Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №1/2009

Учебные занятия

Е. А. Резникова,
хутор Ветютнев, Волгоградская обл.

Следствие ведут знатоки физики

Цели урока: повторить и обобщить основные положения и законы темы «Электрические явления» (учащиеся должны показать знания о законах электрического тока, об измерительных приборах в нестандартных ситуациях, умения устанавливать сходства и различия в представленных законах, собирать электрические цепи по предложенным схемам, находить и исправлять ошибки в собранной электрической цепи); в игровой форме способствовать развитию познавательной деятельности учащихся, интереса к физике, поддерживать в учениках дух поиска и сотрудничества, дух соревнования и коллективизма и вместе с тем дать возможность каждому проявить свои знания; показать практическую значимость знаний данной темы.

Оборудование: амперметр, вольтметр, лампочки, звонки, соединительные провода, 2 магнитные доски, плакаты с формулами, карточки с условными обозначениями физических приборов, кукла, карточки со схемами для сборки электрической цепи, плакаты-схемы с ошибками.

Ход урока

Учитель. Ребята! На всех предыдущих уроках мы изучали тему «Электрические явления». По отдельным разделам сдавали зачёты. А сегодня мы должны подвести итог всему тому, что мы узнали, чему научились. Всё, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке, вам знакомо. Поэтому не стоит пугаться, а просто надо сосредоточиться, настроиться на то, что вы всё-всё знаете, и тогда мы с вами справимся с любой задачей. Урок наш несколько необычен. Называется он «Следствие ведут знатоки физики». Сегодня мы с вами будем не просто двумя командами, а оперативно-розыскными группами, которым предстоит большая работа.

В состав группы входят: 1) следователь по особо важным вопросам (знаток физических приборов); 2) юрист-консультант (знаток законов электрического тока); 3) инженер-электрик (знаток электрических схем); 4) специалист вневедомственной охраны (знаток электрических цепей); 5) врач (знаток оказания первой доврачебной помощи); 6) помощник следователя. Прошу вас определиться, кто в какой роли сможет проявить себя и свои знания. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри, играющее роль экспертов.

Итак, мы заступаем с вами на дежурство по городу Электрическ. Только что поступила оперативная сводка с грифом «Внимание! Розыск!». Вам предстоит в многоприборном городе найти тех, кого разыскивают: по особым приметам найти подозреваемый прибор и рассказать о нём всё, что вам известно. Прошу следователей по особо важным вопросам, т.е. знатоков физических приборов, подойти к столу. Я сейчас зачитаю приметы. А вы отыщите на столе тот прибор, о котором идёт речь. Прошу слушать очень внимательно.

I команда. Подпольная кличка – «Гальванометр». Может менять свою внешность: быть лабораторным, демонстрационным, техническим. Обладает малым сопротивлением. Своё истинное имя получил от фамилии французского физика и математика, жившего в конце XVIII – начале XIX вв. Работает в последовательном режиме. На груди имеет изображение в виде первой буквы латинского алфавита. О каком приборе идёт речь? (Ответ. Об амперметре.)

II команда. По внешнему виду напоминает своего напарника. Легко меняет свою внешность. Его видели как демонстрационным, так и лабораторным, и техническим. В своих действиях очень осторожен, поэтому работает один на один с жертвой. Его стиль – параллельный режим работы. На груди имеет изображение в виде первой буквы латинского слова «Победа». О каком приборе идёт речь? (Ответ. О вольтметре.)

(Учащиеся отвечают.)

Учитель. Прошу экспертов оценить ответы. (Жюри выставляет оценки командам.)

Наше дежурство по городу продолжается. Только что с телетайпа поступило сообщение о попытке преступников проникнуть на склад. Сигнализация не сработала. Я попрошу специалистов вневедомственной охраны (знатоков электрических цепей) выехать на место происшествия, выяснить причины сбоя сигнализации, найти неисправность и исправить её. (Учащиеся выходят к столу, на котором собраны электрические цепи, и, отыскав ошибки, подключают свою цепь к источнику тока – батарейке. Если все ошибки устранены, то звенит звонок.)

А пока специалисты ищут ошибки и исправляют их, мы с вами попробуем решить небольшую задачу (зачитывается задача из книги Г.Остера «Физика»): «Лаборанту коту Ваське поручили подготовить к проведению опытов электрические лампочки. Лаборант превосходно справился с заданием. Однако, когда он ушёл, сотрудница биологической лаборатории белая мышка Мушка, решив отомстить Ваське за свой постоянный страх, заменила их на другие. Что произойдёт с этими лампочками завтра, если сила тока при проведении опыта будет больше указанного на цоколе значения?» (Учащиеся отвечают.)

Прошу экспертов оценить ответы. (Жюри сообщает результаты.)

Наша работа продолжается. Только что к нам по­ступила какая-то шифровка. Ваша задача – расшифровать эти непонятные знаки. Подпишите листочки, лежащие у вас на столе, и приготовьтесь проводить расшифровку. Я вам читаю буквы, а вы записываете, что они обозначают. Внимание! Записываем: 1) I; 2) U; 3) R; 4) r; 5) l; 6) S; 7) A; 8) Q; 9) P; 10) t.

Прошу экспертов собрать листочки с ответами и оценить их. А мы продолжаем...

В любом деле, каким бы оно ни было, знание законов играет очень важную роль. Как говорят, законы должны знать все. Попрошу юристов подойти к столу. Я сейчас зачитаю вам рассказ, а вы, глядя на магнитную доску, на которой вывешены законы электрического тока, должны будете ответить на вопрос, который прозвучит в конце. Итак:

• Мария Ивановна, учительница физики, разложив на столе карточки с законами электрического тока, вышла на перемене в учительскую. Воспользовавшись её отсутствием, Иванов и Петров устроили небольшие соревнования по бегу прямо в классе. Пробегая мимо стола, они свалили разложенные карточки. Увидев это, ребята прекратили беготню, подняли карточки и разложили их на столе. Прозвенел звонок. Мария Ивановна вошла в класс, развесила карточки на магнитную доску и сказала: «Ребята! Перед вами – карточки с законами электрического тока: первый столбик – для последовательного соединения, второй – для параллельного».

формулы1

Ребята посмотрели на доску, и лес рук взметнулся в воздух. Вопрос: почему ребята подняли руки?

(Учащиеся отвечают.)

Прошу экспертов оценить ответы (зачитываются оценки команд).

Ребята! Всем вам хорошо знакомые, кому по книгам, кому по фильмам, знаменитый сыщик Шерлок Холмс и его не менее знаменитый друг доктор Ватсон. Историй о них написано немало. Я тоже хочу прочитать небольшую историю, а вас прошу внимательно послушать и рассудить этих знаменитостей.

рис.1

• Однажды вечером доктор Ватсон поднялся наверх в комнату своего друга Шерлока Холмса и сказал: «Дорогой Холмс! Я знаю, что вы – великий знаток физики. Мне, конечно, далеко до вас, но… Посмотрите на эти схемы! Они выполнены просто чудесно!»

Шерлок Холмс посмотрел одну секунду и произнёс: «Дорогой друг! Выполнены они чудесно, но далеки от истины!»

Прав ли Холмс? (Учащимся показывают схемы с ошибками типа показанной. Команды отыскивают ошибки. Побеждает та, которая сделает это быстрее и точнее.)

Однако доктор Ватсон не успокоился на этом. «Ну что же, – сказал он, – бывают и ошибки. Но я ещё не всё вам показал. Смотрите, с какой точностью выполнил я зарисовку условных обозначений в схеме».

(На магнитную доску вывешиваются карточки.)

карточки

«Милый Ватсон, – улыбнулся Холмс, – весьма сожалею, но и здесь вы допустили ошибки!» Прав ли Холмс?

(Учащиеся отвечают.)

Учитель. Прошу экспертов оценить ответы (зачитываются оценки команд).

рис.2

Шерлок Холмс и доктор Ватсон помогли нам вспомнить основные обозначения, применяемые в схемах. И следующим заданием будет сборка электрической цепи по предложенной схеме. Прошу инженеров-электриков от обеих команд подойти к столу, выбрать карточку со схемой и собрать предлагаемую цепь. Экспертов прошу оценивать правильность и скорость выполнения работы. (Учащиеся собирают цепи типа показанной.)

Ребята! На наших уроках мы говорили о том, какое большое значение в жизни человека имеет электричество: это и свет, и тепло, и комфорт. Но мы говорили и о том, какую большую беду может повлечь за собой несоблюдение техники безопасности. К сожалению, в жизни бывает всякое. И на уроках мы говорили о том, как важно уметь оказывать первую помощь людям, поражённым электрическим током. Итак, представьте себе, что ваша оперативная группа стала свидетелем несчастного случая. Я прошу врачей вашей группы оказать первую доврачебную помощь по­страдавшему, а эксперты оценят правильность ваших действий. (Представитель одной команды выходит за дверь, а представитель другой команды на кукле показывает и одновременно рассказывает, как надо оказывать помощь пострадавшему. Затем тот, кто был за дверью, тоже рассказывает, как оказать первую помощь.)

Мне хочется задать дополнительный вопрос командам: какое ошибочное мнение распространено в народе о действиях с поражённым электрическим током и чем оно опасно? (Ответ. При поражении током закопать пострадавшего в землю, чтобы земля «забрала» ток. Опасно тем, что у человека и так отсутствует дыхание, а этими «мерами» мы ещё более ухудшаем его тяжёлое состояние.)

Очень часто в своей работе следователю приходится сталкиваться с показаниями очевидцев. И очень часто оказывается, что одно и то же событие каждый видит по-своему. Сейчас я зачитаю вам текст о строении атома, вы внимательно его прослушаете и затем ответите на вопрос: верно ли всё в своих показаниях отметил очевидец тех событий?

• Французский физик Резерфорд, проведя исследования, сделал вывод, что каждый атом состоит из электронов, которые находятся в его центре, протонов, движущихся вокруг электронов, и нейтронов, располагающихся снаружи атома. Поскольку заряженные частицы сосредоточены внутри атома, а на его поверхности расположены нейтроны, не имеющие заряда, атом в целом нейтрален. (Учащиеся отмечают ошибки, допущенные в рассказе.)

Ну вот, ребята, дежурство наше по городу Электрическ закончено. Нам осталось подвести итоги. Слово предоставляется экспертам. (Жюри подводит итоги, объявляет победителей, вручает грамоты и призы.)

Итак, ребята, урок наш окончен! Спасибо вам за работу. Надеюсь, что полученные на уроках знания по данной теме принесут вам в жизни пользу.