Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №1/2009

Методические страницы

Е. Е. Камзеева,
ФИПИ, г. Москва;
проф. Н. Е. Важеевская,
ФИПИ, г. Москва;
проф. Н. С. Пурышева,
г. Москва;
М. Ю. Демидова,
< demidovaktv1@yandex.ru >, ФИПИ, г. Москва

Основные результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов по физике в новой форме

В 2008 г. начался эксперимент по введению новой формы экзаменационной работы по физике для государственной итоговой аттестации (ГИА) выпускников 9-го класса. Контрольные измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена представляют собой письменную работу, которая нацелена на то, чтобы оценить общеобразовательную подготовку учащихся по физике за курс основной школы и оказать помощь в отборе выпускников в профильные классы.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из трёх частей и включает 26 заданий. Часть 1 содержит 18 заданий с выбором ответа, часть 2 содержит 4 задания, к которым требуется привести краткий ответ в виде набора цифр или числа, и часть 3 – 4 задания с развёрнутым ответом. Задание 23 представляет собой практическую работу, для выполнения которой необходимо использовать лабораторное оборудование. На выполнение всей экзаменационной работы отводится 150 мин. В приложении 1 представлен один из вариантов экзаменационной работы с ответами и критериями оценивания.

Экзаменационный тест включает в себя задания по всем четырём разделам курса физики основной школы: «Механические явления», «Тепловые явления», «Электромагнитные явления», «Квантовые явления». Общее количество заданий по каждому разделу пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на его изучение в школьном курсе.

Цена задания с выбором ответа и расчётной задачи с кратким ответом 1 балл, задания на соответствие – от 0 до 2 баллов, задания с развёрнутым ответом – от 2 до 4 баллов. Максимальный тестовый балл за выполнение всей экзаменационной работы – 36 баллов.

Баллы, набранные за выполнение экзаменационной работы (первичные баллы), переводятся в школьные отметки по пятибалльной шкале, табл. 1.

Таблица 1

Первичный тестовый балл

< 10

10–17

18–26

27–36

Отметка по
5-балльной шкале

2

3

4

5

Отметка «2» выставляется, если экзаменуемый получил тестовый балл, который не превосходит балла за выполнение 50% заданий базового уровня. В этом случае школьная «3» начинается с 10 первичных баллов. Для первого года проведения экзамена (по новой форме и с новыми типами заданий) регионы могли принять более «щадящий» режим оценивания: допускалась отметка «3», начиная с 9 баллов.

В государственной итоговой аттестации по физике в 2008 г. участвовали 3827 человек из пяти регионов (республика Хакасия, Ивановская область, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра). Выбрали экзамен по физике 17% от общего числа тестируемых по пяти предметам по выбору (биология, география, геометрия, физика, химия).

На диаграммах приведены результаты ГИА по физике в этих регионах – по пятибалльной шкале (рис. 1) и по первичным баллам (рис. 2).

рис.1

Рис. 1. Распределение отметок по пятибалльной шкале

рис.2

Рис. 2. Распределение экзаменовавшихся по баллам

На базовом уровне наиболее сложными оказались отдельные элементы тем «Динамика», «Механические колебания и волны», «Электростатика», «Оптика». Ниже приведён более подробный анализ.

Механические явления

На долю механики пришлось не менее трети заданий с выбором ответа. При этом во всех вариантах проверялись элементы содержания, относящиеся к темам «Кинематика», «Динамика», «Законы сохранения в механике», «Колебания и волны». Кроме того, среди заданий с кратким и развёрнутым ответом были расчётные задачи по механике.

На уровне 65% и выше* усвоены элементы знаний, проверяемые следующими заданиями базового уровня:

– определение скорости по графику зависимости пути от времени для равномерного движения;

– определение ускорения по графику зависимости скорости от времени;

– расчёт скорости, пути и времени при равноускоренном движении;

– применение формулы для силы упругости;

– условие равновесия рычага;

– применение формулы для кинетической энергии;

– применение формулы для потенциальной энергии тела, поднятого над землёй.

Среди заданий базового уровня с выбором ответа затруднения вызвали вопросы, проверяющие следующие элементы:

– знание формулы зависимости длины волны от частоты колебаний и скорости;

– знание закона сохранения механической энергии;

– КПД простых механизмов;

– третий закон Ньютона.

В заданиях повышенного уровня проверялось знание закона сохранения импульса (задание 22** с кратким ответом): среднее выполнение 42%.

Среди заданий высокого уровня сложности по механике была расчётная задача на применение второго закона Ньютона и формул равноускоренного движения (задание 25 с развёрнутым ответом – выполнение 23%).

Тепловые явления

В варианты экзаменационных работ были включены не менее двух заданий с выбором ответа по темам «Строение вещества. Внутренняя энергия. Виды теплопередачи» и «Количество теплоты. Изменение агрегатных состояний вещества», одно задание с кратким ответом на применение формулы для расчёта количества теплоты при нагревании и понимание закона сохранения энергии при тепловых процессах. В задания с развёрнутым ответом была включена комбинированная расчётная задача, включающая применение знаний темы «Тепловые явления».

Анализ результатов тестирования показывает, что выпускники основной школы на уровне 65% выполнения и выше усвоили проверяемые элементы знаний:

– внутренняя энергия и способы её изменения;

– виды теплопередачи;

– графики нагревания и охлаждения веществ;

– формулы для расчёта количества теплоты при нагревании;

– макроскопические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.

Типичный случай – задание 8, выполнение 72%.

Электромагнитные явления

По этой теме были включены не менее пяти заданий с выбором ответа. Для заданий базового уровня получился большой разброс выполнения не только в зависимости от проверяемых элементов знаний, но и от вида деятельности. Учащиеся хорошо справлялись с заданиями на взаимодействие точечных зарядов, на применение закона Ома для участка цепи, на чтение схем электрических цепей. Однако затруднялись, когда требовалось объяснить протекание физических явлений или показать примеры их применения. Например, выбрать правильное объяснение распределения зарядов в электроскопе (задание 9) смогли лишь 34% девятиклассников.

Задания на расчёт общего сопротивления резисторов выполнялись по-разному, в зависимости от типа соединения. Так, для последовательного соединения общее сопротивление определили не менее 85% учащихся, а для параллельного соединения одинаковых проводников (задание 10) – не более 50%.

Стабильно невысокий процент выполнения дали задания по оптике. Например, ход преломлённого луча на границе стекло–воздух (задание 12) правильно определили лишь 50% школьников.

Знание закона Джоуля–Ленца проверялось в задании 24 с развёрнутым ответом, которое представляло собой комбинированную расчётную задачу. В среднем выполнение составило 37%.

Квантовые явления

Знания проверялись заданием 14 с выбором ответа базового уровня сложности. На уровне 65% продемонстрировано усвоение всех предложенных элементов знаний:

– три вида радиоактивного излучения и их проникающая способность;

– законы сохранения массового и зарядового чисел при протекании ядерных реакций.

Экзаменационный тест был структурирован частично по тематическому принципу, а частично – по видам деятельности. Ряд заданий, включённых в содержание экзаменационной работы, являлись нетрадиционными для письменных проверок знаний по физике, но отражали требования стандарта к уровню подготовки выпускников основной школы. К ним относятся задания на проверку сформированности методологических знаний и владения экспериментальными умениями; задания по работе с текстом физического содержания и качественные задачи. Эти задания в вариантах объединяются не по содержательному (тематическому) признаку, а по тому, на проверку каких умений они направлены. Ниже приведён краткий анализ выполнения этих линий заданий.

Задания на проверку сформированности методологических знаний и умений

В серии заданий 15 в КИМ контролировалось лишь одно из умений – различать цели проведения опыта или наблюдения и выбирать оборудование (по рисункам) для проведения исследования. Выполнение 66%.

Экспериментальные задания

Экспериментальное задание 23 контролировало умение проводить косвенные измерения физических величин: плотности вещества, силы Архимеда, коэффициента трения скольжения, жёсткости пружины, оптической силы собирающей линзы, электрического сопротивления резистора, работы и мощности тока. Все задания составлялись строго в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике.

Результаты показали очень широкий спектр выполнения задания по регионам: от 38% до 75%. Так как экспериментальные задания имели повышенный уровень сложности, то можно говорить о сформированности экспериментальных умений (в среднем выполнение выше 50%) по измерению силы Архимеда, плотности вещества, оптической силы линзы и электрического сопротивления. Самыми сложными оказались задания по измерению коэффициента трения скольжения и определению работы электрического тока.

В одном из регионов около 95% тестируемых пропустили экспериментальное задание. Это может говорить либо о нарушении технологии проведения экзамена (отсутствие оборудования), либо о серьёзных нарушениях в прохождении программы. В любом случае методическим службам регионов необходимо обратить внимание на выполнение требований стандарта в части формирования экспериментальных умений и проведения обязательных лабораторных работ.

Задания по работе с текстом физического содержания

Такие задания лишь недавно стали завоёвывать свое место среди других диагностических материалов по физике. результаты выполнения заданий этого рода (16–18) приведены в табл. 2.

Таблица 2

Задание

Уровень сложности

Проверяемые умения

Среднее выполнение, %

16

Б

Понимать смысл использованных в тексте физических терминов, отвечать на прямые вопросы к содержанию текста

81

17

Б, П

Отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста, переводить информацию из одной знаковой системы в другую

51

18

Б, П

Использовать информацию из текста в изменённой ситуации

75

Наибольшее затруднение у тестируемых вызывают задания, предполагающие работу с графиками, диаграммами, таблицами, рисунками. Как правило, для одного и того же текста задания на извлечение информации из графика оказывались сложнее, чем задания на применение информации из текста в изменённой ситуации. Таким образом, учащиеся достаточно успешно разбирались в описании новых для них физических явлений, но испытывали серьёзные технические трудности с восприятием графической информации, с переводом информации из табличной формы в графическую и т.п.

Качественные задачи

Задание 26 с развёрнутым ответом – качественный вопрос (задача), который представлял собой описание явления или процесса из окружающей жизни. Учащимся же необходимо было привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, его особенности и т.п.

Среднее выполнение заданий такого типа 41%. Количество учащихся, не приступивших к выполнению этого задания, колеблется в пределах 10–20% в зависимости от варианта. Достаточно низкий процент выполнения заданий этого типа мы связываем с тем, что задание является новой для учащихся (и учителей!) формой проверки знаний по физике. В практике преподавания предмета такие задачи обычно решаются на уроке устно. При этом достаточно сложно добиться от учащихся не просто правильного ответа, но и выстроенной цепочки рассуждений. На экзамене же требовалось привести письменный ответ, что оказалось ещё более сложным.

Задания на соответствие

Задания 19 и 20 в экзаменационной работе – задания с выбором ответа базового уровня сложности на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Эти задания проверяют усвоение наиболее важных физических понятий, явлений и законов, знания из истории физических открытий, а также знание принципа работы физических приборов и устройств. В табл. 3 представлены типы заданий на соответствие и процент их выполнения.

Как видно, наиболее простыми оказались задания на определение единиц физических величин и названий приборов, используемых для измерения этих величин. Многие задания оказались трудными для тестируемых, особенно, задания из истории физических открытий. Например, полный правильный ответ в задании 20 смогли дать лишь 32% учащихся.

Таблица 3

Проверяемые группы умений

Содержание задания

Выполнение, %

Понятие о физических величинах

Соответствие между физическими величинами и их единицами

67

Соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления

50

Соответствие между физическими величинами и приборами для их измерения

75

Понимание смысла физических явлений и законов

Использование физических явлений и законов в технических устройствах и приборах

43

Владение основами знаний о методах научного познания

Выдающиеся учёные и их открытия

32

 

ГИА-2009

В 2009 г. предполагается сохранить общую структуру КИМ, но при этом расширить спектр проверяемых видов деятельности.

Достаточно высокое выполнение заданий 15 по­зволяет планировать на следующий год расширение спектра проверяемых методологических умений и включение в экзаменационные варианты заданий на анализ результатов экспериментальных исследований, назначение и схематическое обозначение приборов, определение их цены деления и снятие показаний.

В варианты экзаменационных работ будут включены экспериментальные задания, проверяющие умение не только проводить косвенные измерения, но и умение представлять экспериментальные данные в виде таблиц и графиков и на основании полученных экспериментальных данных делать выводы о зависимости одной физической величины от другой.

Более того, планируется увеличить долю заданий, предполагающих обработку и представление информации в различном виде (с помощью графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм), и качественных вопросов по физике на проверку знания физических величин, понимания явлений, смысла физических законов.

Познакомиться с проектами КИМ ГИА-2009, а также получить информацию о пособиях, рекомендуемых ФИПИ при подготовке учащихся к экзамену, можно на сайте www.fipi.ru.


Приложение

Вариант экзаменационной работы ГИА-2008

Часть 1

К каждому из заданий 1–18 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. Автомобиль начинает движение по прямой из состояния покоя с ускорением 0,2 м/с2. За какое время он приобретёт скорость 20 м/с***?

1) 0,01 с; 2) 4 с; 3) 10 с; 4) 100 с.

2. Имеются две абсолютно упругие пружины: одна жёсткостью 100 Н/м, другая жёсткостью 200 Н/м. Сравните силу упругости F1, возникающую в первой пружине, с силой упругости F2, возникающей во второй пружине, при одинаковом их удлинении.

1) F1 = F2; 2) F1 = 4F2; 3) 2F1 = F2; 4) 1/2F1 = F2.

3. Два тела находятся на одной и той же высоте над поверхностью Земли. Масса первого тела m1 в два раза меньше массы второго тела m2. Относительно поверхности Земли потенциальная энергия:

1) первого тела в 2 раза больше потенциальной энергии второго тела;

2) второго тела в 2 раза больше потенциальной энергии первого тела;

3) первого тела в 4 раза больше потенциальной энергии второго тела;

4) второго тела в 4 раза больше потенциальной энергии первого тела.

4. Длину волны можно вычислить по формуле:

формула1

5. Три тела имеют одинаковый объём. Плотности веществ, из которых сделаны тела, соотносятся как формула2 Каково соотношение между массами этих тел?

1) m1 > m2 > m3; 2) m1 < m2 < m3;

3) m1 > m2 < m3; 4) m1 = m2 = m3.

6. Автомобиль массой 1 т начинает тормозить и через 5 с останавливается. Какой была скорость автомобиля в начале торможения, если общая сила сопротивления движению составляет 4000 Н?

1) 0,8 м/с; 2) 20 м/с; 3) 50 м/с; 4) 100 м/с.

7. После того как пар, имеющий температуру 120 °С, впустили в воду при комнатной температуре, внутренняя энергия:

1) и пара, и воды уменьшилась;

2) и пара, и воды увеличилась;

3) пара уменьшилась, а воды увеличилась;

4) пара увеличилась, а воды уменьшилась.

рис.4

8. На рисунке приведён график зависимости температуры спирта от времени. Первоначально спирт находился в газообразном состоянии. Какая точка графика соответствует окончанию процесса конденсации спирта?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

9. К шару на конце стержня незаряженного электроскопа подносят, не касаясь его, отрицательно заряженную эбонитовую палочку. Листочки электроскопа расходятся на некоторый угол. Что при этом происходит с зарядом электроскопа?

рис.5 1) Электроскоп остаётся в целом нейтральным, но заряды перераспределяются: на листочках будет избыток электронов, на верхнем конце стержня – недостаток электронов;

2) электроскоп остаётся в целом нейтральным, но заряды перераспределяются: на листочках будет недостаток электронов, на верхнем конце стержня – избыток электронов;

3) и листочки, и стержень электроскопа приобретают отрицательный заряд;

4) и листочки, и стержень электроскопа приобретают положительный заряд.

рис.6 10. Чему равно сопротивление участка цепи, содержащего два параллельно соединённых резистора сопротивлением по 6 Ом каждый?

1) 1,5 Ом; 2) 3 Ом; 3) 6 Ом; 4) 9 Ом.

11. Внутри катушки, соединённой с гальванометром, находится малая катушка, подключённая к источнику постоянного тока. В каком из перечисленных опытов гальванометр зафиксирует индукционный ток: А) большую катушку поднимают вверх относительно малой катушки; Б) малую катушку вынимают из большой?

1) только в опыте А; 2) только в опыте Б; 3) в обоих опытах; 4) ни в одном из опытов.

12. Свет распространяется из воздуха в стекло, преломляясь на границе раздела этих сред. На каком рисунке правильно представлены падающий и преломлённый лучи?

рис.7

13. Чему равно сопротивление спирали электрического чайника, включённого в сеть напряжением 220 В, если сила протекающего по спирали тока 5,5 А?

1) 0,025 Ом; 2) 4 Ом; 3) 25 Ом; 4) 40 Ом.

14. При исследовании естественной радиоактивности были обнаружены три вида излучений: альфа-излучение (поток альфа-частиц), бета-излучение (поток бета-частиц) и гамма-излучение. Каковы знак и модуль заряда альфа-частиц?

1) отрицательный и равный элементарному заряду;

2) положительный и равный по модулю двум элементарным зарядам;

3) положительный и равный по модулю элементарному заряду;

4) альфа-частицы не имеют заряда.

рис.8 15. Необходимо экспериментально обнаружить, зависит ли сила сопротивления, препятствующая движению тела в воздухе, от массы тела. Какие из указанных шаров можно использовать?

1) А и Б; 2) А и В; 3) Б и Г; 4) Б и В.

 

Прочитайте текст и выполните задания 16–18

Парниковый эффект. Для определения температуры нагреваемого Солнцем объекта важно знать его расстояние от Солнца. Чем ближе планета Солнечной системы к Солнцу, тем выше её средняя температура. Для объекта, удалённого от Солнца, как Земля, числовая оценка средней температуры на поверхности даёт следующий результат: Tзнак1 ≈ –15 °C.

В действительности климат Земли значительно более мягкий. Её средняя температура на поверхности составляет около 18 °C за счёт так называемого парникового эффекта – нагрева нижней части атмосферы излучением поверхности Земли.

В нижних слоях атмосферы преобладают азот (78%) и кислород (21%). На остальные составляющие приходится всего 1%. Но именно этот процент и определяет оптические свойства атмосферы, т.к. азот и кислород почти не взаимодействуют с излучением.

Эффект «парника» известен всем, имевшим дело с этим незамысловатым огородным сооружением. В атмосфере он выглядит так. Часть излучения Солнца, не отразившаяся от облаков, проходит через атмосферу, исполняющую роль стекла или плёнки, и нагревает земную поверхность. Нагретая поверхность остывает, испуская тепловое излучение, но это уже другое излучение – инфракрасное. Средняя длина волны такого излучения значительно больше, чем приходящего от Солнца, и потому почти прозрачная для видимого света атмосфера пропускает инфракрасное излучение значительно хуже.

Пары воды поглощают около 62% инфракрасного излучения, что способствует нагреву нижних слоёв атмосферы. За водяным паром в списке парниковых газов следует углекислый газ (СО2), поглощающий в прозрачном воздухе 22% инфракрасного излучения Земли.

Атмосфера поглощает восходящий от поверхности планеты поток длинноволнового излучения, нагревается и, в свою очередь, нагревает поверхность Земли. Максимум в спектре излучения Солнца приходится на длину волны около 550 нм. Максимум в спектре излучения Земли приходится на длину волны примерно 10 мкм. Роль парникового эффекта иллюстрирует рисунок.

рис.9

Спектры излучения Солнца и Земли (а) и спектр поглощения земной атмосферы (б). Кривая 1 – расчётный спектр излучения Солнца (температура фотосферы 6000 °С); кривая 2 – расчётный спектр излучения Земли (температура поверхности 25 °С); на участке спектра от 10 до 20 мкм находятся полосы поглощения молекул CO2, H2O, O3, CH4. Они-то и поглощают излучение, приходящее с поверхности Земли.

16. Какой из газов играет наибольшую роль в парниковом эффекте атмосферы Земли?

1) азот; 2) кислород; 3) углекислый газ; 4) водяной пар.

17. Какое из приведённых ниже утверждений соответствует кривой б на рис.?

А. Видимое излучение, соответствующее максимуму солнечного спектра, проходит сквозь атмосферу практически беспрепятственно.

Б. Инфракрасное излучение с длиной волны, превышающей 10 мкм, практически не проходит за пределы земной атмосферы.

1) только А; 2) только Б;

3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б.

18. Благодаря парниковому эффекту:

1) в холодную пасмурную погоду шерстяная одежда предохраняет тело человека от переохлаждения;

2) чай в термосе остаётся длительное время горячим;

3) солнечные лучи, прошедшие через застеклённые окна, нагревают воздух в комнате;

4) в летний солнечный день температура воды в водоёмах ниже температуры песка на берегу.

 

Часть 2

В заданиях 19–20 к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

19. Установите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин в системе СИ.

Физическая величина

Единица физической величины

А) Сила –
Б) Сила тока –
В) Мощность тока –

1) ньютон (1 Н);
2) ампер (1 А);
3) вольт (1 В);
4) ватт (1 Вт);
5) джоуль (1 Дж)

20. Установите соответствие между научными открытиями и именами учёных, которым эти открытия принадлежат.

Физическая величина

Единица физической величины

А) Сила –
Б) Сила тока –
В) Мощность тока –

1) ньютон (1 Н);
2) ампер (1 А);
3) вольт (1 В);
4) ватт (1 Вт);
5) джоуль (1 Дж)

21. В сосуд, содержащий 0,75 кг воды при температуре 20 °С, опустили нагретое стальное сверло. Какая температура установится в сосуде, если известно, что стальное сверло отдало количество теплоты, равное 126 кДж? Потерями энергии на нагревание сосуда и окружающего воздуха пренебречь. (Ответ: 60 °С.)

22. Тележка массой 20 кг, движущаяся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет другую тележку массой 30 кг, движущуюся в ту же сторону, и сцепляется с ней. Чему равна скорость движения второй тележки до сцепки, если после сцепки тележки стали двигаться со скоростью 0,24 м/с? (Ответ: 0,2 м/с.)

Часть 3

Для ответа на задания 23–26 используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

23. Используя собирающую линзу, экран и линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удалённого окна.

В бланке ответов:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки; 2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы; 3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы; 4) запишите численное значение оптической силы линзы.

Образец возможного выполнения

рис.10

1) Схема экспериментальной установки (изображение удалённого источника света – окна – формируется практически в фокальной плоскости);

2) D = 1/F;

3) F = 60 мм = 0,060 м;

4) D = 1/0,06 ≈ 17 дптр.

Характеристика оборудования

При выполнении задания используется комплект оборудования № 6 в составе: линза собирающая (F = 60 мм); экран на подставке; линейка длиной 20–30 см с миллиметровыми делениями.

Внимание экспертам! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Критерии оценивания

Содержание критерия

Балл

Полностью правильное выполнение задания, включающее:
1) схематичный рисунок экспериментальной установки;
2) формулу для расчёта искомой величины по доступным для измерения величинам (в данном случае – для оптической силы через фокусное расстояние);
3) правильно записанные результаты прямых измерений (в данном случае – результаты измерения фокусного расстояния);
4) полученное правильное численное значение искомой величины

4

Приведены все элементы правильного ответа 1–4, но:
– допущена ошибка при вычислении значения искомой величины;
ИЛИ
– допущена ошибка при обозначении единиц искомой величины;
ИЛИ
– допущена ошибка в схематичном рисунке экспериментальной установки или рисунок не приведён вообще

3

Сделан рисунок экспериментальной установки, правильно приведены значения прямых измерений величин, но не записана формула для расчёта искомой величины и не получен ответ;
ИЛИ
правильно приведены значения прямых измерений величин, записана формула для расчёта искомой величины, но не получен ответ и не приведён рисунок экспериментальной установки;
ИЛИ
правильно приведены значения прямых измерений, приведён правильный ответ, но отсутствуют рисунок экспериментальной установки и формула для расчёта искомой величины

2

Записано только правильное значение прямых измерений;
ИЛИ
представлена только правильно записанная формула для расчёта искомой величины;
ИЛИ
приведено правильное значение только одного из прямых измерений и сделан рисунок экспериментальной установки

1

Все случаи выполнения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления 1, 2, 3 или 4 баллов. Разрозненные записи. Отсутствие попыток выполнения задания

0

Для заданий 24 и 25 необходимо записать полное решение, которое включает запись краткого условия задачи («Дано»), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчёты, приводящие к числовому ответу.

24. Две спирали электроплитки сопротивлением по 10 Ом каждая соединены параллельно и включены в сеть. Каково напряжение сети, если вода массой 1 кг при нагревании на этой плитке закипает через 43 с? Начальная температура воды равна 20 °С, а КПД процесса 80%. (Полезной считается энергия, используемая на нагревание воды.)

Образец возможного решения

решение1

Критерии оценивания

Содержание критерия

Балл

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом (в данном решении – закон Джоуля–Ленца, формула КПД, формулы для расчёта количества теплоты, полученного водой при нагревании, сопротивления резисторов при их параллельном соединении);
3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями)

3

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ;

ИЛИ

представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчётов;

ИЛИ

записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка

2

Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи;

ИЛИ

записаны все исходные формулы, но в одной из них допущена ошибка

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

 

25. Поезд, масса которого 4000 т, движущийся со скоростью 36 км/ч, начал торможение. За 1 минуту поезд проехал 510 м. Чему равна сила трения, действующая на поезд?

Образец возможного решения

решение2

Критерии оценивания

Содержание критерия

Балл

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записано краткое условие задачи;
2) записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи в ыбранным способом (в данном решении – второй закон Ньютона, формула пути при равноускоренном движении);
3) выполнены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение «по частям» (с промежуточными вычислениями)

3

Для получения 2, 1 и 0 баллов критерии оценивания такие же, как в задании 24

 

26. В стакане с водой плавает кусок льда. Как будет меняться уровень воды в стакане по мере таяния льда? Дайте развёрнутое, логически связанное обоснование.

Образец возможного ответа

1. Уровень воды меняться не будет.

2. Масса воды, вытесненная плавающим льдом, в точности равна массе льда. При таянии лёд превращается в воду той же массы и занимает тот же объём, что и вытесненная первоначально вода.

Критерии оценивания

Содержание критерия

Балл

Представлен правильный ответ и приведено достаточное обоснование, не содержащее ошибок

2

Представлен правильный ответ, но его обоснование некорректно или отсутствует;
ИЛИ
представлены корректные рассуждения, приводящие к правильному ответу, но ответ явно не сформулирован

1

Представлены общие рассуждения, не относящиеся к ответу на поставленный вопрос;
ИЛИ
ответ на вопрос неверен независимо от того, что рассуждения правильны или неверны, или отсутствуют

0




* Здесь и далее в процентах указывается отношение числа участников, справившихся с соответствующим заданием, к общему числу экзаменовавшихся.

** Все приводимые примеры – из Приложения.

*** Правильные ответы здесь и далее выделены жирным шрифтом. – Ред.