Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Физика»Содержание №24/2008

Юбилеи

Н. Н. Барабанов,
ОМЦ ЦАО, г. Москва

Немного о себе и о тех, кому я благодарен

Я потомственный пе­­дагог.В последних числах декабря 1948 г. меня привезли из родильного дома в среднюю школу
№ 89 Краснопресненского района, где моя мать,
Лидия Александровна Барабанова, работала завучем и учителем физики и там же жила в комнате площадью 11 квадратных метров. Школа, в то время женская, была известна на всю Москву благодаря великолепному пришкольному участку – саду, в котором тогдашние московские школьницы под руководством своей учительницы биологии, кавалера ордена Ленина Г.Н.Пажитневой, выращивали такие урожаи, которые отмечались призами на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. Об этих девочках и об их учительнице написал в те годы в одной из своих статей Леонид Леонов («В защиту друга», 1947 г.).

Мой отец, кандидат педагогических наук Николай Яковлевич Тарновский, до войны был учителем физики, а после войны – редактором «Учительской газеты». Заниматься моим воспитанием ему не пришлось – в начале 50-х гг. он тяжело заболел и до своей смерти в 1959 г., будучи инвалидом, жил в семье своего старшего сына от первого брака. Мать растила и воспитывала меня одна. Она прожила долгую жизнь и умерла в 1997 г. в возрасте 88 лет. Растить меня помогали, насколько это было возможно, родственники. Младшая сестра матери, Галина Александровна, долгие годы работала в КБ С.П.Королёва. Именно благодаря ей я, десятилетним мальчишкой, впервые попал в Большой театр на дневной спектакль «Лебединого озера» с Май­ей Плисецкой в главной роли (что имело для меня весьма далеко идущие последствия). А старший брат матери, Вячеслав Александрович, ветеран войны, сражавшийся под Сталинградом и на Курской дуге, после войны находился на партийно-государственной работе в Латвии, которую он освобождал от гитлеровцев в 1944 г. В какой-то степени он в моём детском восприятии заменял мне отца. Сама же Рига стала для меня городом не менее значимым, чем Москва, –  там я впервые увидел море и впервые услышал  иной, нерусский, язык. И ещё потому, что скорый поезд до Риги шёл почти сутки, и во время этих поездок я впервые узнал о городах, составивших боевую славу моей Родины, – Волоколамске, Ржеве, Великих Луках. Отсюда же любовь к железным дорогам. Я даже сначала хотел стать машинистом паровоза, потом – инженером-путейцем.

Осенью 1955 г. я стал первоклассником всё той же 89-й школы, где проучился 8 лет. Весной 1956 г. мы с матерью переехали в пятнадцатиметровую комнату в коммуналке,  а в 1975 г. – в отдельную квартиру. Мама, заботясь о моём образовании и развитии, организовала мне частные занятия с учительницей английского языка Варварой Александровной Мурашко, вернувшейся в Москву из сталинских лагерей в связи с реабилитацией. От неё я впервые услышал о том, что такое НКВД, ГУЛАГ, 58-я статья, шмон, баланда, вертухай... (Страна ещё не читала солженицынский «Один день Ивана Денисовича».) Шла ломка привычных представлений о тех, чьи имена ещё недавно казались незыблемо авторитетными. И ещё: с пяти лет меня начали учить игре на фортепьяно. Сначала в школьном кружке, потом в частном порядке у преподавателя института им. Гнесиных Ады Владиславовны Блажевич, потом у неё же в детской музыкальной школе им. И.О.Дунаевского. Получить профессиональное музыкальное образование по многим причинам не случилось, но знания в области классической музыки пригодились уже в зрелые годы.

Получил я среднее образование в школе № 144 Ленинградского района столицы, и в этой же школе – квалификацию чертёжника-конструктора строительного профиля. (Средняя политехническая школа, где учащиеся вместе с образованием получали специальность, была одним из детищ хрущёвской «оттепели».) С особой благодарностью вспоминаю Риву Яковлевну Фишкоп, у которой я не получил по химии ни одной пятерки, но зато сдал её на «отлично» при поступлении в институт. А физику у нас преподавала Надежда Павловна Гольберг, муж которой, литератор Ефим Дорош  был членом редколлегии «Нового мира», руководимого Твардовским.

В 1966–1972 гг. я учился на физическом факультете МГПИ им. В.И.Ленина по специальности «Физика на английском языке». С благодарностью вспоминаю лекции по общей физике Ю.Н.Пашина (тогда доцента, а позже декана физфака), занятия по решению задач у В.А.Малашковой, лабораторный практикум под руководством В.В.Сперантова, блестящие лекции по электродинамике Ю.А.Гурвича. Два имени выделю особо. Дипломную работу (факультативный курс для школьников «Основы физики плазмы») я делал под руководством В.А.Угарова, поистине любимца физфака, книга которого «Основы теории относительности» известна многим учителям физики. А высшую математику нам читал заведующий кафедрой математической физики В.И.Левин, учёный с европейским именем, лекции которого поражали не только высочайшим научным уровнем, но и в высшем смысле этого слова эстетичностью. Именно эти лекции навсегда остались для меня эталоном педагогического мастерства. Студентами мы интенсивно посещали спектакли МХАТа с «великими мхатовскими стариками», спектакли Большого театра («Спартак» А.Хачатуряна был поставлен Ю.Григоровичем в 1968 г.), концерты в Большом зале Московской консерватории С.Рихтера и Д.Ойстраха, Э.Гилельса и Л.Когана. Особенно я любил вечера Станислава Нейгауза, «поэта фортепьяно»,  с его неповторимыми трактовками произведений Ф.Шопена и А.Скрябина...

А по окончании института началась работа в школе. Сначала – в школе № 135 Фрунзенского района с углублённым изучением биологии, которая находилась в самом центре Москвы, рядом с Моссоветом. Там я, молодой и неопытный, оказался единственным учителем физики. Школьные программы пришлось осваивать все и сразу, притом на базе физического кабинета, пришедшего в запустение в предыдущие годы из-за частой смены учителей. Во многом на первых порах мне помогала мать, к тому времени вышедшая на пенсию, – по крайней мере в подготовке демонстрационного эксперимента, лабораторных и практических работ. А человеческую поддержку и многочисленные советы я получил от школьных ветеранов, которых до сих пор вспоминаю с благодарностью, – это уже ушедшая из жизни Л.И.Денисова (историк), ныне пенсионер С.Б.Фёдорова (начальные классы), завуч школы С.Н.Серова.

Через пять лет школа была расформирована, а её ученики и учителя вошли в состав школы № 175. Там я проработал 29 лет. На первых порах и здесь пришлось восстанавливать полуразрушенный кабинет, но было уже легче – помогал опыт. Общаясь с детьми, я не ограничивался – в тех классах, где был классным руководителем, – преподаванием физики, астрономии, а позже ещё и английского языка. Регулярные походы со школьниками на спектакли Большого театра в Кремлёвском дворце съездов, занятия в организованном мною школьном киноклубе «Классика отечественного кино», где дети открывали для себя искусство Эйзен­штейна, Довженко, Ромма, Тарковского, Шукшина, пешегорные походы в весенние, осенние и летние каникулы по Кавказу, Крыму, Карпатам, Хибинам... «Зелёный свет» всему этому дала тогдашний директор школы Н.Ф.Кедрова. Главными же моими учителями я считал и считаю моих многочисленных учеников, общение с которыми во многом помогало мне жить и адекватно оценивать общественные процессы, которые переживала страна. Имена некоторых моих учеников ныне известны: ведущий телепередачи «Рассказы о животных» Иван Затевахин, тележурналист Борис Соболев, артистка театра «Ленком» Александра Захарова, лидер московских диггеров Вадим Михайлов. В огромной степени именно с помощью моих учеников шёл мой профессиональный рост, который помог мне во время участия в конкурсах «Учитель года» в Москве (диплом 3-й степени в 1991 г., финалист в 1997 г.), в первом всероссийском конкурсе «Лидер образования» (2001 г.). Именно благодаря поддержке моих учеников я четыре раза подряд (1994–1997 гг.) становился Соросовским учителем. В результате мною заинтересовалась педагогическая печать, и я оказался автором трёх изданий – приложений (ныне самостоятельных газет) «Физика» и «Искусство» к газете «Первое сентября» и журнала «Школа» (он просуществовал до 2006 г., а с 2001 г. я был в нём заместителем главного редактора). Особенно меня привлекают история физики и вопросы гуманизации физического образования, в частности, «физические следы» на страницах литературных произведений. На протяжении многих лет при подготовке публикаций мне помогал в подборе материалов Фёдор Сергеевич Капица, с которым меня связывает многолетнее знакомство, начавшееся ещё в студенческие годы. За общение же, даже нечастое, с его отцом, Сергеем Петровичем, и с великим дедом, Петром Леонидовичем, я благодарен судьбе.

В 1998 г. я стал окружным методистом по физике Центрального округа Москвы, надеюсь, полезным учителям округа. Планы на будущее – помогать в работе учителям и писать интересные статьи по истории физики и по истории музыки.

Награды: грамоты Мосгороно (1985), Московского комитета образования (1997), Министерства образования РФ (2001), медаль «В память 850-летия Москвы» (1997), звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (2001 г.), гранты фонда Дж.Сороса (1994–1997).