Конкурс "Я иду на урок"
Т. А.
Симонова,
МОУ СОШ № 29, г. Георгиевск, Ставропольский кр.
I закон термодинамики и его применение к изопроцессам. 10-й класс
Урок получения и интегрирования новых знаний с компьютерной поддержкой. 10-й класс
Этот урок был проведён как мастер-класс для учителей г. Георгиевска и Георгиевского района. Показаны методика опроса с помощью физического диктанта, проверка знаний с применением тестовых заданий (тренировка к сдаче ЕГЭ), объяснение нового материала с демонстрацией опытов и выполнением экспериментальных заданий (что позволило успевающим учащимся самостоятельно вывести I закон термодинамики и применить его к решению задач на изопроцессы), использование ИКТ (специально к уроку созданы презентация и компьютерная программа проверки усвоения знаний на основе конструктора с сайта «Проект ИСО»), организация рефлексии. Учащиеся получили на уроке три оценки в журнал: за физический диктант, за выполнение тестов и за самостоятельную работу. Эффективность урока оценена в 78%.
Образовательные цели урока:
по физике: рассмотреть и сформулировать I закон термодинамики, выяснить его физический смысл; дать понятие об адиабатном процессе, показать применение I закона термодинамики к изопроцессам; показать единство закона сохранения энергии для различных явлений в природе.
по информатике: обеспечить применение практических навыков для работы с программой, папкой и файлом: открыть программу (графический редактор Paint), открыть файл, папку; закрыть окно программы, сохраняя изменения в файле.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация знаний учащихся
Фронтальная беседа о внутренней энергии. Решение задачи № 623 (из сборника задач А.А.Рымкевича, 2000). физический диктант «Напиши формулы»:
I вариант |
II вариант |
---|---|
1. Закон Гей-Люссака. | 1. Закон Шарля. |
2. Закон Бойля-Мариотта. | 2. Закон Клапейрона - Менделеева. |
3. Закон Клапейрона. | 3. Внутренняя энергия. |
4. Работа в термодинамике. | 4. Количество теплоты на нагревание |
5. Количество теплоты на плавление. | 5. Количество теплотына парообразование. |
6. Количество теплотына сгорание топлива. | 6. КПД тепловой машины. |
III. Беседа с демонстрацией опытов, выводом I закона термодинамики и исследовательской работой учащихся по его применению к изопроцессам
Учитель. Одним из основных законов природы является закон сохранения энергии. Который формулируется...
Учащиеся. Энергия ниоткуда не берётся и бесследно не исчезает, она переходит из одного вида в другой, от одного тела к другому.
Учитель. Открыт этот закон был независимо и почти в одно время тремя учёными - Г.?Гельмгольцем, Р.Майером и Дж.Джоулем. Он связывает все явления природы воедино и распространяется, в частности, на тепловые явления. При изменении температуры механическая энергия не меняется. А что происходит с внутренней энергией? Что называется внутренней энергией? Может ли меняться внутренняя энергия? Как узнать об изменении внутренней энергии тела?
Учащиеся (в результате беседы приходят к выводу). Внутренняя энергия может меняться при изменении агрегатного состояния вещества и при изменении температуры. Об изменении внутренней энергии можно судить по показаниям термометра.
Опыт. На спиртовке нагревается вода в пробирке, температура воды измеряется термометром.
Учитель. Что произошло с внутренней энергией воды? Каким способом изменилась внутренняя энергия?
Фронтальный эксперимент.
Цель работы: определить, как меняется внутренняя энергия тела при совершении работы.
Приборы и материалы: алюминиевая проволока, термометр.
Задание: сгибать и разгибать проволоку 15-20 раз; измерить температуру проволоки в месте сгиба; сделать вывод: каким способом изменилась внутренняя энергия?
Вывод. Внутренняя энергия изменилась в результате совершения работы и теплопередачи.
Учитель. Пусть имеется термодинамическая система, которая может обмениваться энергией с окружающей средой. Этот обмен происходит при теплопередаче и при совершении работы самой системой или работы внешних сил над этой системой (слайд) .
Первый закон термодинамики является обобщением закона сохранения и превращения энергии на термодинамическую систему. Он формулируется следующим образом: изменение внутренней энергии системы при переходе её из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты, переданного системе:
Соотношение, выражающее I закон термодинамики, часто записывают в другой форме: - количество теплоты, полученное системой, идёт на изменение её внутренней энергии и на совершение ею работы над внешними телами.
Из I закона термодинамики вытекает невозможность создания вечного двигателя, который мог бы совершать работу без затраты энергии топлива. В законе речь идёт об изменении внутренней энергии. Этот процесс характеризуют работой и количеством теплоты.
Фронтальная беседа «Применение законов термодинамики». Двое учащихся работают у доски:
1. В изохорном процессе (V = const) газ работы не совершает, A = 0. Следовательно,
Здесь U (T1) и U (T2) - внутренние энергии газа в начальном и конечном состояниях. Внутренняя энергия идеального газа зависит только от температуры (закон Джоуля). При изохорном нагревании тепло поглощается газом (Q > 0), его внутренняя энергия увеличивается. При охлаждении тепло отдаётся внешним телам (Q < 0).
Исследовательская работа учащихся (по вариантам)
Цель работы. Выяснить, какой вид будет иметь I закон термодинамики для изотермического процесса (Т - постоянная величина, 1-й вариант) и изобарного процесса (р - постоянная величина, 2-й вариант).
Выводы учащихся после выполнения задания:
· В изобарном процессе (p = const) работа, совершаемая газом, выражается соотношением
I закон термодинамики для изобарного процесса:
При изобарном расширении Q > 0 - тепло поглощается газом, и газ совершает положительную работу. При изобарном сжатии Q < 0 - тепло отдаётся внешним телам. В этом случае A < 0. Температура газа при изобарном сжатии уменьшается: T2 < T1; внутренняя энергия убывает:
В изотермическом процессе температура газа не изменяется, следовательно, не изменяется и внутренняя энергия газа:
I закон термодинамики для изотермического процесса выражается соотношением Q = A. Газ совершает работу за счёт полученного количества теплоты.
Учитель (по ходу объяснения демонстрирует слайды презентации). Существует ещё один процесс - адиабатный. Это процесс идёт без теплопередачи. При быстром сжатии работа совершается над газом - внутренняя энергия и температура увеличиваются (слайды). При быстром расширении газ совершает работу - внутренняя энергия и температура уменьшаются (слайды). Адиабатный процесс происходит в двигателях Дизеля, компрессорах, ожижителях газов (слайд). В грандиозных масштабах этот процесс происходит в атмосфере Земли, в результате образуются облака и выпадают осадки (слайд).
В адиабатном процессе Q = 0, поэтому I закон термодинамики принимает вид т.е. газ совершает работу за счёт убыли своей внутренней энергии.
Первичное закрепление
1. Чему равно изменение внутренней энергии газа, если ему передано количество теплоты 300 Дж и внешние силы совершили работу 500 Дж?
2. При адиабатном расширении совершена работа 200 Дж. Найдите изменение внутренней энергии.
3. Найдите работу при переходе из состояния 1 в состояние 2.
4. Какой процесс
происходит, если: 1) А = 0? 2) = 0?
(Ответы: 1. 800 Дж. 2. 200
Дж. 3. 16 ·103 Дж. 4. V= const; Т
= const.)
IV. Проверка усвоения знаний
Рефлексия (cамоконтроль учащихся)
1. Как изменилась внутренняя энергия идеального газа в результате изотермического расширения?
А) = 0; Б) > 0; B) < 0; г) =A; д) =А?.
2. Как изменилась внутренняя энергия газа, если ему передано количество теплоты 200 Дж и внешние силы совершили над ним работу 600 Дж?
а) 0; Б) 400 Дж; в) 500 Дж;
г) 800 Дж; д) 200 Дж.
3. Какую работу совершает газ при переходе из состояния 1 в состояние 2?
а) 0; б) 300 Дж; в) 600 Дж; г) 900Дж.
4. Переход газа из состояния М в состояние N совершается способами 1-4. В каком случае работа газа максимальна?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4; д) во всех случаях работа одинакова.
5. Выделяется или поглощается теплота при конденсации водяного пара?
а) Выделяется; б) поглощается; в) не выделяется и не поглощается; г) процесс может идти как с выделением, так и с поглощением тепла.
(Ответы: 1А; 2Г; 3В; 4А; 5А.)
(Учащиеся анализируют, какие задания вызвали у них трудности, заполняют таблицу и ставят себе оценку. Учитель проводит разбор ошибок и предлагает ещё одну - аналогичную - работу, чтобы сравнить самооценку учащихся со своей оценкой их знаний.)
Вопрос
|
Знаю, умею, понимаю
|
Сомневаюсь
|
Не понимаю, не знаю
|
1
|
|||
...
|
|||
5
|
Самостоятельная работа
(Приводим только один вариант. - Ред.)
1. Как изменится внутренняя энергия идеального газа в результате адиабатного расширения?
А) = 0; Б) < 0; B) > 0; Г) - любое; Д) U = 0.
2. В каком процессе изменение внутренней энергии системы равно количеству переданной теплоты?
A) В изохорном; Б) в изобарном; В) в изотермическом; Г) в адиабатном;
д) нельзя ответить определённо.
3. Газу передано количество теплоты 100 Дж, и внешние силы совершили над ним работу 300 Дж. Чему равно изменение внутренней энергии?
А) 0; Б) 100 Дж; В) 200 Дж; Г) 300 Дж; Д) 400 Дж.
4. Чему равна работа, совершённая газом при переходе из состояния 1 в состояние 2?
А) 0; Б) 300 Дж; В) 200 Дж; Г) 900 Дж; Д) нельзя ответить определённо.
(Ответы: 1Б; 2А; 3Д; 4Б.)
Учитель (подводит итог). С каким законом мы познакомились? Как читается этот закон термодинамики? Ознакомьтесь со своими оценками за урок. (На экране высвечивается таблица с тремя оценками: за физический диктант; самооценка учащихся; оценка учителем самостоятельной работы. Если две последние совпадают или учительская даже выше, то урок прошёл не зря. Эффективность урока оценивается как отношение числа учащихся с такими оценками к общему числу учащихся в классе. В данном случае она оказалась 78%.)
ДЗ. § 80, 81 (учебник «Физика-10» Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, 2003); упр. 15 (10, 3, 7, рис. на с. 183).