специализированное предприятие для целевой переработки. Мы должны научиться превращать отходы в доходы, давать им вторую жизнь.
Первым практическим шагом группы было проведение в школе выставки творческих работ учащихся под девизом «Превратим отходы в доходы!». Было представлено около 70 работ из материалов, подлежащих выбрасыванию, в основном это были игрушки из дерева, бумаги, картона, травы и листьев. Отдельные поделки представлялись в виде мини-стендов, моделей, которые могли бы использоваться в качестве демонстрационного материала на уроках физики. Эти разработки были удостоены золотой медали на Московском экологическом фестивале в 2005 г.
Следующим шагом было изучение известного способа утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) сжиганием. Было понятно, что высокая полнота сгорания будет зависеть от видов сжигаемых веществ, а значит, от качества сортировки исходного материала. Но как рассчитать количество теплоты, которое выделится при сжигании горючих составляющих ТБО (бумаги, кожи, листьев, травы, картона, пластика и пр.)? Данных по удельной теплоте сгорания топлива в справочниках нет. Для решения этой задачи учащиеся провели исследовательскую работу.
На первом её этапе из бросового материала была разработана и смонтирована мусоросжигательная установка, экспериментально определён её КПД и получены опытные данные для расчёта удельной теплоты сгорания некоторых компонентов ТБО, названных нами вторичным топливом (см. таблицу).
Теплотворная способность, МДж/кг
Основное топливо |
Вторичное топливо |
||
Бензин |
46,0 |
Картон |
11,2 |
Дерево |
10,0 |
Бумага |
9,7 |
Уголь |
29,0 |
Фанера |
9,4 |
Керосин |
46,0 |
Сухой спирт |
19,0 |
Спирт |
27,0 |
Дрова |
10,0 |
Торф |
14,0 |
Мусор |
8,4 |
Согласно нашим расчётам, энергия, выделяющаяся при сгорании мусора, примерно соответствует теплотворной способности бурого угля. Ясно, что это топливо низкокалорийное. Но оно есть, доступно и в больших объёмах. А поскольку запасы природных топливных ресурсов ограничены, освоение и «вторичного» топлива не за горами.
В настоящее время школьники разрабатывают проект комплексного использования бытовых и промышленных отходов. Им видится единый производственный комплекс, включающий в себя ряд предприятий по приёму, сортировке и переработке вторичного сырья: в приёмный бункер поступают отходы, а на другом конце производственной линии отгружают готовую продукцию, нужную людям.
На базе полученных результатов мы также подготовили «Мини-сборник задач физико-экологического содержания» и пользуемся им на уроках физики в 8-м и 10-м классах.
2. Наш город. Практически во всех автомобилях стоят двигатели внутреннего сгорания. При относительно небольшой массе этот двигатель развивает значительную мощность, достаточно надёжен, работает на сравнительно недорогом топливе. Но с выхлопными газами в окружающий воздух, почву и воду поступают вредные для здоровья человека вещества. По статистике, в настоящее время 30% заболеваний граждан непосредственно связаны с загрязнённостью воздуха выхлопными газами. Угарный газ и оксиды азота, выделяемые при сгорании автомобильного топлива, вызывают головную боль, спазмы, усталость, раздражение, снижают трудоспособность. Сернистый газ воздействует на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врождённым уродствам. Плохое состояние окружающей среды активизирует заболевания органов кровообращения и дыхания, провоцирует инфаркты, гипертонию и рак.
Для России экологические проблемы автотранспорта стали актуальными в последнее десятилетие. К 2005 г. автомобильный парк составил 27 млн машин. Особенно напряжённой экологическая обстановка оказалась в Москве, где к 2005 г. насчитывалось около 3 млн автомашин. В суммарном годовом объёме выбросов доля автотранспорта составила 92%! Это привело к тому, что на отдельных магистралях города в часы «пик» содержание вредных веществ в воздухе превосходит допустимые концентрации в 10 и более раз.
Идея проекта «Наш город» связана с анализом состояния экологической системы человек–дорога–автомобиль и разработкой предложений по её оздоровлению. На занятиях кружка «Техническое моделирование» наши школьники сделали макет-стенд, где представили фрагмент провинциального городка в миниатюре, с его жилыми застройками, зоной отдыха, водоёмами, административными зданиями, обустроенными улицами и дорогами. Видна их чёткая разметка с конструктивными элементами: надземными и подземными пешеходными переходами, перекрёстками, дорожными знаками и пр.
Это не город будущего, а условное место, где живут любимые школьниками герои литературных произведений – обычные люди, любящие свой город. Поэтому здесь чистота и порядок во всём. В городе отличные дороги, исправный автотранспорт, бдительная служба ГИБДД. Пешеходы и водители выполняют правила дорожного движения, поэтому риск травматизма сведён к минимуму. Люди здоровы и счастливы ещё и потому, что дышат чистым воздухом.
Для реализации экологической программы по сохранению чистоты атмосферного воздуха были заложены два направления: поглощение газов, пыли и копоти фильтрами и вымывание вредных веществ из воздуха водой. Для этого на крышах домов, специальных эстакадах надземных пешеходных переходов предусмотрены площадки для установки кассетных фильтров-поглотителей. Взвешенные в воздухе и движущиеся в его потоке газы, пыль и копоть проходят через эти фильтры и остаются в них. По мере заполнения кассеты заменяются на новые. Система автоматически включается при высокой концентрации вредных веществ в воздухе. В этот момент на верхней эстакаде зелёный свет сигнальной лампы (показатель экологической нормы) сменяется красным до тех пор, пока уровень загазованности не снизится до нормального. Жёлтая лампа сигнализирует о том, что экологический контроль состояния атмосферы в действии.
Механическая же очистка воздуха осуществляется с помощью специальных установок – водомётов. По трубам насосами высокого давления подаётся вода, которая через специальные насадки выбрасывается залпами на большую высоту, где дробится до состояния водяной пыли и рассеивается потоками воздуха на большую площадь. При понижении температуры воздуха ночью водяная пыль конденсируется и каплями выпадает на землю в виде росы, вымывая при этом из воздуха аэрозольные примеси. Грязевой осадок смывается и удаляется дорожными машинами. Таким видят сегодня современный город наши школьники.
Авторы рассматривают в перспективе действующие в их городе систему постоянного экологического контроля за соблюдением стандартов токсичности и дымности, контрольно-регулировочные посты, способные «поставить диагноз» многим автомобилям, контроль за выработкой и использованием моторного топлива с улучшенными экологическими показателями. Растёт интерес к электромобилям и к автомобилям с дизельным топливом, где нет свинцовых присадок, а уровень выброса вредных веществ ниже бензина. Не за горами и доступные виды биотоплива.
Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «snabworld.ru». Если Вы решили приобрести качественный и надежный инструмент, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «snabworld.ru». Перейдя по ссылке: «абразивные круги купить», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать абразивные круги по выгодной цене. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.snabworld.ru.
Вокруг городка расширяется «зелёная» зона. Больше деревьев и кустарников – чище воздух! «Лёгкими» города будут загородные лесопарки. В сентябре мы отметили свой «День автомобиля», призванный напомнить о негативном влиянии транспорта на окружающую среду и климат, подтолкнуть горожан к идее пользоваться другими средствами передвижения: общественным транспортом, велосипедами, роликовыми коньками и т.д. И конечно, не стоит забывать о пеших прогулках на свежем воздухе…
Владимир Сергеевич Кулыгин – учитель физики высшей квалификационной категории, педагогический стаж 21 год. Работал в вузе, НИИ, на водохозяйственных объектах Узбекистана, в системе профтехобразования. педагогическое кредо: обеспечивать профессионально-техническое образование школьников. Женат, двое взрослых детей.